Попечительские советы – важнейшие партнеры образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:14, реферат

Описание работы

Полем деятельности попечительских советов является: выработка стратегии развития образовательного учреждения, осуществляемая совместно с администрацией школы; контроль над реализацией программ образования и контроль над использованием бюджетных средств; осуществление связей с общественностью. Опыт показывает, что в конкуренции, которая начала складываться в процессе десятилетнего развития рыночных отношений и на рынке образовательных услуг, выигрывают те организации, которые сформировали около себя структуры, обеспечивающие открытость образовательной системы - постоянную внешнюю оценку, "взгляд со стороны", и активно участвующие в развитии и разрешении проблем школы. К таким структурам можно отнести попечительские советы и другие общественные организации поддержки деятельности образовательного учреждения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 История попечительского совета в России ……………………..4
Глава 2 Нормативно-правовая база деятельности попечительского
совета…………………………………………………………………………..10
Глава 3 Попечительский совет как партнер образовательного
учреждения ……………………………………………………………..…….15
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………..24

Файлы: 1 файл

Реферат по теме курсов..docx

— 40.37 Кб (Скачать файл)

Преамбула Указа частично дублирует нормы, содержащиеся в  статье 35 ФЗ «Об образовании», которые  гласят, что управление государственным  и муниципальным образовательным  учреждением может осуществляться попечительским советом. При этом в  соответствии с п. 2 указанной статьи попечительский совет является «формой  самоуправления образовательного учреждения». Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция  определяются уставом образовательного учреждения. Таким образом, норма  закона не дает определения понятию  «попечительский совет» и относит  решение вопросов, связанных с  формированием попечительского  совета и установлением его полномочий, к компетенции самого образовательного учреждения. Учитывая положения статьи 13 Закона РФ «Об образовании», в процесс  утверждения основ деятельности попечительского совета включается еще и учредитель образовательного учреждения, утверждающий устав образовательного учреждения.

В настоящее время государственные  и муниципальные образовательные  учреждения вследствие недофинансирования из бюджетов всех уровней вынуждены  все активнее привлекать дополнительные внебюджетные финансовые средства. Федеральный  закон «Об образовании» (ст. 41) устанавливает  право образовательного учреждения привлекать в порядке, установленном  законодательством РФ, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных  дополнительных образовательных и  иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых  взносов физических и (или) юридических  лиц, в том числе иностранных  граждан и (или) иностранных юридических  лиц.

Статьей 45 названного закона определено, что доход государственного или муниципального образовательного учреждения от оказания платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных  соответствующими образовательными программами  и государственными образовательными стандартами, за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируется в  данное образовательное учреждение. При этом в законодательстве об образовании  отсутствуют нормы, регулирующие порядок  привлечения финансовых средств (добровольных пожертвований и целевых взносов) и порядок их использования для  нужд образовательного учреждения. Более  того, регулирование данных вопросов, как следует из ст. 38 Федерального закона «Об образовании», относится  к компетенции самого образовательного учреждения.

Министерство образования  РФ выпускало различные инструктивные  письма, регламентирующие направления  использования получаемых дополнительных средств. При этом признано целесообразным, чтобы в расходовании внебюджетных средств принимали участие органы самоуправления образовательных учреждений (например, письмо Минобразования России от 15.12.99 № 57 «О внебюджетных средствах  образовательных учреждений»), органы управления образованием субъектов  РФ, муниципальные органы управления образованием; руководителям образовательных  учреждений рекомендовалось провести соответствующую работу по созданию фондов развития образовательных учреждений (курируемых советами фондов или попечительскими  советами) либо по открытию внебюджетных счетов образовательных учреждений.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 31.08.99 № 1134, попечительские советы должны осуществлять общественный контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и  физических лиц на нужды образовательных  учреждений. Пунктом 3 названного указа  органам исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органам  местного самоуправления предложено оказывать  содействие созданию попечительских советов  общеобразовательных учреждений.

