Понятие «руководитель»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа по менеджменту посвящена теме «Психофизиологические особенности руководителя». Эта тема актуальна в силу того, что руководитель в системе управления занимает ключевое положение. Не одна компания не будет процветать, если на должности руководителя будет человек, не соответствующий этому должностному статусу. Чем сложнее и совершеннее система управления, тем выше и жестче требования к руководителю.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты эффективного руководства 4
1.1 Общие функции руководителя 4
1.2 Личность руководителя 5
1.3 Темперамент руководителя 8
1.4 Личные качества 11
1.5 Авторитет руководителя 13
1.6 Культура речи. Правила общения с людьми. 15
1.7 Внешность руководителя 16
Глава 2. Практическое исследование и выводы 18
2.1 Теория стилей руководства Д.Макгрегора 18
Заключение 22
Приложение 23

Файлы: 1 файл

НСО Менеджмент.docx

— 2.17 Мб (Скачать файл)

3. Флегматик – спокойный, всегда  ровный со слабым выражением  чувств, настойчивый и упорный  труженик жизни. Эмоции слабо  выражены и устойчивы. Осторожен,  рассудителен. Общителен в меру. Внимание устойчивое. Придерживается строго заведенного порядка на своем рабочем месте. Устойчив в интересах и склонностях. Медленно включается в новую работу, медленно переключается с одного дела на другое.

4. Меланхолик – это явно тормозной  тип нервной системы. Все эмоции  внутри, это, как правило, его  переживания. Из-за повышенной  впечатлительности каждое явление  жизни становится тормозящим  его агентом; раз он ни во  что не верит, ни на что  не надеется – во всем видит  и ожидает только плохое и  опасное. Очень чувствителен, нерешителен, не верит в свои силы. Склонен к одиночеству, замкнутости, тяжело идет на контакты. Устойчив в интересах и склонностях.

1.4 Личные качества

Следующая характеристика руководителя - черты личности. К числу наиболее часто упоминаемых в различных  исследованиях черт личности относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.

Рассмотрим каждую из этих характеристик  в отдельности.

Доминантность или способность  влиять на людей. Руководителю необходимо обязательно обладать данной характеристикой, так как трудно представить, как  можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. Влияние  на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и  психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными.

Уверенность в себе. Влияние этой характеристики непосредственно отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя ощущают  спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким  образом, определенный психологический  комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания. Неуверенный в себе руководитель не может вызывать доверие и уважение к себе как со стороны подчиненных, так и со стороны руководителей  равного или более высокого ранга.

Эмоциональная уравновешенность и  стрессоустойчивость. Эмоциональная  уравновешенность должна проявляться  в контроле со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между менеджером и  подчиненными должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной симпатии и  собственного настроения. Эмоциональная  уравновешенность сказывается на эмоциональном  состоянии подчиненных. Негативный всплеск эмоций у руководителя может  понизить чувство уверенности у  подчиненных, следствием этого будет  снижение их деловой активности. Работники  будут вынуждены бороться с собственными чувствами, а не с рабочими проблемами. 
Эмоциональная неуравновешенность может подрывать имидж руководителя в глазах деловых партнеров. Но постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их способны обернуться неприятными для личности последствиями - неврозами и развивающимися на их основе психосоматическими заболеваниями типа, например, гипертонической болезни или язвенной болезни желудка. Поэтому руководитель должен обратить особое внимание на средства эмоциональной разрядки. Снятие напряжения может происходить во время занятий физическими упражнениями, общение с друзьями и близкими людьми, увлечение всевозможными хобби. В Японии для эмоциональной разрядки разбивают манекены, изображающие вышестоящих руководителей. Поэтому в последние годы специалисты все чаще говорят о необходимости рациональной организации менеджерского труда, отведение достаточного времени для эмоциональной разрядки руководителей.

Креативность или способность  к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства  является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.

Стремление к достижению цели и  предприимчивость - важнейшие черты  современного руководителя. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Руководитель не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать и  просчитывать свой риск. Хороший руководитель занимается бизнесом не столько ради денег, (они являются для него показателем  успеха, а не средством обогащения), а, сколько из-за постоянной необходимости  концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного количества разнообразных проблем. Бизнес для  хорошего руководителя является необходимым  стимулом и жизненно важной дозой  адреналина.

