Понятие и сущность аутсорсинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

В условиях усиливающейся конкуренции поступательное развитие бизнеса становится возможным во многом благодаря эффективному управлению активами, в том числе путем концентрации ресурсов на профильной деятельности. Потому специалисты все отчетливей призывают предприятия более активно переходить к аутсорсингу как к действенному способу достижения экономических преимуществ перед конкурентами.
Аутсорсинг - неотъемлемая составляющая холдинговых структур, обеспечивающая повышение эффективности функционирования комплекса взаимосвязанных предприятий. Вопросы о дальнейшем структурировании бизнеса холдинга, о целесообразности передачи специализированным компаниям отдельных бизнес-процессов, оценка связанных с этим рисков нередко становятся предметом рассмотрения на заседаниях советов директоров акционерных обществ. Настоящая статья предлагает ознакомиться с этой проблемой подробнее.
Аутсорсинг производства - одно из наиболее динамично развивающихся направлений в современной мировой экономике, представляющее собой элемент стратегии предприятия, при котором оно на длительный срок передает сторонней организации целиком функцию производства отдельных составляющих своей продукции или операции по обеспечению производства, т. е. отдельный бизнес-процесс.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АУТСОРСИНГА 4
1.1 Понятие и сущность аутсорсинга в России 4
1.2 Аутсорсинг как способ снижения затрат 7
1.3 Правовые аспекты аутсорсинг-деятельности 11
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 16
2.1 Аутсорсинг в России: зарождение и развитие 16
2. 2 Услуги в сфере аутсорсинга на примере компании «ДАС-групп»18
2.3 Основные препятствия на пути развития аутсорсинга и методы их преодоления 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Файлы: 1 файл

методология исследования систем управления.docx

— 52.30 Кб (Скачать файл)

- достаточно велик риск  убытков из-за низкого качества  услуг, ведь аутсорсинг в Российской Федерации только развивается. Кроме того, фирма-аутсорсер, как и любая другая, занятая предпринимательством может разориться, в связи с чем, организация-заказчик вынуждена будет воспользоваться услугами нового аутсорсера, а это дополнительные моральные и материальные затраты;

Передача в аутсорсинг части функций компании стратегически целесообразна, если:

1) независимые партнеры  выполнят их лучше и дешевле;

2) этот вид деятельности  не является конкурентно значимым  и его передача в аутсорсинг не угрожает ключевой компетенции, возможностям и ноу-хау компании;

3) это снижает риск, связанный  с изменениями технологии и/или  покупательских предпочтений;

4) это повышает организационную  гибкость и оперативность принятия  решений, сокращает время разработки  и выведения на рынок новых  товаров, снижает издержки на  координацию;

5) это позволяет компании  сосредоточиться на основном  бизнесе.

Можно освоить или сохранить за собой ключевые виды деятельности и при этом избежать недостатков вертикальной интеграции, если избрать стратегию долгосрочных партнерских соглашений с ключевыми поставщиками и получить, таким образом, доступ к их компетенциям. Раньше многие компании старались не работать с поставщиками слишком тесно и заключали с ними, в основном, краткосрочные контракты. Хотя при этом компании работали с поставщиками достаточно долго, последние опасались, что сотрудничество в любой момент может прекратиться, обычно при заключении контракта определяющим фактором была цена, и компании пытались получить самые выгодные условия поставки в обмен на долгосрочное сотрудничество. Угроза перейти к другому поставщику была серьезным оружием, и чтобы она действовала сильнее, компании вместо долгосрочных контрактов практиковали заключение краткосрочных с многочисленными поставщиками, создавая среди последних ожесточенную конкуренцию. Сегодня наблюдается почти повсеместный отказ от этой стратегии в пользу долгосрочных союзов и партнерских соглашений с немногочисленными высокоэффективными поставщиками. На смену краткосрочным контрактам, заключаемым исключительно из-за выгодности цены, приходят длительные партнерские взаимоотношения.

Передача внешним партнерам функций одного или нескольких звеньев цепочки ценности обладает рядом стратегических преимуществ:

- позволяет получить комплектующие  или услуги выше качеством  и/или дешевле;

- улучшает инновационные  возможности компании за счет  взаимодействия и партнерства  с поставщиками мирового уровня, имеющими большой интеллектуальный  потенциал и богатый инновационный  опыт;

- обеспечивает большую  гибкость компании в случае  внезапного изменения рыночной  ситуации или потребительских  предпочтений: проще и дешевле  найти новых поставщиков с  необходимыми возможностями и  ресурсами, чем перестраивать внутреннюю  деятельность компании, ликвидируя  одни мощности и ресурсы и  создавая новые;

- ускоряет приобретение  ресурсов и навыков;

- позволяет сосредоточиться  на тех операциях, которые эффективно  выполняются силами компании, и  тех, которые стратегически целесообразно  сохранить под ее контролем.

