Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:10, курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 История развития менеджмента 4
1.2 Понятие и виды менеджмента 6
1.3 Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента 10
Сущность бизнеса состоит в постоянном совершенствовании самой фирмы, ее стратегии и тактики в борьбе за место на рынке, в стремлении к совершенству. Приумножение капитала, получение прибыли и развитие фирмы, надежда на будущее - вот те составляющие, без которых бизнес немыслим. Так же он немыслим без талантливых менеджеров, которые могут повести за собой людей и реализовать все задуманное.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 История развития менеджмента 4
1.2 Понятие и виды менеджмента 6
1.3 Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента 10
1.4 Содержание менеджмента 24
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ ОАО «АВТОВАЗ» 28
2.1 Характеристика предприятия 28
2.2 Анализ деловой среды 35
2.3 SWOT-анализ 37
3. ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ 41
3.1 Тест «Кто вы: администратор или лидер» 41
3.2 Тест «Мои возможности» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ей своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связанны координацией и установлением взаимодействия внутри организации с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.
Содержание и набор действий и функций, осуществленных в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший, средний и нижний уровень управления), от функций внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.
Чтобы выполнить сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятиями. Требования к их профессиональной компетенции условно делятся на две группы.
К первой группе относится:
А) умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
Б) высокая информированность (информация – это знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию и услуги и т.д.;
В) знакомство с опытом менеджмента на других предприятиях в разных отраслях;
Г) способность
управлять ресурсами, планировать
и прогнозировать работу предприятия,
владение способами повышения
Д) умения использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.
Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджера связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. К ним можно отнести:
А) владение искусством управления человеческими ресурсами;
Б) владение искусством налаживания внешних связей;
В) способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию – знания и умения.
В тоже время, важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, то есть специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.
В практике выделяют следующие виды разделения труда менеджеров:
А) функциональное;
Б) структурное;
В) технологическое;
Г) профессионально-
Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организовывание, контроль и т.д. Таким образом, одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работ и т.д.
Структурное
разделение труда менеджеров строиться
исходя из таких характеристик
Вертикально разделение труда построено на выделении трех уровней управления: низшего, среднего, высшего.
К низшему уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.
Средний уровень – самый многочисленный. Он состоит примерно, из 50 – 60 % общей численности управленческого персонала организации и включает в себя менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований. Сюда же входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия. Его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.
Высший
уровень – это администрация
предприятия, осуществляющая общее
стратегическое руководство организации
в целом, ее функциональными и
производственно –
Фактическое
число уровней на предприятиях характеризуется
большим разнообразием и
Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низшего уровня к высшему, увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низшем и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей. Поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной. Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия. Специалисты выделяют пять подсистем, а именно: персонал, исследования и разработки, маркетинг, производство и финансы.
Техническое
и профессионально –
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АВТОВАЗ»
2.1 Характеристика предприятия.
Наименование организации: ОАО ''АВТОВАЗ''
Основной вид деятельности: производство автомобилей
Основные конкуренты: Китайские производители
История: Возведение гиганта российского автомобилестроения – Волжского автомобильного завода (ВАЗ) – началось в 1967 году, после тщательной подготовки и выбора строительной площадки. 20 июля 1966 года ЦК КПСС и Совет министров, предварительно проанализировав 54 различных потенциальных участков, определилось с местом строительства – было принято решение построить новый крупнейший в Союзе завод легковых автомобилей в г. Тольятти (Самарская область). Строительство было оглашено ударной комсомольской стройкой. Совет министров назначил заместителя министра автопромышленности Полякова В.Н. генеральным директором строящегося завода, а Соловьева В.С. главным конструктором АвтоВАЗа. Впоследствии, тысячи людей, преимущественно молодежь, были направлены в Тольятти на стройку завода-гиганта. Технический проект строительства был подготовлен итальянским автомобильным концерном Fiat, с которым также был заключен контракт на поставку основного технологического оборудования и дальнейшее обучение специалистов.
