Понятие и сущность стиля руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Многие хозяйственные и партийные руководители тяготели к волевым методам, а потому не владели культурой управления и межличностного общения, отличались низкой нравственной культурой. Надо признать, что сами обстоятельства благоприятствовали утверждению подобного образа мышления: сложившаяся система отношений вселяла уверенность в непогрешимости выбранного стиля руководства, а тем самым и в непоколебимости своего служебного положения. Планово-административная система привела к тому, что во многих случаях сама система отторгала квалифицированных управленцев, поощряя иной тип руководителей - неукоснительно выполняющих директиву «сверху» и жестких к подчинённым.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 160.52 Кб (Скачать файл)

виды деятельности.

Концепции, соответствующие  теории У, действуют наиболее эффективно в

ситуации, когда все  члены коллектива адаптированы к  подобному стиль

управления. Такие  профессии, как научный сотрудник, учитель, медик, наиболее

приспособлены к  руководству по теории У.

Низко квалифицированные  работники, требующие постоянного  надзора и контроля,

как правило, лучше  адаптируются к управлению по теории Х.

Широкое применение теории У в работе управления позволяет достичь высокого

уровня производительности, развить творческий потенциал у  работников,

создавать гибкие рабочие  места, поощрять коллективный труд, а  также достичь

высокого уровня квалификации персонала.

В рамках «одномерных» стилей управления можно рассматривать  две модели.

Классическая модель классификации стилей руководства, предложенная К. Левиным

и альтернативная ей модель классификации стилей Лайкерта. Рассмотрим и

произведем анализ данных моделей. Модель К. Левина основана на том, что

главная роль при  классификации стилей руководства  была отдана свойствам

личности и особенностям характера руководителя. В модели Лайкерта в эту

основу положен  ориентир руководителя либо на работу, либо на человека.  Обе

рассматриваемые модели относятся к поведенческому подходу, который создал

основу для классификации  стилей руководства. Эффективность  руководства

согласно этому  подходу определяется тем, как относится  менеджер к своим

подчиненным.

                             Модель К. Левина                            

Исследования, проведенные  К. Левиным и его коллегами, были проведены раньше,

чем М. Грегор разделил действия и поведение руководителей на две теории.

Рассмотрим основные стили руководства, которые выделил  в своих исследованиях

К. Левин.

Авторитарный стиль  руководства (автократический, директивный,

административный). Отличается чрезмерной централизацией власти, самовластным

решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением

контактов с подчиненными. Существуют разновидности авторитарного  стиля:

«эксплуататорский»  и «благожелательный».

«Эксплуататорский»  авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не

доверяя подчиненным  и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все

вопросы, и берет  на себя ответственность за все, давая  исполнителям только

указания, что, как  и когда делать, в качестве основной формы стимулирования

использует наказание.

Сотрудники относятся  к приказам руководителя безразлично  или негативно,

радуются любой  его ошибке, находят в ней подтверждение  своей правоты. В целом

в результате этого  в организации или подразделении  формируется

неблагоприятный морально-психологический  климат, и создается атмосфера  для

развития производственных конфликтов.

При более мягкой «благожелательной» разновидности  авторитарного стиля

руководитель относится  к подчиненным снисходительно, интересуется при

принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может

поступить по-своему. Если это делается демонстративно, психологический климат

ухудшается. Данный стиль руководства предоставляет  подчиненным определенную

самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах. Мотивирование страхом

здесь присутствует, но оно минимально.

Появление руководителя-автократа  связано с особенностями его  характера. В

большинстве случаев  это властные, настойчивые и упорные  люди, с

преувеличенными представлениями  о собственных способностях, обладающие

большим стремлением  к престижности и власти. По темпераменту они являются

холериками.

Демократический стиль  руководства (коллегиальный). Организации, в которых

преобладает данный стиль руководства, характеризуются  высокой степенью

децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в  принятии решений.

Создается атмосфера, при которой выполнение служебных  обязанностей становится

делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.

На практике выделяют две разновидности демократического стиля:

«консультативную» и «партисипативную». В условиях «консультативной»

руководитель доверяет подчиненным, консультируется с  ними, стремиться

использовать все  лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди

стимулирующих мер  преобладает поощрение, а наказание  используется в

исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены такой системой руководства,

несмотря на то, что  большинство решений подсказывается им сверху. Подчиненные

стараются оказать  своему начальнику помощь и поддержать морально в

необходимых случаях.

«Партисипативная» разновидность демократического стиля руководства основана

на том, что руководители полностью доверяют подчиненным  во всех вопросах,

всегда их выслушивают  и используют все их предложения, организуют обмен

всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и

контролю за их исполнением.

Обычно демократический  стиль управления применяется в  том случае, когда

исполнители хорошо разбираются в выполняемой работе, и могут внести в нее

новизну и творчество.

Либеральный стиль  руководства (нейтральный, попустительский). Его суть

состоит в том, что  руководитель ставит перед исполнителями  проблему, создает

необходимые организационные  условия для их работы, задает границы  решения, а

сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции  консультанта,

арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.

При этом поощрение  и наказание отступают на второй план по сравнению с

внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего

потенциала и творческих возможностей. Подчиненные избавлены  от постоянного

контроля и «самостоятельно» принимают решения и стараются  найти  путь их

реализации в рамках предоставленных полномочий. Они  не догадываются, что

руководитель все  уже заранее продумал и создал для этого процесса необходимые

условия, которые  предопределяют конечный результат. Такая  работа приносит им

удовлетворение и  формирует благоприятный морально-психологический  климат в

коллективе.

