Попечительские советы – важнейшие партнеры образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:14, реферат

Описание работы

Полем деятельности попечительских советов является: выработка стратегии развития образовательного учреждения, осуществляемая совместно с администрацией школы; контроль над реализацией программ образования и контроль над использованием бюджетных средств; осуществление связей с общественностью. Опыт показывает, что в конкуренции, которая начала складываться в процессе десятилетнего развития рыночных отношений и на рынке образовательных услуг, выигрывают те организации, которые сформировали около себя структуры, обеспечивающие открытость образовательной системы - постоянную внешнюю оценку, "взгляд со стороны", и активно участвующие в развитии и разрешении проблем школы. К таким структурам можно отнести попечительские советы и другие общественные организации поддержки деятельности образовательного учреждения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 История попечительского совета в России ……………………..4
Глава 2 Нормативно-правовая база деятельности попечительского
совета…………………………………………………………………………..10
Глава 3 Попечительский совет как партнер образовательного
учреждения ……………………………………………………………..…….15
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………..24

Файлы: 1 файл

Реферат по теме курсов..docx

— 40.37 Кб (Скачать файл)

 

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

дополнительного профессионального  образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по образовательной программе

дополнительного профессионального  образования

«Современный образовательный  менеджмент. Принцип

государственно-общественного  управления образованием»

на тему: «Попечительские  советы – важнейшие партнеры образовательного учреждения»

 

ВЫПОЛНИЛ (А): Баймухаметова  Фарида Гильмитдиновна

 

НОМЕР ГРУППЫ:

 

РЕЦЕНЗЕНТ:

 

 

 

 

 

 

Челябинск – 2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 История попечительского совета в России ……………………..4

     Глава 2   Нормативно-правовая база деятельности попечительского

совета…………………………………………………………………………..10

     Глава 3 Попечительский совет как партнер образовательного

 учреждения ……………………………………………………………..…….15

Заключение…………………………………………………………………22

Список использованной литературы……………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Основанием для оптимистического  взгляда на возможности попечительства  в образовании могут стать  факты истории России. Предпринимаемые  сегодня попытки возрождения  попечительства отражают осознаваемую  обществом и государством потребность  в создании механизмов поддержки  школы.

         Полем деятельности попечительских  советов является: выработка стратегии  развития образовательного учреждения, осуществляемая совместно с администрацией  школы; контроль над реализацией  программ образования и контроль  над использованием бюджетных  средств; осуществление связей  с общественностью. Опыт показывает, что в конкуренции, которая  начала складываться в процессе  десятилетнего развития рыночных  отношений и на рынке образовательных  услуг, выигрывают те организации,  которые сформировали около себя  структуры, обеспечивающие открытость  образовательной системы - постоянную  внешнюю оценку, "взгляд со  стороны", и активно участвующие  в развитии и разрешении проблем  школы. К таким структурам можно  отнести попечительские советы  и другие общественные организации  поддержки деятельности образовательного  учреждения.

  Попечительский совет  - одна из форм участия общества  в управлении образованием, это  негосударственная, неправительственная,  общественная, некоммерческая организация,  объединяющая на добровольной  основе всех, кто заинтересован  в развитии образования и конкретного  образовательного учреждения. Возможны  два правовых статуса: с образованием  юридического лица или без  его образования.

         Попечительский совет - это не  просто поддержка и финансирование, а диалог с властью от имени  школы и диалог со школой  от имени гражданского общества.

 

Глава1 История попечительского совета в России

 

Основанием для оптимистического взгляда на возможности попечительства в образовании могут стать  факты истории России. Предпринимаемые  сегодня попытки возрождения  попечительства отражают осознаваемую обществом и государством потребность  в создании механизмов поддержки  школы.

Полем деятельности попечительских советов является: выработка стратегии  развития образовательного учреждения, осуществляемая совместно с администрацией школы; контроль над реализацией  программ образования и над использованием бюджетных средств; осуществление  связей с общественностью. Опыт показывает, что в конкуренции, которая начала складываться в процессе развития рыночных отношений и на рынке образовательных  услуг, выигрывают те организации, которые  сформировали около себя структуры, обеспечивающие открытость образовательной  системы - постоянную внешнюю оценку, "взгляд со стороны", и активно  участвующие в развитии и разрешении проблем школы. К таким структурам можно отнести попечительские советы и другие общественные организации  поддержки деятельности образовательного учреждения.

