Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:57, реферат
Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера конфликта и особенностей его участников лидер, старающийся управлять конфликтом. Может выбирать роль посредника или судьи.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и сущность лидерства 4
2. Современные модели лидерства 4
3. Стили руководства, их виды 5
4. Разработка управленческих решений по повышению эффективности лидерства на предприятии «Транс-Тур» 7
4.1 Оценка мероприятий по повышению эффективности лидерства на предприятии ООО «Транс-Тур» 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
Список литературы 11
- знать себя;
- понимать ситуацию;
- оценивать стиль управления адекватно ситуации и уровню подчиненных;
- учитывать потребности группы;
- учитывать нужды ситуации и подчиненных.
В соответствии с самой распространенной в управленческой деятельности классификацией выделяют следующие стили управления:
1 Авторитарный (автократический, директивный)
2 Демократический (
3 Либеральный (попустительский, разрешительный, нейтральный).
Авторитарный стиль руководства
Авторитарный стиль
руководства (влияние) властный, основанный
на стремлении утвердить свое влияние,
авторитет. При таком стиле руководитель
привержен формальному
Данный стиль руководства характеризуется централизацией и концентрацией власти в руках одного руководителя. Он единолично решает все вопросы, определяет деятельность подчиненных, не давая им возможности проявить инициативу. Подчиненные исполняют то, что приказано; при этом необходимая для них информация сводится к минимуму. Деятельность подчиненных жестко контролируется. Он состоит в том, что руководитель стремится сконцентрировать власть в своих руках, берет на себя всю ответственность за результаты. Такой руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю работникам.
Итак, при авторитарном стиле управления подчиненный воспринимается как испытывающий отвращение к труду и по возможности его избегающий. В этом случае работник нуждается в постоянном принуждении, контроле, наказании. Подчиненный постоянно избегает ответственности, предпочитает, чтобы им руководили.
Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных исходя из предположения, что это тот самый уровень, который для подчиненных является самым важным.
Авторитарный стиль руководства целесообразен при обстоятельствах:
- в условиях чрезвычайных ситуаций, аварий, боевых действий;
- на первых этапа создания нового коллектива;
- в коллективах с низким уровнем сознательности членов.
Демократический стиль руководства
Демократический стиль руководства (власть народа) основан на инициативе коллектива. Он характеризуется коллективной деятельностью, при которой обеспечивается активное и равноправное участие всех сотрудников в обсуждении намечаемых к реализации целей, определении.
Демократический стиль руководства предполагает взаимодействие. У руководителя и подчиненного в этом случае возникает чувство доверия и взаимопонимания. Но стремление прислушиваться к мнению своих сотрудников по самым разным вопросам объясняется не тем, что сам он чего-то не понимает. Руководитель убежден в том, что при обсуждении проблем всегда могут возникнуть новые дополнительные идеи, которые позволят улучшить процесс реализации решения.
Настоящий демократичный
руководитель избегает навязывать свою
волю подчиненным. Такой руководитель
отдает предпочтение методам убеждения
и стимулирования; к санкциям прибегает
лишь тогда, когда все другие методы
исчерпаны. Демократический стиль
руководства характеризуется
Демократический стиль
руководства целесообразно
Либеральный стиль руководства
Либеральный стиль руководства
(свободный) предполагает склонность к
излишней терпимости, снисходительности,
нетребовательности. Он отличается полной
свободой решений сотрудников при
минимальном участии
Он отличается невмешательством руководителя в ход работы. Задачи ставятся в самой общей форме. Контроль исполнения слабый. С одной стороны, все это не способствует укреплению дисциплины, организованности и порядка; с другой - либеральный стиль является единственно возможным в организациях основанных на высочайшем профессионализме и индивидуальном характере работы сотрудников (партнерство известных адвокатов) и занимающихся творческой работой (союз писателей).
Наиболее успешно руководитель управляет тем коллективом, в котором есть знающие помощники (заместители), могущие взять на себя функции руководителя. Коллективом руководят и принимают решения заместители.
В некоторых коллективах
руководителем-либералом
При попустительском стиле руководства руководитель самоустраняется от дел организации. Главное для него поддержание хороших отношений с подчиненными, а не результат работы. Ее дела в этом случае идут как бы сами по себе за счет достаточного уровня квалификации подчиненных. При исследованиях часто такой руководитель практически ничего не может сказать о своих сотрудниках. Такой стиль имеет преимущество, заключающееся в высокой квалификации работников, что непременно отразится на конкурентоспособности компании.
