Понятия контроля и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение теоретических основ контроля как функции управления и анализ состояния практического применения контроля в системе управления реальными организациями.
Задачи работы – оценка степени соответствия между теорией контроля и практикой реализации контрольной функции в системе управления современных организаций.
Работа состоит из трех глав, в первой главе мы рассмотрим теоретические основы контроля, во второй анализ систем контроля и характеристику предприятия, смысл третьей главы является выявление мероприятий по совершенствованию систем контроля на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ 4
1.1 Понятие контроля 4
1.2 Этапы контроля 5
1.3 Виды контроля 6
1.4 Оценка эффективности систем контроля 9
Глава 2. АНАЛИЗ КОНТРОЛЯ 12
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ «НОВОСИБИРСКЭНЕРГО» (ТЭЦ- 4) 12
2.2 Анализ систем контроля 19
Глава 3.Совершенствование систем контроля на ОАО «НОВОСИБИРСКЭНЕГО» 21
3.1 Мероприятия по совершенствованию систем контроля 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 27

Файлы: 1 файл

Курсовая все главы.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)
 

     Из  данных таблицы 1.1 видно, что наблюдается  увеличение объемов выпуска продукции  к предыдущему году по производству электрической энергии тепловыми  электростанциями на 1 359, 8 млн. кВтч (115,27%), отпуск тепловой энергии вырос на 656,5 тыс.Гкал. (104,74 %), в т.ч. тепловыми электростанциями на 598, 5 тыс. Гкал. (14,9%)и электрокотельными и котельными на 58 тыс.Гкал. (103,5%). Основная причина увеличение загрузки станций - работа в условиях маловодного года согласно заданному диспетчерскому графику с учетом динамики цен на оптовом рынке.  

Финансовые  показатели деятельности

     На 31.12.2010 уставный капитал Общества составляет 160 648 070 руб. Он разделен на 13 519 075 обыкновенных акций номинальной стоимостью 10 рублей каждая и 2 545 732 привилегированных акций типа А номинальной стоимостью 10 рублей каждая. 

 Таблица 1.2-Основные финансовые показатели предприятия, тыс. рублей

Показатели 2009 2010 2010/2009,абс. изменение 2010/2009,  
%
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг 8334158 10526995 2 192 837 126,3%
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 7464630 9 467 327 2 002 697 126,8%
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, коп. 89,6 89,9 0,4 100,4%
Прибыль от продаж 869 528 1 059 668 190 140 121,9%
Рентабельность  продаж, % 10,4% 10,1%   96,5%
Прочие  операционные доходы и расходы -414734 -257 696 157 038 62,1%
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности 454 794 801 972 347 178 176,3%
Рентабельность  финансово-хозяйственной деятельности, % 5,5% 7,6%   139,6%
Внереализационные доходы и расходы -126399 -120 961 5 438 95,7%
Прибыль до налогообложения 328 395 681 011 352 616 207,4%
Налог на прибыль и иные аналогичные  обязательные платежи 278 274 531 852 253 578 191,1%
Чистая (нераспределенная) прибыль 50 121 149 159 99 038 297,6%
Чистая  норма прибыли, коп. на 1 рубль выручки  от продаж 0,60 1,42   235,6%

     Рентабельность  продаж электроэнергии сократилась  с 9,2% по итогам 2009 года до 8,3% в отчетном периоде; рентабельность продаж тепловой энергии возросла с 9,7% до 10,4%; рентабельность продаж прочей продукции (работ, услуг) увеличилась в сравнении с прошлым годом на 14,6 процентных пункта и по итогам 2010 года составила 68,1%.

     В целом, из-за снижения рентабельности производства и реализации электроэнергии, составляющей более 67% от общего объема продаж, доходность от продаж сократилась с 10,4 коп. на 1 рубль выручки от продаж в 2010 году до 10,1 коп. на 1 рубль выручки в отчетном периоде.

     Прибыль от продаж по итогам 2010 года составила 1 059 668 тыс. рублей, превысив аналогичный показатель прошлого года на 190 140 тыс. рублей, или на 21,9%.

