Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:47, курсовая работа
Цель работы – изучение теоретических основ контроля как функции управления и анализ состояния практического применения контроля в системе управления реальными организациями.
Задачи работы – оценка степени соответствия между теорией контроля и практикой реализации контрольной функции в системе управления современных организаций.
Работа состоит из трех глав, в первой главе мы рассмотрим теоретические основы контроля, во второй анализ систем контроля и характеристику предприятия, смысл третьей главы является выявление мероприятий по совершенствованию систем контроля на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ 4
1.1 Понятие контроля 4
1.2 Этапы контроля 5
1.3 Виды контроля 6
1.4 Оценка эффективности систем контроля 9
Глава 2. АНАЛИЗ КОНТРОЛЯ 12
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ «НОВОСИБИРСКЭНЕРГО» (ТЭЦ- 4) 12
2.2 Анализ систем контроля 19
Глава 3.Совершенствование систем контроля на ОАО «НОВОСИБИРСКЭНЕГО» 21
3.1 Мероприятия по совершенствованию систем контроля 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
КАФЕДРА
УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
На тему:
Понятия контроля и его виды
Выполнил(а):
Мухина Елена Олеговна
_____________________________
МО-291
Проверил (а):
_____________________________
Калекина
Анна Викторовна
Омск, 2011 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ | 4 |
1.1 Понятие контроля | 4 |
1.2 Этапы контроля | 5 |
1.3 Виды контроля | 6 |
1.4 Оценка эффективности систем контроля | 9 |
Глава 2. АНАЛИЗ КОНТРОЛЯ | 12 |
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |
12 |
2.2 Анализ систем контроля | 19 |
Глава 3.Совершенствование систем контроля на ОАО «НОВОСИБИРСКЭНЕГО» | 21 |
3.1 Мероприятия по |
21 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 25 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 26 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 27 |
Введение
Проблема контроля является одной из наиболее важных в теории управления.
Актуальность выбранной темы данной работы определяется следующими обстоятельствами:
Объектом данной работы является энергокомпания ОАО «НОВОСИБИРСК ЭНЕРГО»
Предметом данной работы является контроль как функция управления.
Цель работы – изучение теоретических основ контроля как функции управления и анализ состояния практического применения контроля в системе управления реальными организациями.
Задачи работы – оценка степени соответствия между теорией контроля и практикой реализации контрольной функции в системе управления современных организаций.
Работа
состоит из трех глав, в первой главе
мы рассмотрим теоретические основы
контроля, во второй анализ систем контроля
и характеристику предприятия, смысл
третьей главы является выявление мероприятий
по совершенствованию систем контроля
на предприятии.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ
1.1
Понятие контроля
Управленческий контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы.
Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.
В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятия срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения [3, с. 15-16].
Важной функцией управленческого контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль
очень важен, если вы хотите, чтобы организация
функционировала успешно. Без контроля
начинается хаос, и объединить деятельность
каких-либо групп становится невозможно.
Важно и то, что уже сами по себе цели, планы
и структура организации определяют ее
направление деятельности, распределяя
ее усилия тем или иным образом и направляя
выполнение работ. Контроль, таким образом,
является неотъемлемым элементом самой
сущности всякой организации. [11, с. 24-25].
1.2 Этапы контроля
Любая процедура контроля состоит из трех этапов:
-выработка стандартов и критериев;
-сопоставление с ними реальных результатов;
-принятие
необходимых корректирующих
Менеджер должен уметь реализовывать на каждом этапе комплекс различных мер.
Выработка или установление стандартов и критериев — это первый этап контроля, показывающий, насколько близки функции контроля и планирования. Для первого этапа важно определить показатель результативности, точно определяющий то, что должно быть получено, чтобы поставленная цель считалась достигнутой.
Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами это второй этап контроля. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям.
Первой стадией этого этапа является определение масштаба допустимых отклонении и принцип исключения. Определение масштаба допустимых отклонений.
Второй стадией этого этапа является измерение результатов — самый трудный и дорогостоящий элемент контроля, позволяющий установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты. Для того чтобы быть эффективной, система измерения должна соответствовать тому виду деятельности, который подвергается контролю.
Третьей стадией этого этапа является передача и распространение информации, которые играют ключевую роль в обеспечении эффективности контроля. Для того чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо обязательно довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты.
Четвертой,
заключительной, стадией этого этапа
является оценка информации о результатах.
Именно менеджер определяет степень нужности
и важности полученной информации. Иногда
оценка информации определяется политикой
организации. [1, с. 30-31].
1.3 Виды контроля
В менеджменте принято выделять три основных вида контроля:
- предварительный;
- текущий;
- заключительный.
По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.
Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения.
Предварительному контролю подлежит техническая документация и разработанная технология на соответствие требованиям стандартов, нормам и нормативам по данному продукту.
Осуществляется
также предварительная проверка
организационной и
В ходе предварительного контроля выясняются знание непосредственными исполнителями своих обязанностей, условия работы, формы оплаты труда и гарантии социального обеспечения.
Кроме того, предварительный контроль может быть направлен на подготовку предприятия к текущему плановому контролю. Например, к аккредитации или получению сертификата на право осуществлять определенный вид деятельности.
Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время. Объектом текущего контроля являются подчиненные сотрудники.
Применяют два основных вида текущего контроля — стратегический и оперативный. Стратегический контроль предполагает выяснение эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов и резервов. При этом главный акцент делается на вопросы соответствия избранной стратегии и перенацеливание имеющихся средств на стратегически важные участки и направления. В ходе этого вида контроля готовится база стратегических данных, на основе которых могут вноситься соответствующие коррективы в ход производственного процесса.
Оперативный контроль предполагает проверку текущей технической, технологической и хозяйственной деятельности предприятия: выработанных и применяющихся норм и нормативов, норм выработки и временных нормативов, загрузки оборудования, машин, станков и механизмов, запасов сырья и материалов, комплектующих изделий и пр. Выясняются возможности устранения сверхнормативных запасов, сокращения незавершенного строительства и другие производственные, кадровые и финансовые вопросы. [3, с. 48-50].
Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.