Понятие и сущность лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:57, реферат

Описание работы

Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера конфликта и особенностей его участников лидер, старающийся управлять конфликтом. Может выбирать роль посредника или судьи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и сущность лидерства 4
2. Современные модели лидерства 4
3. Стили руководства, их виды 5
4. Разработка управленческих решений по повышению эффективности лидерства на предприятии «Транс-Тур» 7
4.1 Оценка мероприятий по повышению эффективности лидерства на предприятии ООО «Транс-Тур» 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

План.docx

— 37.68 Кб (Скачать файл)

 

 

План

Введение                                                                                                                                            3

1. Понятие и сущность лидерства                                                                                                      4

2. Современные модели лидерства                                                                                                    4

3. Стили руководства, их виды                                                                                                          5

4.  Разработка управленческих решений по повышению эффективности лидерства на предприятии «Транс-Тур»                                                                                                                  7

4.1   Оценка мероприятий по повышению эффективности лидерства на предприятии ООО «Транс-Тур»                                                                                                                                           8

Заключение                                                                                                                                   10

Список литературы                                                                                                                            11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Лидерство - важнейший  компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей.

Во второй половине прошлого века на Западе рыночные отношения  владели всеми сферами жизни  общества. Начали расти крупные туристические  фирмы, требовавшие большого числа  руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные  рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые  были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям  уже не нужно держать своих  подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях  обеспечения наибольшей прибыли  собственникам фирмы.

Интерес к лидерству  возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и  лидерство стали объектом исследования. Впервые лидерство как явление  попало в фокус экспериментального исследования в начале 30-х годов XX в. в научной школе известного психолога Курта Левина, которая  занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека. Выяснилось, что группа может оказывать  значительное управляющее влияние, как на действия, так и на мнение отдельного ее члена и что становление  и развитие группы происходит, в  том числе через постепенную  кристаллизацию функций ее лидера- человека, на которого ориентируются  другие члены группы и который  успешнее других выражает групповое  мнение.

Большинство работ в  области исследования лидерства  принадлежит западным ученым. Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие  проблемы лидерства. ( Например, книга  Р.Л. Кричевского “Если вы - руководитель”  об элементах психологии менеджмента  в повседневной работе руководителя и лидера в организации, а по технологии лидерства - коллективная работа авторов  московского центра политических исследований “Никколо М “ “Имидж лидера”.)

Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение  в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные  личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его  способностях управлять социальными  конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно  повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера  конфликта и особенностей его  участников лидер, старающийся управлять  конфликтом. Может выбирать роль посредника или судьи.

Стратегия развития организации  и эффективность лидерства связаны  с объективными и субъективными  возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения  сотрудничества и партнерства с  организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной  деятельности организации.

Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит  в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.

Лидер во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От него зависят мотивация  работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента  имеет огромное значение в управлении, обязательна и полезна для  изучения.

Успешное руководство  в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением  коллектива.

 

 

1. Понятие и сущность  лидерства

Лидерство - это управленческие взаимоотношения между руководителем  и последователями, основанные на эффективном  для данной ситуации сочетании различных  источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих  целей.

Обязательное условие  лидерства - обладание властью в  формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства до правительственных  учреждений, местного самоуправления или общественных групп. Формализованная  власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную  опору в обществе, которое за ним  следует.

Выделяют формальное и  неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается  с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через  личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального  лидерства.

Проблемы лидерства  являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С  одной стороны, лидерство рассматривается  как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто  успешно оказывает влияние или  воздействует на других, с другой, лидерство  это процесс несилового воздействия  в направлении достижения группой  своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого  взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных  источников власти и направленный на побуждение людей к достижению целей.

Лидерство как тип отношений  управления строится на отношении типа «лидер-последователь», чем «начальник-подчиненный». Не любой руководитель использует лидерство  в своем поведении.

