Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 20:05, контрольная работа
Создание производства всегда связано с людьми, работающими на предприятии (фирме). Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют важную роль. Однако производственный успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотиваций, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению. В то же время трудовые отношения — едва ли не одна из самых сложных проблем предприятия, особенно когда коллектив насчитывает десятки, сотни и тысячи человек. Трудовые отношения охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса, подготовкой и набором кадров, выбором оптимальной системы заработной платы, созданием отношений социального партнерства на предприятии.
Введение…………………………………………………………………3
Система управления персоналом: сущность, понятия и подходы…...4
Структура и задачи системы управления персоналом……………….11
Понятия кадровой службы, ее значение и тенденции………………..15
Литература………………………………………………………………18
ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету: «Управление персоналом»
Тема работы: «Понятие, состав, структура и функции системы управления персоналом»
Выполнила:
Студентка 5 курса
Факультета управления
Заочного отделения
851 группа
Алымова Екатерина
Проверил: Совцов В.И.
Пушкин
2013 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Создание производства всегда связано с людьми, работающими на предприятии (фирме). Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют важную роль. Однако производственный успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотиваций, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.
В то же время трудовые отношения — едва ли не одна из самых сложных проблем предприятия, особенно когда коллектив насчитывает десятки, сотни и тысячи человек. Трудовые отношения охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса, подготовкой и набором кадров, выбором оптимальной системы заработной платы, созданием отношений социального партнерства на предприятии.
Поэтому, для того чтобы предприятие работало эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников, используя различные методы управления персоналом.
Особое внимание необходимо уделять улучшению условий труда. Утверждение рыночных отношений сопровождалось отходом от принципов иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, созданием новой организационной культуры, возникновением специфических ценностных установок. В западных компаниях кадровая политика всегда находилась в поле зрения их руководства и сегодня она остается одним из управленческих приоритетов. В связи с чем актуальность тематики системы управления персоналом не вызывает сомнения.
Предприятие (организация, фирма), будучи целостной производственно-хозяйственной системой, тем не менее может быть представлено как совокупность составляющих ее элементов (подсистем), естественно взаимосвязанных (взаимодействующих) друг с другом. Количество таких подсистем может быть разным.
Так, одни авторы в качестве подсистем выделяют техническую, административную (управленческую) и человеческую, или личностно-культурную. Другие в управлении производством (предприятием) выделяют две части: управление деятельностью и управление людьми. Управление деятельностью складывается из планирования деятельности, постановки производственных задач, создания системы измерения производимой работы, контроля выполнения заданий. Управление людьми включает обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, кадровую политику, обучение, информирование, мотивацию работников и другие важные составные части работы руководителя.
Можно встретить в литературе и другие варианты структурирования производственно-хозяйственной системы. Однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что практически всегда выделяется кадровая составляющая как составная часть системы управления, что не является случайным. Важнейшей областью деятельности любого предприятия (организации, фирмы) была и остается обеспечение трудовыми ресурсами: привлечение рабочей силы, необходимая ее подготовка, создание условий для рационального использования.
Производственная система, ее вещественная и личностная составляющие находятся под воздействием многих факторов. Изменяются техника и технология, которые определяют требования к рабочей силе, направленность ее специальной подготовки, уровень квалификации и т.д. Состав рабочей силы изменяется под действием как объективных, так и субъективных факторов (например, происходит смена состава работников под влиянием текучести кадров, естественный и непрерывный процесс квалификационного роста, меняются мотивационные посылки в отношении к труду и т.д.). Возникает необходимость в постоянном управленческом воздействии на структуру рабочих мест, на численность и состав работников.
Специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников - персонал, получил название управления персоналом (кадрами).
В научной литературе и практике широко используются и другие понятия: управление трудовыми ресурсами, управление трудом, управление кадрами, управление человеческими ресурсами, управление человеческим фактором, кадровая политика, кадровая работа и др., так или иначе относящиеся к трудовой деятельности человека, управлению его поведением на производстве.