Уже через два года после начала строительства начали формировать трудовые коллективы заводских цехов. Главным образом работать на ВАЗ шли те же молодые люди, которые его строили и производили монтаж оборудования. Завод планировался настолько большим и мощным, а сроки запуска были столь ограничены, что производственное оборудование для ВАЗ изготовлялось на 844 машиностроительных заводах СССР и 900 заводах других социалистических стран, а также компаниями ФРГ, Италии, Англии, Франции, США и других государств.
Благодаря стараниям и тяжелому труду советских людей 19 апреля 1970 года были произведены первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». Таким образом, строительство было закончено на 3 года раньше рассчитанных при проектировании 6 лет. Конструкция первых «Жигулей» копировала итальянскую модель Fiat-124 1966 года в базовой комплектации, но со значительными доработками. А материалы и комплектующие для автомобилей ВАЗ использовались исключительно советские.
Первая
очередь завода была принята в
эксплуатацию и запущена 24 марта 1971
года и была рассчитана на выпуск 220
тыс. автомобилей в год. А в
начале следующего года была сдана
в эксплуатацию вторая очередь Волжского
автозавода, также рассчитанная на
выпуск 220 тыс. автомобилей в год,
таким образом, удвоив производственные
мощности ВАЗа.
Первая модель ВАЗ задумывалась маломощной
(объем четырехцилиндрового двигателя
составлял 1,2 л; мощность – 62 л.с. при 5 600
об/мин; максимальная скорость – 140 км/час)
и недорогой для насыщения огромнейшего
потребительского рынка СССР. В сравнении
со своим итальянским прототипом, ВАЗ-2101 обрел задние
барабанные тормоза (вместо дисковых),
которые были более долговечные и стойкие
к загрязнениям. Учитывая особенности
советских дорог, также был увеличен дорожный
просвет, усилены кузов и подвеска. В последующие
годы первая модель ВАЗ дорабатывалась,
менялась комплектация. Но даже в такой
(первозданной) модификации ВАЗ-2101 выпускался
до 1982 года, став популярным и поистине
«народным» автомобилем. В 1972 году вышла в мир вторая модель волжского
автозавода – ВАЗ-2102, которая фактически ничем не отличалась
от первой модели, переделанной на пятидверный
универсал. Этот грузопассажирский вариант
первых «Жигулей» стал «лучшим другом»
советских дачников. Грузоподъемность
автомобиля составляла 430 кг и увеличилась,
в сравнении с ВАЗ-2101, незначительно –
всего на 30 кг. Но больший объем багажного
отделения был оценен и с благодарностью
принят жителями Советского союза. Популярность
и слава «лучшего друга дачников» со временем
перешла на приемника ВАЗ-2102 в лице четвертой
модели ВАЗ. Кроме универсализированной модели (ВАЗ-2102),
в 1972 году также начался выпуск более мощной
вариации «Жигулей» - ВАЗ-2103. Третья модель была оснащена полторалитровым
двигателем, мощностью 71 л.с. при 5600 об/мин.
Максимальная скорость автомобиля увеличилась
до 152 км/час. С такими характеристиками
советский автомобиль стал вполне конкурентоспособным
по динамике с аналогичными по классу
западными автомобилями, разгоняясь до
100 км/час за 17 секунд. Большинство населения
воспринимали эту модель как совершенно
новую, более мощную и комфортабельную,
и, соответственно, более престижную и
дорогую. Фактически ВАЗ-2103 был лишь копией
варианта «Люкс» итальянской модели Fiat
124 Speciale 1968 года. Подобно первой модели,
итальянский автомобиль был адаптирован
и переработан с учетом особенностей использования
на дорогах СССР. В сравнении с ВАЗ-2101,
салон третьей модели ВАЗ обрел значительные
доработки в сторону удобства и красоты:
на 1,5 см было увеличено пространство над
головой пассажиров, полностью переработана
панель приборов, пол был устлан толстыми
тканевыми коврами, улучшившими вид и
шумоизоляцию салона. Салон и багажник
были отделаны пластиком.
Конструкторы
Волжского автозавода никогда не
прекращали работу над усовершенствованием
выпускаемых ими автомобилей. Каждая
новая модель или даже серия в
пределах одной модели получали новые
доработки, визуальные и технические
изменения. Впоследствии, как результат
серьезной модернизации в рамках
второго поколения
Самой популярной
за всю историю АвтоВАЗа стала шестая
модель, выпущенная в производство в 1976
году. Как и старшие модели предыдущих
годов, прототипом для ВАЗ-2106 стал итальянский
автомобиль – Fiat 124 Speciale 1972 года, с осуществленными
адаптационными к нашим условиям изменениями.
