Понятие структуры и организационной схемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:40, реферат

Описание работы

Прежде чем ответить на вопрос: «Что представляет из себя теория организации как отрасль научных знаний?», - постараемся разобраться в смысловом определении самого понятия «организация». Это имеет очень важное научное и практическое значение, ибо организация как специфиче¬ское явление окружающей действительности выступает в названной теории не только в качестве объекта исследова¬ния, но и как методологическая основа организационных методов познания закономерностей развития природных и экономических процессов.
Многообразие трактовок термина «организация» под¬вигает к необходимости их осмысления, анализа и обоб¬щения. В дословном переводе с латинского организация означает «сообща», «стройный вид»,«устраиваю».

Файлы: 1 файл

Менеджмент переделка.docx

— 380.09 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление 

Введение

 

 

1.Понятия «организация» и лексическое значение термина «организация».

Прежде чем ответить на вопрос: «Что представляет из себя теория организации  как отрасль научных знаний?», - постараемся разобраться в смысловом  определении самого понятия «организация». Это имеет очень важное научное  и практическое значение, ибо организация  как специфическое явление окружающей действительности выступает в названной теории не только в качестве объекта исследования, но и как методологическая основа организационных методов познания закономерностей развития природных и экономических процессов.

Многообразие трактовок термина  «организация» подвигает к необходимости их осмысления, анализа и обобщения. В дословном переводе с латинского организация означает «сообща», «стройный вид»,«устраиваю».

Определяя семантическое значение слова «организация», основоположник организационной науки А.А. Богданов в своем фундаментальном произведении «Тектология. Всеобщая организационная наука» писал: «Всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей...». В обыденной речи словам «организовать», «организация», «организаторская деятельность» придается смысл более узкий, более специальный... Всего чаще термин «организовать» - значит сгруппировать людей для какой-нибудь цели, координировать и регулировать их действия в духецелесообразного единства» (16, кн. 1, с. 69). Но при более глубоком анализе, как отмечает А.А. Богданов, это понятие становится намного шире и относится, по его выражению, «не только к человеческим активностям», к рабочей силе, к средствам производства, но и к живой и неживой природе во всех ее проявлениях. «Природа - великий первый организатор; и сам человек - лишь одно из ее организованных произведений» (16, кн. 1, с. 71).

Исходя из этого сущность понятия «организация» в более широком смысле можно определить: во-первых, как «внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную ее строением»; во-вторых, как «совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого», и. в-третьих, как «объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил» (105, с. 473).

Если первые два определения  взаимодополняют друг друга и  характеризуют организацию как  всеприродное явление, отражая некоторое  состояние и процесс, то последнее имеет более узкое, социальное приложение применительно к человеческим организациям. Таким образом, в самом общем случае под организацией следует понимать упорядоченное состояние элементов целого и процесс по их упорядочению в целесообразное единство.

 

2.Организация  как открытая система и ее  характерные черты.

 

2.1 Понятие  организации и ее характерные  черты

Первым крупным специалистом в области системного подхода  был Честер И. Бернар (1886-1961). Он считал, что организация - это "система  сознательно скоординированных  действий, в которой руководитель является самым важным стратегическим фактором", что руководитель может  достигнуть превосходных результатов  в своей работе, только выполнив три важных условия: обеспечив систему  коммуникаций, предприняв усилия, необходимые  для действия системы, сформулировав  и определив цели системы.

Система - это некоторая  целостность, состоящая из взаимозависимых  частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Организация (организованность) является неотъемлемым свойством любой системы.

Таким образом, понятие «организация»  может трактоваться как:

-внутренняя упорядоченность и согласованность, взаимодействие автономных частей целого, обусловленные его строением (как свойство любых систем);

-совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

-объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур (СЭС) (как форма существования социально-экономических, производственно-хозяйственных систем).(1)

Всеобъемлющий характер понятия  «организация» отметил русский  философ и экономист А.А.Богданов, который рассматривал теорию организации  как всеобщую организационную науку.(2)

Все социально-экономические  системы (предприятия, фирмы, концерны и т.д.) являются организациями.

