Понятие и сущность стиля руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Многие хозяйственные и партийные руководители тяготели к волевым методам, а потому не владели культурой управления и межличностного общения, отличались низкой нравственной культурой. Надо признать, что сами обстоятельства благоприятствовали утверждению подобного образа мышления: сложившаяся система отношений вселяла уверенность в непогрешимости выбранного стиля руководства, а тем самым и в непоколебимости своего служебного положения. Планово-административная система привела к тому, что во многих случаях сама система отторгала квалифицированных управленцев, поощряя иной тип руководителей - неукоснительно выполняющих директиву «сверху» и жестких к подчинённым.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 160.52 Кб (Скачать файл)

за определённый отрезок времени.

По характеру информированности  данный руководитель склонен к  авторитарному

стилю управления. Вся  информация находится в руках  лидера. Доступ к

информации со стороны  сотрудников избирателен и ограничен. О принятии

решения, касающегося  всех сотрудников, узнают  «постфактум».

Таким образом, в  данной фирме, стиль руководства  является смешанным, с явным

тяготением к авторитарному.

Данное исследование подтвердило то, что в чистом виде стили руководства

встречаются редко. Чаще имеет место смешанный стиль  с преобладанием одного.

Мы знаем, что эффективность  стиля зависит от конкретного  содержания

деятельности и  ситуации в групповой жизни. Наиболее оптимальным является

гибкость владения лидером всеми тремя стилями (демократическим, авторитарным

и либеральным). По поводу эффективности рассмотренных стилей деятельности

можно сказать следующее:

В первом случае стилю  руководства не хватает авторитарности.  В некоторых

ситуациях этот стиль может быть очень эффективен, при условии сохранения

уважения к личности.

Во второй фирме  у сотрудников существует явная  неудовлетворённость принятием

решений руководителем  единолично. Сотрудники хотели бы иметь  больший вес при

принятии важных для них решений и больший доступ к важной для них информации.

             3.1. Формирование эффективного стиля руководства            

Различные рассмотренные  ситуационные модели позволяют сделать  вывод о

необходимости гибкого  подхода к руководству. Чтобы  точно оценить ситуацию,

руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных, причину

задачи, потребности, полномочия и качество информации.

Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих  всех членов

подчиненного ему  коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и

постепенно, пока не определиться совокупность приемов  общения с подчиненными

и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное

решение. Становление  стиля управления это всегда сложный  и долговременный

процесс. Руководителю требуется много времени, для  ознакомления с

деятельностью организации, а особенно для оценки профессионального  уровня

своих подчиненных. Руководителю необходимо знать, как  уметь подойти к каждому

из своих сотрудников, как правильно направить стимулирующее  воздействие и

наказать в случае необходимости.

Успешность выбора стиля определяется тем, в какой  степени руководитель

учитывает способность  и готовность подчиненных к исполнению его решений,

традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень

образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор  стиля в немалой

степени зависит  так же от подготовки и поведения  подчиненных.

Проведенное исследование показывает, что отдельный тип  стиля руководства не

встречается в чистом виде. В реальности в поведении  каждого руководителя

наблюдаются общие  черты, различных стилей при преобладающей  роли какого-либо

одного из них.  Возможность и целесообразность сочетания различных

компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле

определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от

ситуации.

На формировании стиля руководства сказывается  также уровень иерархии

управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации

(руководитель может  быть автократом в одних ситуациях  и демократом – в

других).

Если обратиться к историческому прошлому, то в  период социалистической

экономики при недостаточной  подготовленности кадров широкое распространение

получил автократический  стиль, и это было оправдано. Но в  современных

условиях, когда подчиненные  склонны к самостоятельным действиям, при

возросшем интеллекте работников, очевидно, что у него нет будущего. Успехи в

системе, руководимой  в директивном стиле, длительный период имеют кажущиеся,

нежели действительные результаты. Обычно после некоторых  достижений неизбежно

наступает упадок.  И тогда обнаруживается, что перспективные  цели приносились

в жертву текущим, подавлялась инициатива подчиненных.