Поэтому никто и не мог предположить такую
сверхпопулярность ничем не отличающемуся
автомобилю, призванному заменить на рынке
снятую с производства третью модель.
Сравнительно мощный двигатель ВАЗ-2106 объемом 1,6
л и мощностью 75 л.с. позволял развивать
максимальную скорость до 152 км/час. Эта
модель выпускалась до 2006 года и за все
время производства в ее конструкцию часто
вносились незначительные изменения,
позволяющие поддержать популярность
автомобиля и продлить его жизнь на рынке.
В 1982 году Волжский автозавод начал выпуск ВАЗ-2107, который стал
последней моделей «классики». За основу
седьмой модели был взят ВАЗ-2105. Этот автомобиль
также являлся одним из самых продаваемых
на постсоветском рынке, благодаря простоте,
надежности и, конечно же, низкой цене.
Сейчас эта модель называется LADA-2107 и выпускается
также за рубежом – в Украине и Египте.
На смену
«классике» в 1984 году начался выпуск переднеприводной
клиновидной «Самары» (ВАЗ-2108). Этот трехдверный хетчбэк сделал фурор
на рынке советских автомобилей и положил
начало новой эпохе выпуска автомобилей
ВАЗ с передним приводом. Через три года
(в 1987 году) Волжский автозавод наладил
производство пятидверного варианта этого
автомобиля – ВАЗ-2109 «Спутник». Этот вариант считался более
солидным, а благодаря наличию пяти дверей
– семейным вариантом «восьмерки». Очевидными
достоинствами всех автомобилей семейства
«Самара/Спутник» стали хорошие динамические
качества и большой предел максимальной
скорости, улучшенная управляемость на
любых видах дорог, мощные бампера. Тем
не менее, были отмечены и недостатки,
присущие именно этим моделям: уменьшилась
пригодность автомобилей к легкому и быстрому
ремонту, в сравнении с классическими
моделями ВАЗ, ухудшилась эргономика педалей,
картер двигателя и маслоприемник стали
более уязвимыми. Позднее, в 1990 году, автозавод
выпустил четырехдверную модификацию
девятой модели с кузовом седан – ВАЗ-21099 «Спутник/Самара
Форма». Это последняя модель, которую
Волжский автозавод начал выпускать до
распада Советского союза.
Первой новой моделью Волжского автомобильного
завода на постсоветских просторах стала
так называемая «десятка» – ВАЗ-2110 (LADA 110). Как
и большинство отечественных предприятий
ВАЗ тяжело пережил первые кризисные годы,
наступившие с распадом СССР. Поэтому
разработанная еще в 1989 году модель «десятки»,
вышла с задержкой в три года. Вместо планируемого
1992 года, автозавод наладил производство
новой модели – четырехдверного седана ВАЗ-2110 лишь в 1995 году,
и постепенно стал наращивать производство
автомобилей. Десятая модель ВАЗа оснащалась
двумя видами двигателей: 8-клапанным объемом
1,5 л и мощностью 79 л.с. или 16-клапанный
объемом 1,6 л мощностью 92 л.с. Этот автомобиль
по праву считался моделью более высокого
класса из семейства «Самара», способной
конкурировать с такими представителями
зарубежного автопрома, как Daewoo Nexia, Audi
80, или даже Opel Astra первого поколения.
Продолжая успешный опыт модификаций
выпускавшихся ранее моделей, в 1997 году
ВАЗ начал производство четырехдверного
седана ВАЗ-2115, который является рестайлинговым наследником ВАЗ-21099. Новая модель
получила новую крышку и спойлер багажника
с дополнительным стоп-сигналом, окрашенные
в цвет кузова бампера, новые задние фонари,
обтекали порогов, молдинги дверей и новый
более комфортный салон. Первоначально
на автомобиль устанавливали карбюраторные
двигатели объмом 1,5 или 1,6 л, но в 2000 году
его начали снабжать двигателем с распределенным
впрыском топлива.