Подходы к изучению лидерства  различаются комбинацией трех основных переменных: лидерские качества, лидерское  поведение и ситуация, в которой  действует лидер. Важную роль при  этом играют характеристики и поведение  последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

Ранние традиционные концепции  предлагали определять эффективное  лидерство на основе либо качеств  лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции  утонули в выявленных качествах  и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность  лидерства через влияние внешних  факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции  попытались объединить преимущества и  достижения как традиционного, так  и ситуационных подходов. Эти концепции  основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи  с имеющейся ситуации.

Лидеры сами устанавливают  свои цели и используют их для изменения  отношения людей к делу. Официально назначенный руководитель обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он становится лидером. Однако необходимо помнить, что  быть руководителем не означает автоматически  считаться лидером, так как лидерство  базируется на неформальной основе.

Поведение формального  руководителя зависит от того, стремится  ли он продвигаться в должности или  удовлетворен своим настоящим положением. В первом случае руководитель может  считать, что эмоциональная привязанность  к рабочей группе может стать  тормозом на его пути. Приверженность руководителя к своей группе может  войти в противоречие с его  личными амбициями и оказаться  в конфликте с его приверженностью  руководящей группе организации. Во втором он полностью отождествляет  себя со своими подчиненными и стремится  сделать все от него зависящее, чтобы  защитить их интересы.

 

2. Современные модели лидерства

Выделяют следующие  модели лидерства:

1 Модель атрибутивного  лидерства опирается на теорию  атрибуции, объясняющую связь  между тем, что произошло, и  тем, что люди считают причиной  происшедшего. Этот подход исходит  из того, что выводы лидера  обусловлены реакцией лидера  на поведение последних. Наблюдая  за работой подчиненных, лидер  получает информацию о том,  как она выполняется. Он делает  свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного. Например, если лидер приписывает плохие результаты работы подчиненного, то за этим может последовать выговор. Если же лидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчиненному факторы, например, резко возросший объем работы, то лидер постарается решить проблему по-другому. В рамках данного подхода лидер главным образом выполняет работу информационного процессора. Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационное окружение или обстоятельства. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведении подчиненного: отличительные особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы и его поведением определяется тем, кто должен нести ответственность за происшедшее. Если лидер считает, что причины носят внутренний характер, то ответственность должен нести подчиненный.

2 Модель харизматического  лидерства. Имеются две противоположные  позиции формирования имиджа  лидера. Одна отрицает влияние  лидера на организационную эффективность,  а другая ведет к лидерской  харизме и попытке последователей  приписать лидеру качества. Харизматическим  считается тот лидер, который  способен оказывать глубокое  воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают  высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в  деятельности и убеждены в  моральной правоте того, во что  они верят. Потребность во власти  мотивирует их в стремлении  стать лидерами.

3 Модель преобразующего  лидерства предполагает наличие  у лидера и последователей  определенного поведения, пригодного  для творческого решения проблемы  в кризисной ситуации. Она признается  необходимым для лидера влиять  на последователей через привлечение  их к участию в управлении. Атмосфера доверия развивает  сильную взаимозависимость между  лидером и последователями, возникает  опасность того, что руководитель  окружит себя соглашателями, либо  руководитель пойдет на поводу  у подчиненных.

4 Модель «Основы эффективного  лидерства» разрабатывалась в  рамках единой государственной  программы в течение пяти лет  специальной комиссией под руководством  вице-президента Горна. Перед  программой ставились следующие  задачи:

- создание гибкой и  надежной системы найма;

- преобразование квалификационной  системы;

- улучшение системы  исполнения решений;

- совершенствование системы  обучения и развития служащих;

- обеспечение равных  возможностей для работающих  сотрудников;

- формирование партнерских  отношений между служащими и  руководителями.

личность лидер стиль  руководство

 

3. Стили руководства, их виды

Стиль управления зависит  от особенностей администраторских  и лидерских качеств руководителя. В процессе трудовой деятельности формируется  индивидуальный тип, «почерк» руководителя, что позволяет акцентировать  внимание на том, что нет и не может  быть двух одинаковых руководителей  с одинаковым стилем руководства. Таким  образом, стиль руководства представляет собой явление строго индивидуальное, так он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с  людьми.

Эффективный руководитель, выбирая стиль управления, должен в виду следующие обстоятельства:

Информация о работе Понятие и сущность лидерства