Ответственность и надежность в  исполнении заданий. Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно ощущаем  в повседневной жизни. 
Руководитель должен предпочитать ситуации, в которых необходимо нести персональную ответственность за принятое решение. Руководитель должен быть ответственным и надежным человеком, так как он является примером и олицетворением идеальной личности у своих подчиненных.

Независимость. Данная характеристика, несомненно, является важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных  сферах жизни организации. Какие  бы советы ни принимал руководитель от окружающих его людей, конечное решение  он принимает всегда сам. Чем самостоятельнее  ведет себя руководитель, тем больше проявляется его независимость. Но это не исключает необходимости  прислушиваться к мнению коллег или  подчиненных. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие  проблемы, свое профессиональное и  человеческое лицо, а также поддерживал  это свойство в подчиненных. Но чрезмерная независимость руководителя может  перерасти в самодурство и волюнтаризм. Независимость, реализуемая таким образом, способствует снижению эффективности менеджмента.

Общительность. По результатам  научных исследований более трех четвертей своего рабочего времени  руководитель затрачивает на общение. 
Поэтому коммуникационные способности у руководителя должны быть достаточно высокими. Многие деловые связи, руководство подчиненными начинается с общения.

Умение разбираться в  людях. Это одно из важных качеств авторитетного и сильного руководителя. 
Руководителю необходимо знать тех людей, с которыми он находится в контакте, которыми он управляет. Чтобы ближе узнать своих работников, необходимо, прежде всего, ознакомиться с их личными делами в отделе кадров.

Руководитель должен ценить самостоятельность  и независимость в людях и  избегать подхалимов и угодников, которые своим поведением нравственно разлагают не только своих начальников, но и всю атмосферу в трудовом коллективе.

В процессе общения между руководителем  и подчиненными важную роль играют проявления эмоций, манеры партнеров, их жесты, мимика и т.д. Каждый жест подобен  слову в языке. Слова объединяются в предложения, а согласованные  жесты помогают более точно видеть позицию того человека, с которым  мы общаемся. "Читая" жесты, мы осуществляем обратную связь.

1.5 Авторитет руководителя

Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.

Авторитет - это личное влияние  человека на коллектив, которое он приобретает  своим трудом, профессиональными  знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с  людьми.

Для того чтобы авторитет должности  руководителя сочетался с авторитетом  его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие  функции. Мощная поддержка сотрудников - это ключ к эффективному руководству. 
Быть хорошим руководителем - это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. Они имеют самое верное представление о стиле вашего руководства. То, как вы выглядите в их глазах, и объясняет все ваши успехи и неудачи. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в том, какая разница в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости.

При плохом руководстве подчиненные  отбывают трудовую повинность. 
На авторитет руководителя оказывает огромное влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики.

К ним относятся:

  1. демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;
  2. его доступность, внимательность;
  3. умение создать товарищескую атмосферу доверия;
  4. вежливость и корректность в обращении;
  5. точность и ответственное отношение к данному слову.

Немалое значение играют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения. Но внешняя сторона  поступков должна соответствовать  внутренним нравственным убеждениям руководителя, Только при этом условии нормы  служебного этикета может помочь руководителю общаться с людьми более  эффективно. Постоянное общение руководителя с подчиненными поднимает его  авторитет и уровень доверия  к нему, влияет на СПК в коллективе. Примерно 3/4 времени руководителя уходит на общение с исполнителями, а  также с выше и ниже стоящими руководителями.

 
 
 
1.6 Культура речи. Правила общения с людьми.

Культура речи среди правил приличия, имеющих наибольшее практическое значение, играет особую роль. Она предполагает лингвистические умения и навыки, умение подобрать для выражения  своих мыслей правильные и нужные слова и построить из них фразы, использование словесных формул вежливости (благодарю, извините и т.д.), оптимальный темп речи, эмоциональную окраску слов, текстов, мимики, стилистическую и орфоэпическую грамотность, богатый лексикон. Речь несвязная, невыразительная, заштампованная не способствует высокой эффективности общения, не убеждает и не оставляет впечатление в душах людей. Недопустимым элементом речи руководителя является сквернословие.

Для того, чтобы научиться хорошо говорить, необходимо научиться ясно мыслить, а для этого необходимо быть эрудированным, образованным человеком, уметь убеждать, размышлять, анализировать. Нужно владеть техникой речи, постоянно пополнять свой лексикон и практиковаться в ораторском искусстве.

