Понятие «руководитель»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа по менеджменту посвящена теме «Психофизиологические особенности руководителя». Эта тема актуальна в силу того, что руководитель в системе управления занимает ключевое положение. Не одна компания не будет процветать, если на должности руководителя будет человек, не соответствующий этому должностному статусу. Чем сложнее и совершеннее система управления, тем выше и жестче требования к руководителю.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты эффективного руководства 4
1.1 Общие функции руководителя 4
1.2 Личность руководителя 5
1.3 Темперамент руководителя 8
1.4 Личные качества 11
1.5 Авторитет руководителя 13
1.6 Культура речи. Правила общения с людьми. 15
1.7 Внешность руководителя 16
Глава 2. Практическое исследование и выводы 18
2.1 Теория стилей руководства Д.Макгрегора 18
Заключение 22
Приложение 23

Файлы: 1 файл

НСО Менеджмент.docx

— 2.17 Мб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические  аспекты эффективного руководства 4

1.1 Общие функции  руководителя 4

1.2 Личность  руководителя 5

1.3 Темперамент  руководителя 8

1.4 Личные  качества 11

1.5 Авторитет  руководителя 13

1.6 Культура  речи. Правила общения с людьми. 15

1.7 Внешность  руководителя 16

Глава 2. Практическое исследование и выводы 18

2.1 Теория  стилей руководства Д.Макгрегора 18

Заключение 22

Приложение 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная курсовая работа по менеджменту посвящена теме «Психофизиологические особенности руководителя». Эта тема актуальна в силу того, что руководитель в системе управления занимает ключевое положение. Не одна компания не будет процветать, если на должности руководителя будет человек, не соответствующий этому должностному статусу. Чем сложнее и совершеннее система управления, тем выше и жестче требования к руководителю.

Кто же может  быть руководителем? Как выглядит руководитель в современном мире, и какие  требования к нему предъявляет общество? Что мешает человеку стать эффективным руководителем?

Цель работы –  раскрыть понятие «руководитель», ответить на вышеуказанные вопросы, составить  как внешний, так и психологический  портрет современного руководителя, и выявить наиболее важные составляющие  эффективного руководителя. Цель практической части - подтвердить гипотезу о соответствии руководителя определенному типу темперамента, а именно темперамента сангвиника и холерика.

Основные задачи:

    1. Теоретическое изучение
    2. Разработка анкет для тестирования группы
    3. Анкетирование студентов группы ДС-34, с целью выявления их склонности к  лидерству в соответствии с типом темперамента.

 

При написании данной курсовой работы использовалась специальная и учебная литература, а также материалы, размещенные в сети Интернет по данной проблеме.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты эффективного руководства

1.1 Общие функции руководителя

Функция – это специализированный вид деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков (опыта). Это  система мер воздействия руководителя на подчиненных. Управленческие функции определяются характером деятельности руководителей, обусловленных особенностями стоящих перед коллективами задач и сложившимися условиями (обстановкой). Перечень управленческих функций не имеет предела, однако есть функции, содержание которых является общим и непременным в деятельности любого руководителя.

В роли администратора руководитель использует свои полномочия для обеспечения работы коллектива в соответствии с действующими нормативными актами , вместе с тем исключить безответственное поведение исполнителей и возможные нежелательные конфликты.

Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые  для совместного труда, для целенаправленной работы подчиненных, занятых в процессах  управления и производства. В этой работе руководитель должен четко понимать цель своей деятельности, должен уметь выделять наиболее важные задачи, определять методы и ресурсы, требуемые для решения этих задач.

Исполняя функции специалиста  – человека, профессионально хорошо подготовленного, обладающего знаниями и опытом в заданной конкретной сфере  деятельности. Руководитель призван грамотно ставить задачи, компетентно анализировать и эффективно контролировать ход их реализации, проводить квалифицированный инструктаж подчиненных.

Руководитель в силу занимаемого  положения является общественным деятелем, выполняющим различные представительские  функции. Он присутствует на различных  совещаниях, участвует в общественных организациях, решает различные социальные вопросы.

Воспитательная функция руководителя – это его повседневная трудовая деятельность, которая способствует раскрытию и умножению потенциала коллектива. Воспитывать – это значит убеждать, активно воздействовать на сознание и чувства человека. Ведь управление – это всегда руководство людьми, и для успешного его осуществления важно, чтобы руководитель мог воздействовать на подчиненных по возможности не силой приказа, а силой убеждения.

