Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:58, курсовая работа
Цель курсовой работы- изучить и сформировать свой стиль управления.
Задачи:
изучить современную классификацию стилей управления.
изучить факторы, влияющие на формирование стиля управления.
анализировать стиль управления руководителя и топ- менеджеров ООО «СЕЛЕНА»
Введение……………………………………………………………….
3
Глава 1.Понятие стиля управления организацией………………….
4
1.1.Характеристика стилей управления организацией…………….
4
1.2. Уровень зрелости и соответствующий стиль поведения…….
9
1.3.Факторы формирования стиля управления……………………
11
Глава 2. Анализ стиля управления на предприятии ООО «СЕЛЕНА»
15
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «СЕЛЕНА»………
15
2.2. Анализ стиля руководителя ООО «СЕЛЕНА»……………….
16
2.3. Анализ влияние личности руководителя на формирование стиля руководства на предприятии ООО «СЕЛЕНА»………………..
18
Глава 3.Рекомендации по улучшению отношения между руководителем и сотрудниками……………………………………
28
Заключение…………………………………………………………..
30
Список литературы…………………………………………………..
31
Приложение………………………………
Содержание.
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1.Понятие стиля управления организацией…………………. |
4 |
1.1.Характеристика
стилей управления организацией |
4 |
1.2. Уровень зрелости и соответствующий стиль поведения……. |
9 |
1.3.Факторы формирования стиля управления…………………… |
11 |
Глава 2. Анализ стиля управления на предприятии ООО «СЕЛЕНА» |
15 |
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «СЕЛЕНА»……… |
15 |
2.2. Анализ стиля руководителя ООО «СЕЛЕНА»………………. |
16 |
2.3. Анализ влияние личности руководителя на формирование стиля руководства на предприятии ООО «СЕЛЕНА»……………….. |
18 |
Глава 3.Рекомендации по улучшению отношения между руководителем и сотрудниками…………………………………… |
28 |
Заключение…………………………………………………… |
30 |
Список
литературы…………………………………………………. |
31 |
Приложение…………………………………………………… |
32 |
Введение.
С проблемой
лидерства и руководства
Каждый человек уникален, поэтому, сколько руководителей, столько и стилей руководства. Однако в поведении руководителей можно наблюдать определенные типичные черты, имеющие ту или иную степень выраженности. Это служит основанием для выделения различных типов руководителей.
Актуальность темы. Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль – это система постоянно применяемых методов руководства.
Каждому из сложившихся
методов руководства
Стиль руководства – явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью.
Цель курсовой работы- изучить и сформировать свой стиль управления.
Задачи:
Глава 1. Понятие стиля управления организацией
1.1. Характеристика стилей управления организацией
Стиль руководства – индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным описал в книге «Человеческая сторона предприятия» Дуглас Мак-Грегор. Точка зрения Мак-Грегора известна в менеджменте как «Теория X» и «Теория Y».
Руководители автократического и демократического стилей по-разному представляют себе поведение работников и то, как надо управлять людьми:
«Теория X» |
«Теория Y» |
Люди изначально не любят
трудиться и при любой |
Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, то люди будут стремиться взять на себя ответственность за работу. |
У людей нет честолюбия, они боятся ответственности и предпочитают, чтобы ими руководили. Больше всего люди хотят защищенности. |
Если люди осознали цели, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели. |
Чтобы заставить людей трудиться, необходимы принуждение, контроль и угроза наказания. |
Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично. |
Авторитарный взгляд на управление ведет к прямому регулированию и жесткому контролю, демократический — поддерживает делегирование полномочий и ответственности.
В «чистом» виде вряд ли можно наблюдать проявление какого-либо стиля. Правильнее говорить о тяготении конкретного руководителя либо к демократическому, либо к автократическому руководству, в зависимости от того, насколько в поведении данной личности выражены те или иные характеристики.
Мы же, теоретически рассматривая стили руководства, будем представлять «крайние» варианты с ярко выраженными характеристиками.
Вот уже более полувека в социальной психологии и менеджменте ведется изучение феномена стилей руководства. Накоплен огромный эмпирический материал, построено множество теоретических моделей, различающих по самым разным основаниям варианты стилей руководства.
Одно из самых ранних исследований стилей менеджмента было проведено Куртом Левиным. Его типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы, остается до сих пор самой популярной. Долгожительство этой, ставшей классической, типологии объясняется ее простотой. К. Левин сводит все стили к трем основным видам: авторитарному, демократическому и попустительскому.
Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя. Автократ «все знает сам» и не терпит возражений. Подчиненным предоставляет лишь минимум информации. Никому не доверяет, не ставит в известность о своих намерениях; отдает деловые, краткие распоряжения; запреты часто сопровождаются угрозами. Похвала и порицание работников крайне субъективны. Эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются. Дела в коллективе планируются заранее во всем их объеме, определяются лишь непосредственные цели для каждого работника. Голос руководителя является решающим, а его позиция находится вне группы.
Демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием работников в управлении, при этом ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Демократический стиль предусматривает инструкции в форме предложений, не сухую речь, а товарищеский тон, похвалу и порицание — с учетом мнения коллектива. Мероприятия в коллективе планируются. Распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссий. Позиция руководителя — внутри группы, т. е. руководитель ведет себя как один из членов группы; каждый сотрудник может при нем свободно выражать свои мнения по разным вопросам. При осуществлении контроля демократ обращает внимание на конечный результат. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у них развивается самостоятельность, что способствует восприятию достижения целей организации как своих собственных. Такое взаимодействие руководителя и подчиненных можно определить как сотрудничество.
При либеральном руководителе подчиненные получают почти полную свободу по выработке решений и сами же свою работу контролируют. В решении вопросов руководитель принимает минимальное участие, практически никаких указаний не дает. Либеральный стиль характеризуется стандартно-формальным тоном, отсутствием похвалы и порицаний, а также сотрудничества как такового. Позиция руководителя — в стороне от группы.
Иногда либеральный стиль руководства называют попустительским. Как ни странно, но почти за полвека исследований стилей руководства однозначной связи между эффективностью работы группы и тем или иным стилем руководства не выявлено: и демократический, и авторитарный стили дают примерно равные показатели продуктивности.
В западном бизнесе популярна теория «управленческой решетки», разработанная Р. Блейком и Дж. Моутон. Они указывали, что трудовая деятельность разворачивается в «силовом поле» между производством и человеком. Первая «силовая» линия определяет внимание руководителя к производству (ориентация на выполнение производственных заданий любой ценой, невзирая на персонал). Вторая «силовая» линия (вертикальная) определяет отношение руководителя к человеку (забота об условиях труда, учет желаний и потребностей и т.д.). Наличие противоречия между двумя «силовыми» линиями позволяет построить пространство и выделить пять характерных типов управленческого поведения. Введя систему координат, можно каждому типу управленческого поведения присвоить свои координаты, (рис. 1).
Рис. 1 Типы поведения руководителя
Точка 1.1 соответствует поведению руководителя, определяемому как минимальное внимание к результатам производства и к человеку. Руководитель ни о чем не заботится, работая так, чтобы не быть уволенным. Такой стиль считается чисто теоретическим. Но он может иметь место в случаях, когда предприятие закрывается, руководитель уходит на пенсию и т.п.
Точка 9.1 — стиль жесткого администрирования, при котором для руководителя единственной целью является производственный результат. Человек для такого руководителя— ничто. Во внимание не принимается ничего, что связано с работником (его потребности, самочувствие и т.д.). Подчиненные в ответ пытаются уйти из-под постоянного давления, что собственно приводит к регулярному и детализированному контролю их деятельности со стороны руководителя. Решения таким руководителем принимаются единолично. Характерные черты такого руководителя — ориентация на безоговорочную исполнительность, подавление инициативы, поиск виновных и т.д. Этот стиль может быть эффективным в условиях чрезвычайных обстоятельств (аварии, стихийные бедствия), на начальных стадиях развития производства.
Тип 1.9— либеральный, или пассивный, стиль руководства. В данном случае основное внимание руководитель уделяет человеческим отношениям. Такой руководитель предоставляет подчиненным полную свободу; он старается оберегать свой коллектив от возникающих разногласий, но при этом уходит от личного обсуждения причин конфликта в надежде на то, что осложнения уладятся сами собой. Атмосфера в коллективе почти «семейная», под руководством такого руководителя очень удобно ничего не делать.
Этот стиль управления может быть эффективным в коллективе с высокой мотивацией к работе, в творческих коллективах.
Стиль управления, соответствующий координатам 5.5, характеризуется тем, что руководитель старается занять позицию «золотой середины» между методами «жестких» и «мягких» управленцев. Он во всем старается достичь компромисса. При таком компромиссе достигаются средние результаты труда, не может быть резкого прорыва вперед. В то же время этот стиль руководства способствует стабильности и бесконфликтности.
Стиль 9.9 считается наиболее эффективным. Руководитель старается так построить работу своих подчиненных, чтобы они видели в ней возможность самореализации и подтверждения собственной значимости. Цели производства определяются совместно с сотрудниками, конструктивно учитываются различные мнения о путях достижения целей.
В менеджменте есть теория, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Под зрелостью понимается способность подчиненных нести ответственность за результаты работы, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. В зависимости от характеристик выполняемой задачи отдельные работники и группы проявляют различный уровень «зрелости».
1.2. Уровень зрелости и соответствующий стиль поведения.
Руководитель должен
оценить эту степень зрелости
и соответствующий стиль
Выделяются следующие уровни зрелости подчиненных и соответствующие им стили руководства.
Низкий уровень зрелости — подчиненные не способны выполнять задачу и не хотят брать на себя ответственность. Таким подчиненным требуются соответствующие инструкции и строгий контроль. Соответствующий стиль называется «приказание».
Например, руководителю необходимо подготовить и отправить деловым партнерам письмо. Руководитель диктует текст письма секретарю, а затем перед отправкой его проверяет.
Средний уровень зрелости подчиненных — подчиненные хотят принять ответственность, но они еще не способны выполнить задачу. Стиль руководства в этой ситуации называется «внушение». Здесь требуется добиваться от подчиненного понимания задачи, конкретно пояснять, что и как надо делать. В то же время руководитель должен поддерживать желание подчиненных выполнять задание под свою ответственность.