Традиции попечительства в отечественном просвещении  имеют давнюю и богатую историю. Наибольший размах эта деятельность в России приобрела в 19 – начале 20 века. К тому времени отчетливо  прорисовались два направления  благотворительности:

  • государственно-общественная линия и общественно-государственная. С одной стороны,
  • государство являлось инициатором создания разного уровня попечительских советов:
  • окружных, городских, межшкольных, школьных. Члены императорской семьи, крупные
  • государственные деятели, дворянство и купечество почитали за честь патронировать
  • образовательные учреждения, активно участвовать в обустройстве их жизни.

Имена императриц Марии Федоровны, Елизаветы Алексеевны, принца П. Г. Ольденбургского  навсегда вписаны в историю российского  просвещения. Дореволюционные попечительские советы ведали широчайшим кругом вопросов, начиная организацией питания воспитанников  и утверждением учебников и программ, заканчивая помощью малоимущим и  проведением благотворительных  концертов.

 Важно отметить, что члены школьных попечительских советов приравнивались к государственным чиновникам, имели право носить мундир чиновников 6-го разряда

Министерства народного  просвещения. Другое направление благотворительности  – общественно-государственное  развивалось благодаря сложившемуся к тому времени в России классу ярких, одаренных предпринимателей, обладавших необыкновенной широтой  души. Семейства Прохоровых, Бахрушиных, Морозовых, Сытиных составили славу  и гордость отечественной благотворительности. Мануфактура Прохоровых на Всемирной  выставке в Париже  получила две  золотые медали за организацию быта рабочих и создание учебных  заведений. Государство поощряло общественную инициативу частных лиц и добровольных обществ. О наиболее крупных пожертвованиях Министерство народного просвещения  докладывало Его Императорскому Величеству.

Только за один 1915 год  в России было открыто более тысячи просветительских обществ, издавалось свыше двухсот общественно-педагогических журналов. Несмотря на тяжелое военное  время, начала проводиться государственная  реформа системы образования. Весной 1916 года в основных крупных городах  России прошли педагогические съезды. Эти форумы продвинули спланированную государством реформу дальше намеченных рубежей. Реформа образования явилась  не только консолидирующей гражданской  акцией, но и нацеливала страну на построение гражданского общества.

Обе попечительские линии  – государственно-общественная и  общественно-государственная –  сомкнулись, приводя общество и государство  к социальному партнерству.

Уже в советское время  большую роль в жизни образовательных  учреждений стали играть родительские комитеты и школьные советы. При  этом нужда в осуществлении финансовой поддержки была с их стороны невелика, т.к. государство старалось максимально  взять на себя заботу учреждений по материальному обеспечению учебных  заведений.

В этот период крупные предприятия  стали шефствовать над школами, помогая им не только финансово, но и непосредственно в проведении тех или иных хозяйственных работ, а также в решении иных вопросов - вплоть до содействия в разрешении социально-бытовых проблем сотрудников. В свою очередь школы помогали предприятиям, участвуя в субботниках, организовывая концерты, проводя  сезонные сельхозработы, шефствуя над  ветеранами и пр.

Вместе с тем, с начала 90-х годов, в связи с перестроечными процессами в нашей стране произошло  сужение, а затем и кардинальное изменение нормативно-правового  поля в этом вопросе. Полностью разрушился институт шефства, работа которого основывалась на партийно-административной дисциплине. Исчезли комиссии содействия 2 семье  и школе на производстве, как и  сами производства - с изменением формы  собственности. Сузилась деятельность профсоюзных организаций в учреждениях  образования, многие из них «самораспустились», т.к. педагоги перестали видеть в  профсоюзе защитника своих интересов. Появилась возможность создания частных школ, и определённая (часто  наиболее активная) часть родительской общественности пошла именно по этому  пути.