Таким образом, труд руководителя многофункционален  и носит комплексный характер.

Руководителю далеко не достаточно знаний в области техники, технологии и экономики. Руководитель обязан в  совершенстве овладеть еще искусством управления людьми, уметь воспитывать  подчиненных, решать социальные и экономические  задачи, стоящие перед коллективом.

 

 
 
1.2 Личность руководителя

Личность руководителя можно представить  в виде трех групп характеристик, которые составляют: биографические характеристики, способности и черты  личности.

Биографические характеристики. К  ним относятся:

1.Возраст руководителя.

Проблема возрастного предела  для управленческих работников высокого ранга, а также вопросы возрастного  оптимума для менеджеров в тех  или иных видах профессиональной деятельности существуют достаточно давно. Так, проводя анализ материалов собранных  Т. Коно, средний возраст президентов крупных японских компаний составляет 63,5 года, их американские коллеги несколько моложе - 59 лет. 
Вот что думает о данной проблеме Ли Якокка известный американский менеджер: «Я всегда считал нелепой практику, при которой человека, достигшего 65 лет, мы обязаны независимо от его физического состояния немедленно отправить в отставку. Мы должны полагаться на наших старших менеджеров. Они обладают опытом. Они обладают мудростью». Иными словами, возраст - это во многом опыт; не только природная, но и социальная характеристика человека, в том числе и руководителя. Но не следует думать, что только зрелый возраст (а значит и опыт) дает право его владельцу рассчитывать на высокий пост. История показывает, что у начала создания крупнейших компаний стояли очень молодые люди. А. Морите, основателю и многолетнему руководителю всемирно известной «Сони корпорейшн», в день учреждения фирмы было всего 25 лет. И таких примеров немало.

Таким образом, возраст руководителя не может быть ни преимуществом, ни помехой для того, чтобы эффективно управлять. Зависимость между возрастом  и эффективностью руководства так  и остается не определенной.

 

2. Пол руководителя.

В последнее время все большее внимание со стороны исследователей уделяется попыткам объяснить различие между мужским и женским поведением в роли руководителя. Особый интерес и множество публикаций в различных изданиях посвящены модели женского поведения. Это объясняется тем, что в жизни современного общества трудно найти область, в которой женщина не играла бы важной, если даже не главной роли. Женщины занимают посты президента, премьер министра, руководителя крупной политической партии, дипломата, бизнесмена и даже министра обороны.

Но исследователи отмечают, что  в отдельных видах деятельности, требующих от участвующих в них  людей значительной речевой активности, женщины в присутствии мужчин ведут себя робко. Поэтому женщины  реже становятся лидерами и проявляют  малую склонность, чем мужчины  добиваться этой роли. Всё объясняется тем, что мужчины обладают большей компетентностью в решении групповых задач, а так же их стремлением обладать преимуществом в группе. Особое значение имеет наличие определенного стандарта поведения принятого в обществе. От исполнителя мужской роли ожидают и соответствующее поведение. А женщинам, для того чтобы к ним относились, как к достойным руководителям приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества.

Исследователи так же определили еще  одно существенное различие между мужчинами  и женщинами менеджерами, а именно, большой интерес женщин к отношениям между людьми. Женщины превосходят  мужчин в демократичности руководства, а, следовательно, и в степени  ориентации на человеческие отношения. Но, пока нельзя с уверенностью утверждать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина. Слишком невысок процент женщин - руководителей по - сравнению с представительством на этом посту сильной половины человечества.

 

 

3. Социально экономический статус  и образование. 

Данные характеристики очень важны  для руководителя. Эффективный руководитель должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с  деятельностью компании, иностранными языками. В настоящее время руководители стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и экономическими, юридическими. В нашей стране повысилась необходимость  у руководителей в знании иностранных  языков. Этому способствовало сотрудничество многих предприятий с аналогичными иностранными организациями. И руководитель как лицо организации должен в  совершенстве обладать хотя бы одним  общепринятым английским языком. Повысился  интерес у руководителей и  к психологическим вопросам управления. Многие из них проходят обучение и  стажировку в престижных западных школах бизнеса.