Правила общения с людьми: 
1. Необходимо проявить интерес к людям, быть внимательным к ним.  
2. Нужно уметь давать указания своим подчиненным. 
3. Нужно стараться запомнить имена подчиненных и обращаться к ним непринужденно. 
4. В служебных отношениях важно развивать и поддерживать чувство личного достоинства каждого работника. 
5. Нельзя высмеивать, осуждать людей, нужно уметь ставить себя на место осуждаемых. 
6. Умение приветствовать людей также способствует авторитету руководителя. 
7. Умение слушать является критерием коммуникабельности.

1.7 Внешность руководителя

Обретение привлекательного имиджа не самоцель, однако овладение им составляет весьма существенную личностную и профессиональную характеристику. От имиджа во многом зависит желание сотрудничать с конкретным человеком или фирмой. Привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех.

В последнее время всё больше руководителей осознают необходимость  работы над собственным имиджем. Формирование позитивного имиджа организации, личности или товара представляет собой  одну из актуальных проблем общественной и экономической жизни современной  России.

Каждый человек запоминается в памяти других людей не только своими делами и поступками, но и  внешним видом - одеждой, прической, манерой держаться. Современного делового человека можно сразу вычислить из толпы других людей по определенным признакам и внешнему облику. Сейчас уже никто не отрицает, что стиль одежды деловых людей, как мужчин, так и женщин, влияет на их успех в деловых контактах, а правильно выбранный костюм способствует созданию нужной рабочей атмосферы. Но внешний вид определяется не только одеждой. Самый элегантный костюм не способен украсить человека с большим избыточным весом и плохой осанкой. Спортивный, подтянутый человек несет на себе печать неповторимости. Кроме того, избыточный вес - это вопрос не только эстетики, но и самочувствия, здоровья. Как известно, тучные люди чаще и тяжелее переносят болезни и меньше живут. Существуют два старинных метода борьбы с лишними килограммами и плохой осанкой - это умеренное питание и физкультура. Во всех странах, имеющих высокий жизненный уровень, новое поколение становится все более рослым и худощавым.

Известный американский специалист в  области деловой одежды Дж.Т. Моллой в книге "Одежда для успеха" пишет, как должен выглядеть деловой мужчина:

  1. солидным и уверенным в себе;
  2. деловым и привлекательным;
  3. порядочным, внушающим доверие;
  4. не без претензий на изящество, элегантность.

Опытный руководитель знает, что в  разных ситуациях он играет разные роли и должен быть одет соответственно. Рассмотрим, к примеру, обычные встречи  руководителя: в понедельник он встречается  с директором объединения, поэтому  выглядеть нужно авторитетно, солидно, но не вызывающе. К встрече с заведующими  отделами следует одеться так  же, как в понедельник. Но при встрече  с сотрудниками своего отдела шеф  должен выглядеть проще и "доступнее", чем при встрече с высоким  начальством. Если предстоит разговор с равным по должности работником такого же предприятия, нужно постараться  выглядеть так же, как и человек, с которым предстоит беседа. А  если к вам на беседу должен прийти работник небольшого предприятия, ваш  внешний вид не должен его подавлять, нужно одеться проще. Галстук, при этом, может быть ярче. Все эти приемы должны быть незаметны. Только тогда они приобретают психологическое значение для деловых клиентов. Характерные черты делового человека - это аккуратно причесанные волосы и начищенная обувь. 
 
 

 

 

Глава 2. Практическое исследование и выводы

2.1 Теория стилей руководства Д.Макгрегора

Широкую известность приобрели теории, разработанные американским социологом и социальным психологом, специалистом по проблемам управления и организационного поведения, профессором школы индустриального управления Массачусетского технологического института Дугласом Макгрегором (1906—1964), впервые использовавшим представления психологов о мотивации человека в теории управления персоналом организации. В своем главном труде The Human Side of Enterprise («Человеческая сторона предприятия», 1960) Макгрегор заявил, что любому управленческому решению или действию предшествуют те или иные предположения относительно человеческой природы и поведения, являющиеся ключевым моментом,, определяющим индивидуальный стиль руководства конкретного менеджера. Эти предположения подразделялись им на две категории — «теорию X» и «теорию Y», ассоциируемые с идеями классической школы и школы человеческих отношений соответственно. В основе этого деления лежало различение по форме получения заданий, степени свободы в способах и сроках их выполнения, методам контроля их исполнения, степени включенности исполнителя в процесс принятия решений, дистанцированности руководителя от подчиненного и формализации их отношений, концентрации управленческих функций в руках руководителя. 

Информация о работе Понятие «руководитель»