Понятие "управление персоналом (кадрами)"
по смыслу близко к понятию "управление
человеческими ресурсами". И в том и
в другом случае объект управленческого
воздействия один и тот же, разница в специфическом
подходе к работнику, к его рабочей силе
как ресурсу.
Не случайно концепция управления персоналом
несколько лет назад стала логически перерастать
в концепцию управления человеческими
ресурсами как составной частью производственных
ресурсов (наряду с финансовыми, материальными,
технологическими). А это значит, что сообразуясь
со стратегией развития, предприятие как
производственно-хозяйственная система
может либо увеличивать человеческие
ресурсы (экстенсивный путь), либо (при
необходимости) сокращать, ориентируясь
на более рациональное использование
оставшейся части (интенсивный путь).
Ориентация на управление человеческими
ресурсами меняет задачи управления, функции
и структуру соответствующих служб на
предприятии. Так, одной из важнейших функций
управления персоналом в связи с возросшей
ролью человеческого фактора в современном
производстве становится развитие персонала,
а не просто приведение его численного
состава в соответствие с наличием рабочих
мест.
Задача развития персонала, необходимость
оценки целесообразности инвестиций предприятия
в собственную рабочую силу требуют, естественно,
иного подхода к принятию управленческих
решений.
В отношении к понятию "управление персоналом
(кадрами)" приближается понятие "управление
человеческим фактором", означающее
целенаправленное воздействие на человека
как носителя способности к труду с целью
получения большего результата от его
деятельности, большей гуманизации осуществляемых
на предприятии мероприятий технического
прогресса, как условия лучшего использования
техники, ориентации организации производства
и труда на возможности человека, его интересы.
Управление персоналом — многогранный и исключительно сложный
процесс, который характеризуется своими
специфическими особенностями и закономерностями.
Управлению персонала свойственная системность и завершенность
на основе комплексного решения проблем,
их воссоздания. Системный подход предусматривает
учет взаимосвязей между отдельными аспектами
проблемы для достижения конечных целей,
определения путей их решения, создания
соответствующего механизма управления, которое обеспечивает комплексное планирование
и организацию системы.
Система управления - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных
элементов, которые отличаются функциональными
целями, действуют автономно, но направленные
на достижение общей цели.
Система организационно закрепляет определенные
функции за структурными единицами, работниками,
а также регламентирует потоки информации
в системе управления.
Система управления человеческими ресурсами постоянно
развивается и совершенствуется. На каждом
этапе развития общества она должна приводиться
в соответствии с требованиями развития
производительных сил, внося коррективы
в отдельные её элементы.
Управление персоналом обеспечивается взаимодействием управляющей
и управляемой системы.
Управляющая
система (субъект) - это совокупность органов управления и управленческих работников с определенными
масштабами своей деятельности, компетенцией
и спецификой исполняющих функций. Она
может изменяться под воздействием организующих
и дезорганизующих факторов. Управляющая
система представлена линейными руководителями,
которые разрабатывают комплекс экономических
и организационных мероприятий по воссозданию
и использованию персонала.
Управляемая
система (объект) - это система социально-экономических
отношений по поводу процесса воссоздания
и использования персонала.
Управление персоналом являет собой комплексную систему, элементами
которой являются направления, этапы,
принципы, виды и формы кадровой работы.
Основними направлениями является набор
и сохранение персонала, его профессиональная учеба и развитие,
оценка деятельности каждого работника
с точки зрения реализации целей организации,
которая дает возможность скорректировать
его поведение.
При
всем разнообразии организаций, которые
есть в современном обществе и видов деятельности,
которыми они занимаются, в работе с человеческими
ресурсами решают одни и те же задания,
независимо от их специфики.
Во-первых,
каждая организация привлекает нужное количество работников.
Способы подбора зависят от характера
и условий работы организации.
Во-вторых,
все без исключения проводят учебу своих
работников, чтобы объяснить задание и
привести их навыки и умения в соответствии
с требованиями задания.