Социально - экономический статус человека способен оказать значительное влияние на развитие менеджерской карьеры. Как заметил Ф. Фидлер «один из наиболее надежных способов стать президентом компании - родиться в семье, которая владеет этой компанией». Но многие руководители (например, Форд, Якокка) начинали свой путь с самого начала, «с нуля» и покорили высокие вершины бизнеса. Поэтому путь наверх в менеджменте не заказан никому.

Следующей составляющей личности руководителя являются способности. Все способности  можно разделить на общие (к ним  относятся интеллект) и специфические (знания, умения и т.п.). Наибольшее влияние  на эффективность руководства оказывают  общие способности, то есть интеллект. Еще в 60-е годы американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров, пришел к выводу, что отношение  между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный  характер. Это значит, что наиболее эффективными оказываются менеджеры  не с очень высокими или низкими  показателями интеллекта, а имеющие  средний уровень. Но все эти данные не являются каким-то стандартом для  интеллектуального потенциала. Какой-то конкретный эффективный руководитель может иметь достаточно низкие результаты по проведенному тесту интеллекта.

К специфическим способностям личности можно отнести специальные умения, знания, компетентность, информированность. Не стоит особо доказывать и приводить  примеры на конкретных личностях, насколько  важны для успешного выполнения управленческой деятельности эти способности.

1.3 Темперамент руководителя

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических  процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1.Общая активность психической  деятельности и поведения человека  выражается в различной степени  стремления активно действовать,  осваивать и преобразовывать  окружающую действительность, проявлять  себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у  различных людей различно. Можно  отметить две крайности: с одной  стороны, вялость, инертность, пассивность,  а с другой - большая энергия,  активность, страстность и стремительность  в деятельности. Между этими двумя  полюсами располагаются представители  различных темпераментов. 

2. Двигательная, или моторная, активность  показывает состояние активности  двигательного и речедвигательного  аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности ( или, наоборот, сдержанности ) , говорливости ( или молчаливости ).

3. Эмоциональная активность выражается  в эмоциональной впечатлительности  ( восприимчивость и чуткость  к эмоциональным воздействиям ) , импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.  

Термин "темперамент" был введен еще в Древней Греции. С тех  пор человечество знакомо с четырьмя типами темперамента. Известны описания различных типов темпераментов.

1. Холерик – это явно боевой тип, задорный, быстрый, порывистый, неуравновешенный, вспыльчивый, легко и скоро раздражающийся. Резкая смена настроений. Речь сбивчивая, неровная. Нетерпелив, не умеет ждать. Неустойчив в интересах и склонностях. Сильные стороны руководителя этого темперамента — умение быстро выдать свежую идею в неожиданно изменившейся ситуации, зажечь и повести за собой окружающих, не важно, подчиненный это, клиент или вышестоящий руководитель. Недостатком холерика – руководителя является его отстранённость от технических аспектов производства и ориентация в первую очередь на людей.

2. Сангвиник – активный деятель,  но лишь тогда, когда у него  много интересного дела, то есть  имеется постоянное возбуждение.  Когда же такого дела нет,  он становится скучным, вялым.  Сохраняет самообладание в сложной  обстановке. Речь громкая, быстрая,  отчетливая. Общителен, легко входит в новый коллектив, не чувствует скованности. Инициативен, но в решениях часто несобран.

В трудовой деятельности сангвиники, как правило, проявляют себя как  достаточно цельные и высокоактивные люди. Поведение и деятельность сангвиника обычно хорошо организованы, продуманы и легко контролируются. Высокий рационализм, организованность в работе, четкость в постановке задач, систематичность в исполнении - свойственны большинству людей этого темперамента. Для сангвиников характерна определенная склонность к лидерству. Их способность действовать целенаправленно, подчинять работе всего себя, не ставить работу в зависимость от своего настроения создают необходимые предпосылки для выполнения организаторской деятельности. Сангвиники обычно обладают значительными творческими возможностями и большой работоспособностью. Они легко привыкают к новым требованиям и обстановке, усваивают нормы и стандарты поведения, принятые в данной социальной группе, включаются в групповую деятельность. Для них также характерны быстрое переключение с одного вида работы на другой, освоение и перестройка навыков, гибкость ума.

Информация о работе Понятие «руководитель»