Применение этого  стиля имеет все большее распространение  из-за растущих

масштабов научно-технической  деятельности и опытно-конструкторских

разработок, которые  выполняются высококлассными специалистами, которые не

хотят находиться под  давлением и опекой. Его эффективность  зависит от

реального стремления подчиненных к этому, четкой формулировкой  руководителем

задач и условий  их деятельности, его справедливостью  в отношении оценки

результатов и вознаграждения.

Но такой стиль  может превратиться в бюрократический, когда руководитель

совсем устраняется  от дел. Он передает все управление в руки независимых

руководителей, которые  от его имени управляют коллективом, применяя жесткие

авторитарные методы руководства. Сам же он делает вид, что  власть находиться

в его руках, а  на самом деле все больше становится зависимым от своих

помощников.

Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По

характеру такие  руководители люди нерешительные, добродушные, боящиеся ссор и

конфликтов. Они недооценивают  значимости деятельности коллектива и  то, что

коллектив нуждается  в них. Но может оказаться, что  это высоко творческая

личность, захваченная  какой-то сферой своих интересов, но лишенная

организаторского  таланта. По этой причине обязанности  руководителя

оказываются для  данного руководителя непосильными.

Авторитарный, демократический и либеральный стили управления не имеют между

собой барьера, и  на деле плавно переходят друг в  друга, образуя непрерывную

цепочку, что показано на схеме 2.2.

В границах перечисленных  стилей управления возможны следующие  варианты

взаимодействия руководителя и подчиненных:

Ø     руководитель принимает решение и дает подчиненным  команду его

выполнить;

Ø     руководитель принимает решение и разъясняет его подчиненным;

Ø     руководитель принимает решение, советуясь с  подчиненными;

Ø     руководитель предлагает решение, которое может  быть

скорректировано после  консультаций с подчиненными;

Ø     руководитель излагает проблему, получает советы и  рекомендации

подчиненных, на основании  которых принимает решение;

Ø     руководитель принимает решение совместно  с подчиненными;

Ø     руководитель устанавливает рамки, в которых  подчиненные сами

принимают решение.

Для оценки эффективности  каждого из стилей управления Р. Лайкерт предложил

рассчитывать либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК). Он определяется

отношением сумм либеральных и авторитарных элементов  в поведении

руководителя. По его  мнению, в современных условиях оптимальная  величина

этого коэффициента составляет 1,9. Таким образом, сегодня  для получения

эффективных результатов  руководители должны применять в  два раза больше

элементов убеждения, чем принуждения.

Все вышеописанные  «одномерные» стили руководства  можно представить в виде

сводной таблицы, предложенной отечественным исследователем Э. Старобинским.

В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось

выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако при авторитарном

управлении присутствует низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее

дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления и другие отрицательные

факторы. При либеральном  стиле руководства объем работы уменьшается, качество

работы снижается, появляется больше игры.

Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что

авторитарное руководство  обеспечивает более высокую продуктивность, но

меньшую удовлетворенность, чем демократичное. Исследования Левина дали основу

для изучения данного  вопроса другими учеными.

Таким образом, исследования Левина основывались, прежде всего, на изучении

влияния личностных качеств руководителя на выбор стиля  руководства. В  каждом

конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным стилями

существует определенный баланс, и увеличение доли элементов  одного из них

будет приводить  к уменьшению других.

                             Модель Лайкерта                            

Лайкерт выделяет два типа руководителя: руководитель, сосредоточенный на

работе и руководитель, сосредоточенный на человеке (см. приложение, схема

№2).

Руководитель, сосредоточенный  на работе (или руководитель, ориентированный  на

задачу) заботится  о проектировании задачи и разработки системы вознаграждений

для повышения производительности труда.

В противоположность  первому типу руководителя Лайкерт ставит руководителя,

сосредоточенного  на человеке, главной заботой которого являются люди. Он

сосредотачивает внимание на повышении производительности труда, используя

совершенствование человеческих отношений. Данный тип  руководителя позволяет

работникам максимально  участвовать в принятии решений, избегает опеки и

устанавливает для  подразделения высокий уровень  производительности руда.

А так же помогает подчиненным решать проблемы, и поощряют их профессиональный

рост.

Таким образом, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства будет

ориентированным либо на работу, либо на человека. Стиль руководства,

сосредоточенный на человеке способствует повышению производительности труда.

Но этот стиль  управления не всегда является оптимальным  поведением

руководителя.

Как продолжение  своих исследований Лайкерт предложил четыре базовых стиля

руководства. Рассмотрим каждую систему в отдельности.

Руководители, относящиеся  к системе 1, имеют характеристики автократа.

Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут

поддерживать авторитарные отношения со своими подчиненными, но они разрешают

подчиненным ограниченно  участвовать в принятии решений. Руководители системы

3 проявляют значительное, но неполное доверие к подчиненным.  Важные решения

принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются  подчиненными.

Система 4 характеризуется  групповым принятием решений, участием работников в

разработке и выполнении решений. Руководители полностью доверяю  подчиненным.

Взаимоотношения носят  дружеский, доверительный характер. Руководители

ориентированы на человека, в противоположность руководителям  системы 1,

ориентированным на работу. По мнению Лайкерта, система 4 является наиболее

эффективной.

Таким образом, в  данном разделе мы рассмотрели «одномерные» стили управления,

которые существуют в рамках традиционного подхода  к классификации стилей

руководства. Они  относятся к классическим моделям. Усложнение деятельности

руководителя и  повышение его ответственности  за качество принимаемых решений

и выбор стиля  руководства дало новый толчок к  проведению более подробных и

широких исследований в данной области. Многие ученые и  известные

исследователи в  области менеджмента постоянно  проводят опросы руководителей и

Информация о работе Понятие и сущность стиля руководства