В-третьих,
организации осуществляют оценку результатов
деятельности каждого работника. Формы
оценки являются разнообразными, как и
типы организаций.
И наконец,
каждая организация в той или другой степени вознаграждает
своих работников, то есть компенсирует
затраты времени, энергии, интеллекта,
какие они тратят для достижения поставленных
целей.
Названные
функции существуют в любой организации,
но они могут выражаться в разных формах
и разной мере развития.
Следовательно,
чтобы успешно развиваться, организация должна управлять набором, учебой, оценкой,
вознаграждениями персонала, то есть создавать, совершенствовать
методы, процедуры, программы организации
этих процессов. В совокупности и единстве
методы, процедуры, программы являют собой
систему управление персоналом.
Главными элементами системы управления являются люди, которые одновременно выступают объектом
и субъектом управления. Способность человеческих ресурсов
одновременно выступать как объектом,
так и субъектом управления — основная специфическая особенность управления.
Следовательно,
социально экономическая система являет
собой единство управляющей и управляемой
систем, а механизм управления - это совокупность отношений, форм и
методов влияния на формирование, распределение
и использование трудовых ресурсов в государстве.
Система управления персоналом в организации состоит с комплекса взаимосвязанных
подсистем (элементов).
Подсистема
- это выделенные за функциональными элементами
или организационными признаками части
системы, каждая из которых выполняет
определенные задания, работает автономно,
но направлена на решение общей цели.
Состав системы управления персоналом.
Система управления персоналом организации – система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает в себя подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.
Подсистема линейного руководства осуществляет:
§ управление организации в целом;
§ управление отдельными функциональными и производственными подразделениями.
Функции этой подсистемы выполняют: руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.
Функциональные подсистемы системы управления персоналом организации:
1. Подсистема
планирования и маркетинга
- разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом,
- анализ кадрового потенциала,
- анализ рынка труда,
- организация кадрового планирования,
- планирование и
- организация рекламы,
- поддержание взаимосвязи с внешними источниками,
- обеспечивающими организацию кадрами.
2. Подсистема управления наймом и учетом персонала осуществляет:
- организацию найма персонала,
- организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала,
- учет приема, перемещений,
поощрений и увольнения
- профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала,
- управление занятостью,
- документационное обеспечение системы управления персоналом.
3. Подсистема управления трудовыми отношениями проводит:
- анализ и регулирование
групповых и личностных
- анализ и регулирование отношений руководства,
- управление производственными конфликтами и стрессами,
- социально-психологическую диагностику,
- соблюдение этических норм взаимоотношений,
- управление взаимодействием с профсоюзами.
4. Подсистема
обеспечения нормальных
- соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда,
- соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды,
- военизированной охраны
организации и отдельных
5. Подсистема
управления развитием
- обучение, переподготовку и повышение квалификации,
- введение в должность и адаптацию новых работников,
- оценку кандидатов на вакантную должность,
- текущую периодическую оценку кадров,
- организацию
- реализацию деловой
карьеры и служебно-
- организацию работы с кадровым резервом.
6. Подсистема
управления мотивацией и
- управление мотивацией и стимулированием трудового поведения,
- нормирование и тарификация трудового процесса,
- разработка систем оплаты труда,
- разработка форм участия
персонала в прибылях и
- разработка форм морального стимулирования персонала,
- организация нормативно-
7. Подсистема
управления социальным
- организацию общественного питания,
- управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического воспитания,
- обеспечение охраны здоровья и отдыха,
- обеспечение детскими учреждениями,
- управление социальными конфликтами и стрессами,
- организацию продажи продуктов питания и товаров народного потребления,
- организацию социального страхования.
8. Подсистема
развития организационной
- анализ сложившейся оргструктуры управления,
- проектирование новой оргструктуры управления,
- разработка штатного расписания,
Информация о работе Понятие, состав, структура и функции системы управления персоналом