Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 01:14, курсовая работа
Многие хозяйственные и партийные руководители тяготели к волевым методам, а потому не владели культурой управления и межличностного общения, отличались низкой нравственной культурой. Надо признать, что сами обстоятельства благоприятствовали утверждению подобного образа мышления: сложившаяся система отношений вселяла уверенность в непогрешимости выбранного стиля руководства, а тем самым и в непоколебимости своего служебного положения. Планово-административная система привела к тому, что во многих случаях сама система отторгала квалифицированных управленцев, поощряя иной тип руководителей - неукоснительно выполняющих директиву «сверху» и жестких к подчинённым.
за определённый отрезок времени.
По характеру
стилю управления. Вся информация находится в руках лидера. Доступ к
информации со стороны сотрудников избирателен и ограничен. О принятии
решения, касающегося всех сотрудников, узнают «постфактум».
Таким образом, в данной фирме, стиль руководства является смешанным, с явным
тяготением к авторитарному.
Данное исследование подтвердило то, что в чистом виде стили руководства
встречаются редко. Чаще имеет место смешанный стиль с преобладанием одного.
Мы знаем, что эффективность стиля зависит от конкретного содержания
деятельности и ситуации в групповой жизни. Наиболее оптимальным является
гибкость владения лидером всеми тремя стилями (демократическим, авторитарным
и либеральным). По поводу
эффективности рассмотренных
можно сказать следующее:
В первом случае стилю руководства не хватает авторитарности. В некоторых
ситуациях этот стиль может быть очень эффективен, при условии сохранения
уважения к личности.
Во второй фирме у сотрудников существует явная неудовлетворённость принятием
решений руководителем единолично. Сотрудники хотели бы иметь больший вес при
принятии важных для них решений и больший доступ к важной для них информации.
3.1. Формирование эффективного стиля руководства
Различные рассмотренные ситуационные модели позволяют сделать вывод о
необходимости гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию,
руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных, причину
задачи, потребности, полномочия и качество информации.
Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов
подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и
постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными
и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное
решение. Становление стиля управления это всегда сложный и долговременный
процесс. Руководителю требуется много времени, для ознакомления с
деятельностью организации, а особенно для оценки профессионального уровня
своих подчиненных. Руководителю необходимо знать, как уметь подойти к каждому
из своих сотрудников,
как правильно направить
наказать в случае необходимости.
Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель
учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений,
традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень
образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой
степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.
Проведенное исследование показывает, что отдельный тип стиля руководства не
встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя
наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо
одного из них. Возможность и целесообразность сочетания различных
компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле
определенных черт,
ролевых функций которые
ситуации.
На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии
управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации
(руководитель может
быть автократом в одних
других).
Если обратиться к историческому прошлому, то в период социалистической
экономики при недостаточной подготовленности кадров широкое распространение
получил автократический стиль, и это было оправдано. Но в современных
условиях, когда подчиненные
склонны к самостоятельным
возросшем интеллекте работников, очевидно, что у него нет будущего. Успехи в
системе, руководимой в директивном стиле, длительный период имеют кажущиеся,
нежели действительные результаты. Обычно после некоторых достижений неизбежно
наступает упадок. И тогда обнаруживается, что перспективные цели приносились
в жертву текущим, подавлялась инициатива подчиненных.
Приведенные данные, как и в целом практика руководства, свидетельствует о
неизбежном переходе от автократического и либерального к демократическому
стилю, преимущества которого обнаруживаются сейчас, когда постепенно
преодолеваются
В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит в
подчиненных не более как исполнителей.
Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен
научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее
подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль
руководства на протяжении всей своей карьеры.
Руководство является до некоторой степени искусством. Возможно, по этой
причине исследователи не смогли разработать и обосновать теорию эффективного
стиля руководства, которой бы можно было использовать в самых разных
ситуациях и самым разным руководителям. Но возможно если бы этот стиль был
выработан, то само руководство потеряло бы всю свою привлекательность,
рискованность, превратилось бы в набор стандартных действий и приемов. Но все
рассмотренные стили
руководства помогут
стиль, сообразный конкретной ситуации. В некоторых ситуациях руководители
могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и
организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других
ситуациях руководитель
может посчитать более
подчиненных, а не
структурировать условия
временем те же самые руководители сменят стиль из-за изменения характера
задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны
высшего руководства и многими другими факторами, характерными для
организации. Поэтому эффективные руководители – это те, кто может вести себя
по-разному – в зависимости от требований реальности.
Проведенные исследования показали, что в своей практической деятельности
руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены
его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними,
так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять
человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности
решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены,
характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают
руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и
организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Используя
рассмотренные в данной работе модели, которые изучались различными
исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать,
подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля
руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет
руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и
взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся организация
работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что
помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое
человеческое счастье,
взаимопонимание и
При изучении данной темы я внес огромный вклад в собственное саморазвитие.
Изучил большое количество информации по данной проблеме. Теперь я больше
разбираюсь в психологии управления и способен в различных ситуациях применять
различные стили управления. Изучил современное представление классификации
методов управления.
Список
используемой литературы:
1.Уткин Э.А. управление компанией.- М.: Ассоциация авторов и издателей
«ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1997.
2. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Издательство
«Зерцало», 1998.
3. Стиль и методы руководства: Сборник /сост. Попов С., Подволкий Г., - М.:
Московский рабочий, 1985.
4. Леонтьев А.Н. Психология руководителя. М.: Издание «Наука» 1996.
5. . Журавлев А.А.
Стиль в современной
Издательство «Экономика» 1994
6. Красовский Ю.Д.
Управление поведением в фирме
М» 1997
7. Гончаров В. В.
В поисках совершенства
управленческого персонала. М., 1993.
8. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1995.
9. Сейнер Р. Стили
поведения менеджеров в
теории и практики управления. –1994.-№3
10. Скрипник К.Д. Кутасова Т.Л. Еще раз о качествах руководителя.
//Управление персоналом. –1997.-№8.