Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:30, курсовая работа
Данная курсовая работа по менеджменту посвящена теме «Психофизиологические особенности руководителя». Эта тема актуальна в силу того, что руководитель в системе управления занимает ключевое положение. Не одна компания не будет процветать, если на должности руководителя будет человек, не соответствующий этому должностному статусу. Чем сложнее и совершеннее система управления, тем выше и жестче требования к руководителю.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты эффективного руководства 4
1.1 Общие функции руководителя 4
1.2 Личность руководителя 5
1.3 Темперамент руководителя 8
1.4 Личные качества 11
1.5 Авторитет руководителя 13
1.6 Культура речи. Правила общения с людьми. 15
1.7 Внешность руководителя 16
Глава 2. Практическое исследование и выводы 18
2.1 Теория стилей руководства Д.Макгрегора 18
Заключение 22
Приложение 23
«Теория X» представляла собой
авторитарный взгляд на
• люди изначально не любят
трудиться и при любой
• у них нет честолюбия, а
посему они стараются
• чтобы заставить людей
Исходя из этих предположений, считал Макгрегор, руководители авторитарного тина как можно больше централизуют полномочия, структурируют работу подчиненных и почти не дают им свободы в принятии решений. Во имя обеспечения выполнения работы они могут оказывать на работников психологическое давление и даже угрожать им.
Если автократы избегают
Альтернативная концепция, обозначенная Д.МакГрегором как «Теория Y». концентрировалась на создании среды, благоприятствующей возникновению преданности организационным целям и предоставляющей возможность для максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности при их достижении. Иными словами, речь шла о демократическом стиле руководства, предполагающем использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, стремление к ответственности, моральные стимулы, заинтересованность в труде, участие в управлении. Основой «Теории Y» выступали следующие утверждения:
• затраты физических и
• меры внешнего контроля не
являются единственными
• приобщение является
• способность к творческому
решению проблем встречается
часто, а интеллектуальный
Благодаря подобным
Выделив два противоположных стиля управления, Д.Макгрегор, по существу, описал прошлое и настоящее менеджмента. В прошлом господствовал стиль «X», а в наши дни наступает эпоха стиля «Y», к; которому призывает доктрина «человеческих отношений». Еще в 1930-е годы Э. Мэйо доказал, что люди склонны ограничивать свою производительность и даже терять в оплате, лишь бы заслужить одобрение коллег по работе. Никакие угрозы и принуждения со стороны администрации на них не действовали. Стало быть, уже тогда «Теория X» и тейлоризм неправильно изображали поведение людей в организации, еще меньше они Отвечают реалиям экономики сегодня.
Почему же тогда почти 100 лет
американские менеджеры
Мак-Грегор подчеркивал, что менеджеры, придерживающиеся подобных взглядов в середине XX в., наносят своей компании непоправимый вред. Экономическая ситуация в мире изменилась, большинство рабочих удовлетворило свои материальные потребности, резко повысился уровень их жизни и образования. Следовательно, сегодня материальное поощрение нельзя рассматривать в качестве единственного стимула, побуждающего к более эффективной работе.
Теоретические воззрения Д.
В заключение можно сказать, что современный руководитель – это, во-первых, всесторонне развитая личность, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией для выполнения возложенных на него обязанностей. Во-вторых, это член коллектива, способствующий успешному его функционированию и развитию и придерживающийся принятых в нем ценностей. В-третьих, это личность, обладающая определенными моральными качествами, способная создавать коммуникации и поддерживать нормальное отношение с коллегами. В-четвертых, это специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник, преданный компании и готовый защищать ее интересы, исполнитель определенной работы, делающий ее качественно и своевременно.
Руководитель – это член организации, способный занять в ней должное место и готовый взять на себя ответственность и соответствующие обязанности, поддерживающий распорядок и соблюдающий принятые нормы поведения.
Руководителями становятся, если мы говорим о формально занимаемой должности. Но настоящий руководитель - это лидер. Склонность к лидерству базируется во многом на врожденных качествах: публичности, умению коммуницировать с людьми, убеждать их и слушать, готовности нести ответственность не только за себя, желанию что-то менять, а не быть пассивным участником процесса, и даже некотором тщеславии. Важно е значение имеет темперамент. Однако это не означает, что человек не может стать лидером, не обладая этими качествами. Лидерский потенциал можно развивать, хотя для этого необходимы определенные задатки психофизиологического характера, например, хорошее здоровье, развитое внимание и память, способность к продуктивному мышлению и анализу.
Необходимо также учитывать индивидуальные особенности, потребности и темперамент. В характеристиках различных темпераментов Вы найдете некоторые черты явно не подходящие для руководителя или лидера конкретного коллектива.
Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны, с точки зрения применительности к лидерским позициям. При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств:
Несложно предположить, что
развивать и стимулировать
В работе с меланхоликами
и флегматиками следует поощрять
даже незначительное проявление быстроты,
ускорения темпа, подвижности, расторопности,
а также будут уместны похвалы
за проявление таких важных для успеха
качеств, как уравновешенность, терпимость,
сосредоточенность, аккуратность, старательность.
В отношении людей с
Для людей с сангвиническим
темпераментом следует
Под давлением воспитания, окружения, обстоятельств или, следуя своим целям, лидерские качества можно в себе развить. Александр Невский - яркий пример врожденного лидера, а Суворов – воспитавшего лидерство в себе.
Тест на лидерство
Все рассмотренные параметры вместе взятые и составляют персональный профиль работника. Чем в большей мере человек используется в соответствии со своими параметрами, тем выше от него отдача для всей организации.
За каждый ответ
"да" - 10 очков
"не знаю" - 5 очков
"нет" - 0 очков.
150-100 очков: Ваши ответы рисуют образ великого диктатора, который считает, что знает, как есть и как должно быть. И такому поведению Вы легко находите оправдание. Вы умеете убеждать и руководить другими, заставить выполнить работу в срок. Но иногда что-то в тоне, взгляде, жесте Ваших "подчиненных" говорит: дай передохнуть!
99-50 очков: Гармония и решительность, мудрость и расчет, умение дать мудрый совет - вот Ваши главные достоинства. Если необходимо - руководите, если нужно - уступаете, всегда принимая во внимание чужое мнение и желание. Но только Вам известно, всегда ли Вы добиваетесь цели достойными средствами.