Однако часть школ, прежде всего престижных (лицеи, гимназии специализированные школы с углубленным изучением  предметов), пытались не только сохранять  взаимосвязь родителей и образовательного учреждения, но и выстраивать новые, ранее не практиковавшиеся взаимоотношения.

В Законе Российской Федерации  «Об образовании» продекларирован  принцип государственно-общественного  характера управления. На практике же этот механизм не реализован. Само понимание  его тоже не является однозначным  и включает разнородные трактовки  – начиная от привлечения родителей  к финансированию школы до развития социального партнёрства. Непонятными  остаются только основания и мотивы этой деятельности.

К сожалению, нормативно-правовая база по этому вопросу сегодня  не соответствует требованиям времени. Закон об образовании в его  современной редакции, а также  иные нормативные документы федерального уровня (Бюджетный кодекс, Налоговый  кодекс и др.) значительно сократили  права и свободы образовательного учреждения. Совместное учредительство теперь допускается только для негосударственных  школ. Упразднена возможность иметь  самостоятельный баланс образовательного учреждения и собственный расчётный  счет в банке. Уменьшена доля самостоятельности  в практике принятия учреждением  своего устава.

Региональные документы  идут в этом отношении лишь вслед  за федеральными, которые практически  не допускают свободу действий на местах. Региональная нормативно-правовая база по этому вопросу отличается крайней пестротой, вместе с тем, скудна, переписывает федеральную, не добавляя в нее ничего существенно  нового, не учитывая специфику региона.

В результате органы самоуправления в образовательных учреждениях  на практике не обладают какими-либо реальными  полномочиями. Попечительский совет  учреждения рассматривается лишь как  некий «финансово-сырьевой» придаток школы. Он не имеет возможности решать кадровые вопросы. Его деятельность никоим образом не влияет на текущее  финансирование школы, которое выделяется государством. Все его решения  носят по сути рекомендательный характер. Даже простейшие вопросы регламентации  школьной жизни, такие как введение школьной формы или дежурство  на перемене, обязательны только для  тех, кто хочет эти решения  выполнять.

Вместе с тем, в нашей  школе мы со дня основания, несмотря на все трудности, пытаемся выстраивать  государственно-общественное управление учреждением. Совет лицея по нашему уставу является высшим органом управления образовательным учреждением. На мой  взгляд, если выстроить деятельность такого Совета грамотно: –обеспечить  реальную выборность, отчетность, открытость, - то не надо придумывать никаких  иных советов (Попечительских, Управляющих, Наблюдательных и пр. и др.). В нормальный Совет учреждения должны входить  представители всех участников образовательного процесса, в т.ч. в нем могут  состоять и попечители.

Очень важно, чтобы в такой  совет входили непосредственно  представители Учредителя: это нужно  особенно для решения спорных  вопросов напрямую, без дополнительной волокиты и ненужных посредников. Не менее существенным нам представляется и введение в состав Совета (с  правом совещательного голоса) старшеклассников. В школе в течение многих лет  проходит игра «Наш город», в ходе которой  в течение месяца проводится избирательная  кампания по выборам в детскую  Думу и Арбитраж, а также выбирается Губернатор. Выборы проводятся путём  тайного 3голосования из множества  кандидатов. В функционал органов  ученического самоуправления входит в  том числе и участие в работе большого школьного Совета.

Такой подход помогает нам  формировать гражданскую позицию  детей, способствует активизации урочной  и внеурочной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Нормативно-правовая база деятельности попечительского совета

Нормативно-правовая база деятельности попечительских советов образовательных  учреждений к настоящему времени  достаточно обширна. Основой для  возникновения попечительских советов  стал Закон «Об образовании». После  этого Министерством образования  РФ и Государственным комитетом  РФ по высшему образованию был  подготовлен ряд примерных положений  о попечительских советах в различных  типах образовательных учреждений.

Новый этап в повсеместном распространении попечительских советов  наступил с подписанием Указа  Президента РФ от 31.08.99 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных  учреждений в Российской Федерации» и принятием в соответствии с  ним постановления Правительства  РФ от 10.12.99

№ 1379 «Об утверждении  примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения».

Информация о работе Попечительские советы – важнейшие партнеры образовательного учреждения