Организация – это группа людей (как минимум двое), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или  нескольких целей (Мескон).(3)

Это определение относится  к формальным организациям, т.е. специально созданным, в которых управление осуществляет специально назначенный  руководитель.

Организация - это пространственно-временная  структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения  максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Организация обладает следующими общими признаками:

1. Определение ее характера  кадрами и менеджером; объединение  процессов, которые без этого  взаимодействуют нецеленаправленно  или неэффективно.

2. Сохранение как предварительно  запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего  от ситуации реагирования работника  и менеджера. Незапланированные  действия предполагают установление  ответственности в менеджменте.

3. Определенная, зависящая  от процесса гибкость, что обеспечивает  функционирование системы в изменяющихся  условиях.

4. Единство рабочих процессов  и процессов управления, как результата  разумного разделения труда.

Основными законами рациональной организации выступают: упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса; приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование "поля решения" и  доступной информации, способность  компетентных функциональных единиц принять  к решению новые задачи); обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за "процесс"); короткие пути управления; баланс стабильности и гибкости; способность к целеориентированной  самоорганизации и активности; желательность  стабильности циклически повторяемых  действий.(4)

Таким образом, можно сделать  вывод, что Организация – это  единство состояния и процесса, так  как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и  внутренней сред фирмы.

2.2 Основные элементы  организации как системы

В ходе изучения организаций  в рамках системного подхода выяснилось, что социальная организация как  система обладает рядом специфических  свойств, которые отличают ее от других систем (биологических, технических  и т.д.). Но системно-теоретические  исследования организаций и процессов управления с позиций общей теории систем оказались неэффективными в силу отвлеченного характера общесистемных концепций.(5)

Рассматривая организацию  в целом с привлечением системного подхода, действительно можно сказать, что она, как и всякая система, представляет собой порядок, обусловленный  планомерным, правильным расположением  частей в целом, определенным взаимосвязями  частей. Однако организация обладает специфическими, присущими только ей свойствами. В связи с этим возникла необходимость разработать специальную  теорию систем применительно к организациям. Американский ученый Дж. Миллер определил следующие главные элементы системной модели организации:

-организация представляется как «упорядоченность подсистем и компонентов в трехмерном пространстве в данный момент времени»;

-организация может рассматриваться как сложный процесс, основой которого являются все изменения материальных объектов и информации;

-в организациях присутствуют подсистемы, которые являются составными частями системы (управленческая, экономическая, технологическая и др.);

-в организациях возникают организационные отношения (по поводу целей, межличностные, властные, информационные и т.д.);

в организациях протекают  системные подпроцессы (властные, материально-энергетические и т.д.).(6)

Основными отличиями организации  от других систем (например, от биологических) Миллер считает наличие самостоятельных  целей системы и сложной управленческой подсистемы, которая представляется как многоуровневая и организованная по иерархическому принципу.

Миллер описывает главную, управленческую подсистему как некоторое  решающее устройство, которое состоит  из личностей, находящихся на высшем уровне власти и принимающих ответственные  для организации решения.

Таким образом, любая организация  состоит из подсистем, каждая из которых  может рассматриваться как система  более низкого уровня. В то же время сама организация, имея некоторое  количество уровней подсистем, в  свою очередь может рассматриваться  как подсистема в системе более  высокого порядка (например, предприятие, выступая как самостоятельная система, делится на ряд цехов-подсистем  и одновременно как подсистема входит в производственное объединение). Свойство объекта быть одновременно и подсистемой, и сложной системой с наличием элементов подсистем определяется как свойство рекурсивности.

 

Итак, при изучении организации  с позиций системного подхода  на первом плане выступают:

 а) деление организации  на подсистемы;

 б) вертикальные и  горизонтальные связи организации.

 Сравнение схем, построенных  на основе простого анализа  и системного подхода, показывает, что при системном подходе  основное внимание уделяется  подсистемам организации и связям  между отдельными системными  единицами.