     Расходы от прочей операционной и внереализационной  деятельности в размере 378 657 тыс. рублей уменьшили прибыль Общества до 681 011 тыс. рублей.

     Чистая (нераспределенная) прибыль по итогам 2010 года составила 149 159 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом в 3 раза. В результате рентабельность активов возросла по сравнению с 2009 годом на 0,57 процентных пункта и составила 0,85%, а рентабельность собственного капитала увеличилась на 0,76 процентных пункта и составила 1,13%.[7, с. 65-67]. 

  Таблица 1.3 - Динамика изменения численности персонала

Показатель 2009 год 2010 год
Плановая  численности персонала 170 166
Среднесписочная численность персонала 165 160
Недостаток  персонала, % -2,94 -3,61
Количество  принятого персонала 35 39
Количество уволившихся работников 40 32
Количество  уволившихся по собственному желанию  и за нарушение трудовой дисциплины 32 26
Количество  работников проработавших весь год 125 128
Коэффициент оборота по приему рабочих 0,212 0,244
Коэффициент оборота по выбытию 0,242 0,200
Коэффициент текучести кадров 0,194 0,160
Коэффициент постоянства персонала предприятия 0,758 0,800
 
 

     На  данной таблице видно, что за исследуемый  период возник дефицит персонала. Строка «недостаток персонала» отражает в процентном отношении недовыполнение плана по численности персонала. Но в то же время и увеличилось число принятого персонала. Так, возросший в отчетном периоде коэффициент оборота по приему рабочих указывает на положительный социальный эффект при условии снижения коэффициента оборота по выбытию[12]. 

     2.2 Анализ систем  контроля 

     Рассмотрим  и проанализируем применение в практике ОАО «НОВОСИБИРСКЭНЕРГО» такой функции менеджмента как контроль.

     Среди форм контроля, осуществляемых в ОАО «НОВОСИБИРСКЭНЕРГО» стоит отметить и следующие:

     1. Надзор за работой подчиненных;

     2. Анализ документов;

     3. Запрашивание письменных отчетов;

     4. Проведение планерок;

     5. Аттестация;

          6. Инвентаризация.

     На  предприятии осуществляется как  внешний, так и внутренний контроль.

     Для начала, хотелось бы отметить органы, осуществляющие внешний контроль ОАО «НОВОСИБИРСКЭНЕГО», а именно:

     - Налоговая инспекция по центральному  району г. Новосибирска– проверяет правильность и своевременность уплаты налогов;

     - Фонд занятости – следит за  наличием вакансий;

     - МЧС – следит за пожарной безопасностью;

     - Госстандарт;

     Контроль  за соблюдением действующего порядка  формирования и применения цен (тарифов) осуществляется Комитетом государственного контроля, органами ценообразования, министерствами, другими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству г. Новосибирска, в соответствии с действующим законодательством [12]. 

     Так же, осуществляется связь с экологическими организациями. ОАО «НОВОСИБИРСКЭНЕРГО» первая в Сибири, где соблюдаются правила экологического менеджмента (разделение мусора, солнечная батарея, включение света от фотоэлементов), имеется сертификат, подтверждающий это.

     Главный бухгалтер осуществляет внутренний контроль за своевременным оприходыванием денежных средств, правильным документальным оформлением, связанным с движением денежных средств; обеспечивает строгое соблюдение кассовой расчетной дисциплины, использование средств по назначению; ведет учет сводных оборотных ведомостей по материально-ответственным лицам, и сверку их с балансом.

      На  ОАО «НОВОСИБИРСКЭНЕРГО» существуют и действуют три вида контроля: первичный, текущий и заключительный. 

Во-первых, проводится тщательный отбор кадров для производства.

     Анализируются деловые, профессиональные знания и  навыки работника, его предшествующий опыт, образование, способность к обучению. Привлечение квалифицированных кадров дефицитных профессий достигается путём увеличения уровня зарплаты по этим рабочим местам. Вновь принятый работник проходит контроль на соответствие занимаемой должности во время испытательного срока, устанавливаемого администрацией завода.

     Немаловажную  роль в процессе производства играет и контроль качества сырья, поступающего на завод. Оно проходит детальный контроль на соответствие всем техническим условиям.