4. Разработка управленческих решений по повышению эффективности лидерства на предприятии «Транс-Тур»
Для повышения эффективности работы предприятия ООО «Транс-Тур» мною были разработаны следующие этапы:
1этап. Организационная диагностика.
Цель: выявление проблемных зон, определение ресурсов развития и ключевых направлений совершенствования системы управления предприятием.
1. Диагностика
состояния процессов
1) Оценка структуры управления
и взаимодействия между
2) Определение состояния
элементов организационного
3) Выявление закономерностей
системы управления персоналом
компании, их влияния на
Форма проведения - проблемные интервью с руководством, руководителями подразделений, ключевыми специалистами организации, возможно проведение дополнительно анкетирования и группового интервью.
2. Структурирование
проблемного поля и
Проводится консультантами на основе материалов диагностики
Результаты 1 этапа:
Руководству представляется отчет о выявленных управленческих проблемах, иерархии проблем, ключевых проблемах.
Обсуждается и принимается окончательная формулировка желаемого результата.
2 этап. Разработка
проекта внедрения изменений,
определение необходимых
На этом этапе определяется состав необходимых мероприятий, направленных на достижение желаемого результата. А также: кто, каким образом и в какие сроки осуществляет эти мероприятия. Определяется степень участия консультантов в работе на этапе внедрения изменений.
3этап. Внедрение.
Цель: внедрение изменений, разработка нормативной базы и управленческих технологий, работа с сопротивлением изменениям, контроль результатов и проведение корректирующих мероприятий.
1. Разработка методического
обеспечения и нормативной
Возможные мероприятия (определяются по результатам этапа 2):
1) Анализ и оптимизация оргструктуры предприятия.
2) Разработка инструкций,
положений о подразделениях; внесение
изменений или разработка
3) Разработка организационного
порядка, определяющего
4) Разработка процедур, обеспечивающих
деятельность работников, а также
раскрывающих
5) Разработка системы планирования и контроля.
6) Разработка политики
работы с персоналом, нацеленной
на развитие идентификации
7) Оценка и развитие персонала.
8) Разработка системы
мотивации и мониторинга
9) Оптимизация системы подбора и адаптации персонала.
2. «Передача технологий
вниз», на исполнительский
Обучение руководителей подразделений управленческим технологиям, проведение консультаций, обучающих практикумов и тренингов.
4.1 Оценка мероприятий по повышению эффективности лидерства на предприятии ООО «Транс-Тур»
На основе разработанной программы мною были проведены следующие мероприятия, анализ результатов и выработка рекомендаций которых представлены ниже в виде таблиц, диаграмм и схем.
Разработав основные мероприятия
(курсы, семинары, тренинги), мною были
проведены следующие подсчёты, которые
выражены в диаграмме «Стоимость
затрат на осуществление мероприятий
по повышению эффективности
Рисунок 3 - стоимость затрат
на осуществление мероприятий по
повышению эффективности
Подготовка и проведение
рабочих встреч, учебных семинаров,
совещаний и сборов - неотъемлемая
часть мероприятий по повышению
эффективности лидерства в
Для поиска путей совершенствования деятельности отделения использовались различные методы принятия творческих решений, такие как метод контрольных вопросов, метод творческих совещаний, метод коллективного блокнота, морфологический анализ, метод « мозгового штурма» и другие.
В ходе исследования был использован один из методов - метод контрольных вопросов, цель которого получить ответы на ряд наводящих вопросов и прийти, таким образом, к решению задачи. В процессе исследования были получены несколько вариантов ответов на вопросы, которые были зафиксированы мною в карточках идей по совершенствованию лидерства на предприятии ООО «Транс-Тур», а также по эффективности работы персонала, отделов турфирмы и самого предприятия в целом. Полученные идеи представлены в виде таблице 7.
№ варианта |
Сущность варианта |
Преимущества |
Недостатки |
|
1 |
Устранение дублирования функций в отделениях |
1. Снижение затрат на
выполнение функций 2. Высвобождение
дополнительного времени в 3. Более качественное выполнение других функций 4.Сокращение документооборота |
1. Могут быть не учтены специфические направления в планировании разных отделениях |
|
2 |
Совместить вспомогательные, нехарактерные для деятельности отделений функции |
1. Снижение затрат на выполнение функций 3. Более качественное выполнение других функций |
||
3 |
Полностью или частично передать функции на исполнение в другие отделения учреждения |
2. Высвобождение дополнительного времени в отделении 3. Более качественное выполнение других функций |
1. Дополнительная нагрузка
на сотрудников других |
|