Недостатки аутсорсинга:

Компания рискует вывести за свои пределы слишком многие виды деятельности и лишиться части собственных ресурсов и возможностей. В таких случаях компания утратит виды деятельности, которые в течение длительного времени обеспечивали ей успех на рынке. Организациям необходимо контролировать и защищать свой уникальный производственный опыт, разрабатывая новые методы производства, которые обязаны применять работающие с этой организацией подрядчики. Таким образом, постоянно совершенствуется производство. Кроме того, компаниям желательно отслеживать производственные операции своих подрядчиков, и немедленно принимать меры при возникновении проблем.

 

1.3 Правовые аспекты  аутсорсинг-деятельности

 

Аутсорсинговые услуги, с правовой точки зрения, это, прежде всего договорная работа, основанная на доверии. Аутсорсинг - это не просто взаимоотношения «заказчик - исполнитель», это партнерство. Немаловажной составляющей в партнерских отношениях является доверие. Надо понять, что даст заказчику возможность доверять партнеру, а отсюда уже выстраивать свои бизнес-отношения. В зависимости от объема предоставляемой специализированной организации функций каждый вид аутсорсинга можно определенным образом классифицировать:

- договор полного аутсорсинга, по которому в распоряжение поставщику услуг на время действия контракта отдается штат сотрудников, а возможно, и активы;

- договор частичного аутсорсинга, при котором большая часть подразделений остается в ведении клиента;

- договор совместного  аутсорсинга представляет собой отношения, когда обе стороны являются партнерами в коммерческой деятельности;

- договор промежуточного  аутсорсинга используется в случае, когда компания, как правило имеющая своих специалистов с высоким уровнем квалификации, передает управление своими подразделениями третьей стороне;

- договор трансформационного  аутсорсинга, когда компания-заказчик приглашает поставщика услуг, полностью осуществляющего работу подразделения, разрабатывая и создавая новый конечный продукт и передавая его впоследствии клиенту. Такой вид аутсорсинга отличен от полного лишь тем, что переход сотрудников и активов не окончателен: после завершения проекта клиент вновь обретает полный контроль. Также трансформационный аутсорсинг интересен тем, что отдельные менеджеры в своей деятельности сделали еще один шаг. Почти треть компаний используют аутсорсинг не только для того, чтобы перестроить процессы, но и для того, чтобы серьезно улучшить ключевые возможности бизнеса. Партнерство использует различные механизмы, некоторые из которых включают чистый аутсорсинг, другие - совместные предприятия, например. Но и они могут изменить полностью все предприятие. Для нашего государства, могут представлять определенный интерес еще два вида аутсорсинга: аутсорсинг совместного предприятия и производственный аутсорсинг. В первом случае предлагается создание новой компании для развития будущих деловых возможностей. В дальнейшем персонал и активы клиента переводятся в совместное предприятие, а не поставщику услуг. Цель такой схемы - не только повышение качества работы переданного подразделения, но и разработка товаров и услуг, которые будут продаваться третьей стороне. Производственный аутсорсинг применяется в тех случаях, когда компания-производитель решает передать отдельный процесс по изготовлению промежуточного продукта внешнему производителю. Кроме того, возможен вариант продажи части своих подразделений другим компаниям и дальнейшего взаимодействия с ними уже в рамках аутсорсинга. Зачастую используют несколько вариантов сотрудничества:

- партнеры предоставляют  сырье и технологии, а компания - оборудование и рабочих. В этом  случае партнеры присылают специалиста, который контролирует производственный  процесс;

- партнеры заказывают  компании продукцию, и компания, используя свои технологии, сырье, персонал, выдает свой продукт  под чужой торговой маркой.

Широко развит аутсорсинг бизнес-процессов. Он представляет собой передачу сторонней компании отдельных бизнес-процессов, не являющихся для компании основными, например, управление персоналом, бухгалтерский учет, логистика, маркетинг, реклама. В связи с разными задачами, которые ставят перед собой заказчики, передавая на аутсорсинг отдельные функции компании, услуги, соответственно и договоры на оказание работ (услуг) могут значительно отличаться в разных ситуациях и моделях бизнеса.