Приведенные данные, как и в целом практика руководства, свидетельствует о

неизбежном переходе от автократического и либерального к демократическому

стилю, преимущества которого обнаруживаются сейчас, когда  постепенно

преодолеваются административные методы управления.

В наши дни не может  рассчитывать на успех руководитель, который видит в

подчиненных не более  как исполнителей.

Руководитель, который  хочет работать, как можно более  эффективно должен

научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее

подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль

руководства на протяжении всей своей карьеры.

Руководство является до некоторой степени искусством. Возможно, по этой

причине исследователи  не смогли разработать и обосновать теорию эффективного

стиля руководства, которой бы можно было использовать в самых разных

ситуациях и самым разным руководителям. Но возможно если бы этот стиль был

выработан, то само руководство потеряло бы всю свою привлекательность,

рискованность, превратилось бы в набор стандартных действий и приемов. Но все

рассмотренные стили  руководства помогут руководителю научиться выбирать

стиль, сообразный конкретной ситуации. В некоторых ситуациях  руководители

могут добиться эффективности  своей работы, структурируя задачи, планируя и

организуя задачи и  роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других

ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние на

подчиненных, а не структурировать условия осуществления  их работы. Со

временем те же самые  руководители сменят стиль из-за изменения  характера

задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением  со стороны

высшего руководства  и многими другими факторами, характерными для

организации. Поэтому  эффективные руководители – это  те, кто может вести себя

по-разному – в  зависимости от требований реальности.

                                Заключение                               

Проведенные исследования показали, что в  своей практической деятельности

руководители не используют один устоявшийся стиль  руководства. Они вынуждены

его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними,

так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять

человеческим качествам  своих подчиненных, их преданности  фирме и способности

решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены,

характерные сегодня  почти для всех отраслей производства вынуждают

руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и

организационных реформ, а так же к изменению стиля  руководства. Используя

рассмотренные в  данной работе модели, которые изучались  различными

исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать,

подобрать и оценить  результаты от использования того или  иного стиля

руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет

руководителя и  эффективность его работы, но так  же атмосфера в коллективе и

взаимоотношения между  подчиненными и руководителем.  Когда  вся организация

работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что

помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое

человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность  работой.

При изучении данной темы я внес огромный вклад в собственное  саморазвитие.

Изучил большое  количество информации по данной проблеме. Теперь я больше

разбираюсь в психологии управления и способен в различных ситуациях применять

различные стили  управления. Изучил современное представление  классификации

методов управления.

                     Список используемой литературы:                    

1.Уткин Э.А. управление  компанией.- М.: Ассоциация авторов  и издателей

«ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1997.

2. Уткин  Э.А.  Финансовый менеджмент.   Учебник  для вузов. – М.: Издательство

«Зерцало», 1998.

3. Стиль и методы  руководства: Сборник /сост. Попов  С., Подволкий Г., - М.:

Московский рабочий, 1985.

4. Леонтьев А.Н.  Психология руководителя.   М.: Издание «Наука» 1996.

5. . Журавлев А.А.  Стиль в современной психологии  управления    М.:

Издательство «Экономика» 1994

6. Красовский Ю.Д.  Управление поведением в фирме    М.: Издательство «Инфра-

М» 1997

7. Гончаров В. В.  В поисках совершенства управления. Руководство для высшего

управленческого персонала. М., 1993.

8. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1995.

9. Сейнер Р. Стили  поведения менеджеров в конфликтных  ситуациях.//Вопросы

теории и практики управления. –1994.-№3

10. Скрипник К.Д. Кутасова Т.Л. Еще раз о качествах руководителя.

//Управление персоналом. –1997.-№8.

    

 

 


Информация о работе Понятие и сущность стиля руководства