Применение системного подхода  к исследованию организаций возможно в двух различных вариантах, когда  организация рассматривается как  закрытая или как открытая система.

Обычно исследователи  считают организацию закрытой системой, хотя декларируют необходимость  изучения организации в тесном взаимодействии с внешней средой. Как правило, исследователи и практики, рассматривая отдельные структурные единицы  организации, занимаясь проблемами управления и применения властного  воздействия руководителей и  подчиненных и др., лишь частично учитывают влияние внешнего окружения, не задумываясь о том, что организация  является неотъемлемой частью внешней  среды. Но в случае подхода к организации  как к закрытой, самодостаточной  системе влияние внешнего окружения  учитывается в виде действия отдельных  факторов, возмущающих и даже изменяющих внутреннюю структуру организации.(7)

Если организация рассматривается  как открытая система, она органично  вписывается во внешнее окружение  и считается ее подсистемой. При  этом границы системы представляют собой замкнутую кривую, проходящую по периметру исследуемых объектов (по периметру организации) так, что  она разграничивает область с  меньшей интенсивностью взаимодействий вне этой кривой от области с высокой  интенсивностью внутри нее. Здесь окружение  организации не является пассивным  и его можно определить как  совокупность объектов, внешних по отношению к организации, которые  связаны с одним или более  системными единицами организации  так, что изменение одного или  нескольких свойств внешних объектов изменяет поведение системы, что  в свою очередь приводит к изменению  одного (или более) свойства внешних объектов.(8)

 

3.Закон эмерджентности. Закон синергии.

Эмерджентность — несовпадение цели организации с 
целями входящих в нее частей. Качество, свойства системы, которые не присущи ее элементам в отдельности, а возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему. Например, цель компании — 
максимум прибыли при минимуме затрат, а цель работающих 
по найму — получение максимальной оплаты за свой труд при 
минимальной затрате усилий. Искусство управления и заключается в искусстве сглаживать такие противоречия и находить компромиссы.

Синергия, синергизм — это совместное, содружественное, взаимозависимое действие двух или нескольких сил, агентов, факторов в каком-либо одном направлении. Синергетика исследует особое состояние сложных систем в области неустойчивого равновесия, точнее динамику их самоорганизации.

В экономике слова «синергия» и «кооперация» часто выступают  как синонимы. Следует заметить, что «недавно открытый» синергизм  еще Карл Маркс глубоко анализировал в «Капитале» как новую силу, «которая возникает из слияния многих сил  в одну общую».

Применительно к исследованию поведения социально-экономических  систем было бы разумнее оставить термин «кооперация», а не заменять его  на синергию, тем более, что синергетика  как понятие было изначально введено  Хакеном применительно к поведению  термодинамических систем в физике.

На состояние и эффективность  работы любой организации влияют множество внутренних и внешних  факторов. Согласно свойству эмерджентности, совместное действие нескольких факторов почти всегда отличается от суммы  раздельных эффектов. Именно это отличие, которое обычно называют эффектом синергии, фактором взаимодействия или кооперативным эффектом, является количественным выражением синергии.

Синергизм играет очень большую  роль в живых системах всех видов  и уровней организации. Он долго  не получал достойной оценки, потому что часто существует в скрытом  виде. Биологи разных направлений  рассматривали и обозначали такие  явления как симбиоз, мутуализм, коэволюция, но в основе всех этих проявлений лежит совместное действие, синергия.

Парадигма синергизма исходит  из признания того факта, что в  процессе развития выгодные результаты, получаемые целостностью организации, отвечают за благополучие ее частей, членов. В сущности, учение о синергизме представляет собой «экономическую»  теорию сложности.

В теории организации синергизму придается важное значение. Во главу  закона синергии положен принцип  эмерджентности сложных систем: совместное действие нескольких факторов всегда или почти всегда отличается от суммы  раздельных эффектов.

Информация о работе Понятие структуры и организационной схемы