Разработку аутсорсинг-проекта предложено осуществить в несколько этапов: анализ фактического состояния предприятия; принятие решения «производить или покупать»; анализ рынка услуг аутсорсинга и поиск потенциальных аутсорсеров; выбор партнера-аутсорсера; разработка условий контракта и его подписание; выполнение контракта. 

На сегодняшний день в мире существует множество разновидностей аутсорсинга бизнес-процессов, многие из которых успешно применяются и на российских предприятиях. 

Аутсорсинг в сфере ИТ — передача стороннему подрядчику ряда внутренних услуг и (или) внутренних сервисов компании-заказчика, в том числе на основе использования (например, аренды) его программных продуктов, приложений, технических средств и фрагментов инфраструктуры. 

Абонентское обслуживание компьютеров — наиболее распространенный на практике вид аутсорсинга в ИТ-сфере. 

Бухгалтерский аутсорсинг — один из вариантов бухгалтерского обеспечения функций учёта и отчетности на предприятии, за которое несёт полную ответственность, в соответствии с законодательством РФ, руководитель предприятия. 

Аутсорсинг расчёта заработной платы обычно основывается на бизнес-модели SaaS. При этом подразумевается именно расчёт заработной платы, премиальных, командировочных, пособий, компенсаций и т. д., а не осуществление выплат. 

Нередко компании вместо штатного юриста предпочитают пользоваться аутсорсингом. Как правило, это обходится значительно дешевле, чем содержание собственного специалиста. 

Типичными примерами аутсорсинга также являются передача стороннему исполнителю функций перевода, печати и постпечатной обработки документов, издание корпоративных газет и журналов. 

В данный момент очень сложно оценить в цифрах рост объемов аутсорсинга, особенно принимая во внимание то, что услуги предоставляются в разных сферах бизнеса, однако точно можно утверждать, что этот объем растет. 

Совершенствование правовой среды, в которой осуществляется деятельность заказчика и исполнителя аутсорсинговых услуг, существенным образом влияет на распространение аутсорсинга. 

Как показывают исследования рынка, лидером среди выделяемых на аутсорсинг процессов по-прежнему будут оставаться информационные технологии и АХО (административно-хозяйственное обслуживание). 

В последнее время наметилась тенденция отдавать на аутсорсинг все большую часть процесса производства программного обеспечения, т. е. не просто написание программных модулей по спецификациям, но и проработку концепции всего программного продукта. 

По оценке специалистов тенденции развития аутсорсинга персонала в России во многом схожи с историей развития данного сервиса на Западе. Услуги по аутстаффингу появляются на рынке только тогда, когда рынок достиг определенного уровня цивилизованности, когда законодательная составляющая бизнеса увеличивается настолько, что сама превращается в бизнес. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

В данной части работы мы постараемся разобраться, на какой стадии развития находится аутсорсинг в России в настоящей момент, какие компании занимаются предоставлением временного персонала, каковы основные препятствия на пути развития сектора. Несмотря на отсутствие законодательного регулирования, отрасль находится в состоянии уверенного роста, что связано с развитием экономики в целом. В теоретической части нами было установлено, что делегирование полномочий и привлечение сторонних работников позволяет снизить нагрузку на бизнес.

 

2.1 Аутсорсинг в России: зарождение и развитие

 

Первопроходцем среди аутсорсеров в России принято считать Петра I. Испытывая острую нехватку не только в профильных специалистах, но и в управленцах, он начал активно нанимать для работы архитекторов, судостроителей, профессиональных чиновников и инженеров. Его цель была благой – реформировать страну и создать из неё современную и динамичную империю. Удалось это лишь отчасти, потому что новшества негативно воспринимались тогдашними элитами, а нововведения насаждались насильно. Эффект преобразований, безусловно, был, но потенциал преобразований был реализован на 30-50%.

В новейшей истории Российского государства аутсорсинг стал естественным продолжением реструктуризации бизнеса и избавления от непрофильных активов. Он использовался в различных организациях, в том числе и в Российской армии. Основная идея – это снижение издержек путём передачи вторичных функций организации тем компаниям, которые специализируются на выполнении именно таких работ.

Одним из пионеров в данном направлении стала компания «ЮКОС». В целях повышения рентабельности, из неё было выделено подразделение «Сибирская сервисная компания». Компания «Лукойл» передала часть своих функций в сфере геологоразведки и других направлениях деятельности фирме «Лукойл-бурение». При этом как «ССК», так и «ЛБ» стали самостоятельными организациями, ориентированными на обслуживание не только своих создателей, но и на получение прибыли в целом.

Информация о работе Понятие и сущность аутсорсинга в России