Понятие и виды конфликтов в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:28, контрольная работа

Описание работы

Задачи данной работы:
1. Рассмотреть понятие производственного конфликта.
2. Изучить виды конфликта.
3. Рассмотреть методы разрешения производственных конфликтов.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие конфликта в организации 5
2. Виды конфликтов в организации 7
3. Способы разрешения конфликтов 13
Заключение 18
Список литературы: 19

Файлы: 1 файл

Понятие и виды конфликтов в организации.docx

— 41.54 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Уфимский государственный университет экономики и сервиса

 

 

 

Кафедра Туризма и гостеприимства

 

 

 

 

Контрольная работа

На тему: Понятие и виды конфликтов в организации

По дисциплине «Кадровый менеджмент»

 

 

 

 

 

                                                               Выполнил: студент группы СЗП-3

                                                                                   Гафарова Л.Р.

                                                               Номер зачетной книжки №10.07.067

                                                               Проверил: доц. Кузьминых К.А.

                                                                                         

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа- 2013

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие конфликта в организации 5

2. Виды конфликтов в организации 7

3. Способы разрешения конфликтов 13

Заключение 18

Список литературы: 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формальная общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей. Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам. Конфликты происходят и в больших компаниях, и в маленьких фирмах, они могут привести к закрытию организации. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом. Поэтому правильнее было бы считать конфликт нормой производственных отношений.

 В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут конструктивными или деструктивными, что повлияет на возможность будущих конфликтов, устранит причины конфликтов или создаст их.

Актуальность  данной темы заключается в том, что любой человек, работающий на производстве, неизбежно сталкивается с конфликтными ситуациями, от решения которых часто зависит как процесс работы так и психологический климат в коллективе. Знание методов разрешения конфликтных ситуаций, именно в процессе труда, намного облегчает и делает более успешным сотрудничество коллег по работе.

Задачи  данной работы:

1. Рассмотреть  понятие производственного конфликта. 

2. Изучить  виды конфликта. 

3. Рассмотреть  методы разрешения производственных  конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие конфликта в организации.

 

Конфликт – это весьма сложное психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов.

Конфликт  — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов двух или нескольких людей, а также это вид противоречия, который может привести или к  развитию деятельности организации, или  к ее угасанию. В конфликтах человек  может вести себя как агрессивное  существо.

Конфликт  в организации — это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении  вопросов производственного и личного порядка.

Современная точка зрения заключается в том, что в организациях с эффективным управлением некоторые  конфликты не только возможны, но даже желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В  некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной  личностью и достижению целей  организации в целом. Но в некоторых  случаях конфликт помогает выявить  разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большое  количество альтернатив и проблем. Это делает процесс принятия решений  группой более эффективным, а  так же дает возможность людям  выразить свои мысли и соображения  и тем самым удовлетворить  личные потребности в уважении и  власти. Это так же может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку  обсуждение различных точек зрения проходит до их фактического исполнения. Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в  противодействии субъектов конфликта  и сопровождающийся положительными и отрицательными эмоциями.

Если субъекты конфликта  противодействуют, но не переживают при  этом негативных эмоций (например, в  процессе дискуссии спортивного  единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют  их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта  может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

На сегодняшний день представляется необходимым связать в систему  все те практически не связанные  между собой исследования конфликта, которые ведутся в рамках военных  наук, искусствоведения, истории, математике, педагогике, политологии, правоведения, психологии, социологии, философии, экономике  и других наук. Ее создание возможно, поскольку в основе любого конфликта  лежит противоречие, которое играет системообразующую роль, как для  различных видов конфликта, так  и для различных уровней их изучения. Ее создание необходимо, поскольку  люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими, экономическими и другими аспектами.

Эти соображения  обосновывают необходимость выделения  самостоятельной науки – конфликтологии. Объектом ее комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом  – общая закономерность их возникновения, развития и завершения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды конфликтов в организации.

 

Существует 4 основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью  и группой, межгрупповой.

  1. Внутриличностный конфликт. Участниками внутриличностного конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Решение такого конфликта может быть функциональным или дисфункциональным, в зависимости от того, какое решение примет человек и примет ли его вообще.

Внутриличностные  конфликты, связанные с работой  в организации, могут принимать  различные формы. Одна из наиболее распространенных – это ролевой конфликт, когда  различные роли человека предъявляют  к нему противоречивые требования. Внутриличностные конфликты на производстве могут возникать из-за перегруженности  работой или, напротив, когда при  отсутствии работы необходимо находиться на рабочем месте.

  1. Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которые из-за различия в характерах, взглядах, манере поведения просто не в состоянии ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему высокие требования, а руководитель считает, что подчиненный не умеет работать.

Отличительные особенности межличностного конфликта:

  • Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу;
  • Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных;
  • Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей;
  • Отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;
  • Затрагивают интересы окружения.

3)   Конфликт между личностью и группой.

Предприятия устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый работник этого предприятия должен их соблюдать. Отступление от принятых норм расценивается как негативное, в результате возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа – конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

Классификация конфликтов «личность-группа» выглядит так:

Вариант конфликта

Возможные причины

Руководитель-коллектив

Новый руководитель, назначенный со стороны

Стиль управления

Низкая компетентность руководителя

Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров

Рядовой член коллектива - коллектив

Конфликтная личность

Нарушение групповых норм

Неадекватность внутренней установки  статусу

Лидер – группа

Низкая профессиональная подготовка

Применение компромата против лидера

Превышение полномочий лидерства

Изменение группового сознания


 

 

4) Межгрупповой конфликт. Любая организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом. В основе такого типа конфликтов лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов. Происхождение объясняется природно обусловленной враждебностью к «чужим» и привязанностью к «своим».

Межгрупповой  конфликт имеет некоторую специфику:

1) Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы-Они»;

2)     Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа всегда оценивается выше;

3)        Агрессия. В межгрупповых конфликтах индивид склонен вести себя более агрессивно, нежели в случае, когда от него требуется принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так называемом эффекте толпы, который с одной стороны обеспечивает «заразительность агрессии», а с другой заметно снижает чувство персональной ответственности за происходящее. В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых в случае наказания и будет направлена энергия. Поэтому ответственность за свое поведение заметно снижается. Кроме того, агрессивные проявления в группе обеспечивают ощущение анонимности, что также снижает чувство персональной ответственности. И, наконец, агрессивное поведение в группе людей, таким же агрессивным образом себя ведущих, воспринимается как социальное одобрение и поддержка.

 К межгрупповым конфликтам относятся трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт.

Причинами трудового конфликта могут быть неудовлетворительные условия труда, система распределения ресурсов, выполнение договоренностей. Формы трудового конфликта: забастовка, демонстрация, обращение к общественности через СМИ и т.п.

 Причины межэтнических конфликтов: заниженный или завышенный уровень национального самосознания, наличие в обществе «критической массы» проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия, наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.

 Особенностью внутриполитического конфликта является борьба того или иного слоя общества за свой политический интерес. Среди внутриполитических выделяют классовые конфликты, конфликты между политическими партиями, конфликтны между политическими группировками.

Конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные.

Типичные горизонтальные конфликты - конфликт между функционально связанными отделами, например, сбытом и производством, между отдельными компаниями в концерне, между партнерами при слиянии, между двумя учредителями. Механизм борьбы на начальном этапе разворачивания конфликта - "выиграть-проиграть". Однако чем сильнее взаимозависимость участников конфликта, тем сильнее тенденция к переговорам и сотрудничеству и к переходу к следующим фазам конфликта.

Информация о работе Понятие и виды конфликтов в организации