     Текущий и заключительный контроль на ОАО «НОВОСИБИРСКЭНЕРГО» практически полностью автоматизирован, так как продукция завода заявлена как соотвествующая европейским и мировым стандартам[12]. 
 

Глава 3.Совершенствование систем контроля на ОАО «НОВОСИБИРСКЭНЕРГО»

     3.1 Мероприятия по  совершенствованию  систем контроля

     Контроль  на производстве - это достаточно сложный  процесс, который требует от руководителя отлаженных, скоординированных действий, направленных на повышение уровня эффективности  работы каждого из сотрудников и в конечном итоге предприятия в целом.

     В реальной жизни на предприятии возникают  следующие проблемы, которые могут  быть устранены только при наличии  эффективного контроля.

     Необходима  координация деятельности организации, т.е. процесс распределения деятельности во времени, приведение ее отдельных элементов в такое сочетание, которое позволило бы наиболее эффективно и оперативно достичь поставленной цели.

     Таким образом, руководитель должен произвести распределение обязанностей (ответственности). В ОАО «НОВОСИБИРСКЭНЕРГО» все работники знают друг друга, в связи с этим легко создается рабочий коллектив, в котором осуществление контроля над их работой не представляется сложной проблемой. Но на некоторых филиалах «НОВОСИБИРСКЭНЕРГО» с высокой степенью специализации и распределения обязанностей достижение требуемого уровня контроля потребует от руководителя «НОВОСИБИРСКЭНЕРГО» определенных усилий. Следовательно, контроль должен быть возложен на заместителей руководителя, которые будут контролировать определённые филиалы ОАО«НОВОСИБИРСКЭНЕРГО»

     Обязательно должна быть создана на предприятии  координация деятельности и средств связи. Руководитель производства будет передавать указания или иную информацию через средства связи, и будет уверен, что его сообщение правильно понято и своевременно получено. Также важным является и обратный процесс передачи информации - от подчиненного к руководителю. На этом этапе не должно быть сбоев, низшее звено всегда должно знать, какая информация нужна руководству для принятия тех или иных решений. Поэтому необходимо решать проблему повышения квалификации профессиональных работников предприятия.

     Необходимо  создать один из видов контроля - это надзор над деятельностью  с помощью комиссий. Комиссия будет  представлять собой группу лиц, на которых будет возложено решение специальных задач, в том числе и контроль над работниками и самим руководителем по отдельным вопросам.

     Следует избегать чрезмерного контроля. Руководство  не должно перегружать персонал многочисленными  формами контроля, иначе это будет поглощать все его внимание. Контроль должен осуществляться не чаще и не тщательнее, чем это необходимо. Иначе, по понятным причинам, это может раздражать сотрудников.

     Нужно устанавливать высокие, но реальные, достижимые цели. Четко поставленная цель уже сама точно говорит, чего ждет от персонала руководство. Однако согласно мотивационной теории ожидания, нельзя ориентировать сотрудников на такие цели, которые они считают нереальными. Завышенный стандарт воспринимается персоналом как нереальный, несправедливо высокий; он может разрушить мотивацию работников на эффективный труд. Заниженная цель может оказывать демотивирующее воздействие на персонал, так как достижение ее не составляет никакого труда. Хороший руководитель должен иметь чувство меры и устанавливать цели высокие, но достижимые.

     За  успешно выполненную работу следует  вознаграждать. Если руководство предприятия  хочет добиться, чтобы персонал работал  с полной самоотдачей в интересах  дела, оно должно справедливо вознаграждать  сотрудников за хорошо проделанную работу. Согласно теории ожидания, существует четкая взаимосвязь между результативностью и вознаграждением. Это управленческое требование более или менее четко реализуется в сфере бизнеса. В так называемой бюджетной сфере с застойных времен действует принцип уравнительности. Все премиальные средства делятся поровну, независимо от вклада сотрудника в общее дело. Премия есть периодическая выплата работникам денежных сумм сверх основного должностного оклада в целях поощрения достигнутых успехов в труде и стимулирования повышения эффективности их деятельности.

Информация о работе Понятия контроля и его виды