Согласно п. 2 Примерного положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.99 № 1379, в  попечительский совет могут входить  участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в  совершенствовании деятельности и  развитии общеобразовательного учреждения. Участниками образовательного процесса общеобразовательного учреждения согласно п. 44 Типового положения об общеобразовательном  учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от 19.03.01 № 196, являются обучающиеся, педагогические работники учреждения и родители (законные представители) обучающихся. Кто именно, на каких условиях войдет в состав попечительского совета, решает само образовательное учреждение и закрепляет в уставе.

В соответствии с Примерным  положением, попечительский совет общеобразовательного учреждения содействует привлечению  внебюджетных средств для обеспечения  деятельности и развития учреждения, организации и улучшению условий  труда работников, совершенствованию  материально-технической базы учреждения, организации массовых внешкольных  мероприятий, рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции  попечительского совета уставом  общеобразовательного учреждения.

При этом все функции попечительского  совета определены в терминах «содействует», «рекомендует», «рассматривает» и  т.п., совершенно не затрагивая вопроса  о последствиях всех этих действий, то есть о реальном влиянии попечительского  совета на процессы принятия решений  в общеобразовательном учреждении. Существенным недостатком Положения  является отсутствие в нем каких-либо указаний на организацию работы попечительского  совета.

Кроме того, в Положении  совершенно не учтены изменения о  порядке использования внебюджетных фондов, происшедшие после введения в действие Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которым внебюджетные счета переводятся в казначейскую систему и исполняются под  контролем казначейства в соответствии с заранее разработанной и  утвержденной сметой. Это предполагает наличие стабильных источников пополнения внебюджетных средств, что в современных  условиях для общеобразовательных  школ более чем проблематично. Кроме  того, такая система резко снижает  возможности оперативного управления финансовыми ресурсами попечительского  совета, требует специальной профессиональной подготовки бухгалтерских кадров.

Таким образом, Примерное  положение не позволяет на его  основе сформировать сколько-нибудь действенный  орган государственно-общественного  управления в школе. В Положении  о попечительском совете, которое  может быть разработано на уровне субъекта Федерации, наряду с определением направлений деятельности следует  уточнить его функции и подробно прописать:

– порядок организации  ПС;

– порядок приема и выбытия  членов ПС;

– порядок проведения заседаний (регламент заседаний и принятия решений ПС);

– порядок взаимодействия с администрацией образовательного учреждения, советом образовательного учреждения, родительским комитетом, иными  органами самоуправления.

Перечень основных нормативных  актов, регулирующих деятельность попечительского  совета образовательного учреждения:

1. Гражданский кодекс  РФ.

2. Закон РФ «Об образовании»  от 10.07.92 № 3266-1 в ред. Федерального  закона от 13.01.96 № 2-ФЗ с изменениями  и дополнениями.

3. Закон РФ «О некоммерческих  организациях» от 12.01.96 № 7-ФЗ с  изменениями и дополнениями.

4. Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях».

5. Закон РФ «Об общественных  объединениях» от 19.05.95 № 82-ФЗ  с изменениями и дополнениями.

6. Указ Президента РФ  от 31.08.99 № 1134 «О дополнительных  мерах по поддержке общеобразовательных  учреждений в Российской Федерации»

7. Постановление Правительства  РФ от 10.12.99 № 1379 «Об утверждении  Примерного положения о попечительском  совете общеобразовательного учреждения».

8. Типовые положения о  соответствующих типах образовательных  учреждений.

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Попечительский совет как партнер образовательного учреждения

 

Попечительский Совет  образовательного учреждения, в первую очередь, является главным распорядителем поступивших благотворительных  средств, это орган общественного  самоуправления, который контролирует использование пожертвований. Именно коллективный общественный контроль способствует наиболее эффективному распределению  средств в соответствии с нуждами  Вашего образовательного учреждения. Это и совершенствование материально-технической  базы, и привлечение молодых и  талантливых педагогов, и обеспечение  охраны, и помощь талантливым воспитанникам  образовательного учреждения.

Благодаря работе Попечительского  Совета улучшается качество Вашего образовательного учреждения, а значит, и качество жизни Вашего ребенка в нем. Повышается не только комфорт и безопасность учреждения, но и качество самого образовательного процесса: талантливые педагоги не покидают учреждение из-за нехватки бюджетных  средств, не тратят время на дополнительные заработки; привлекаются новые ценные сотрудники. Привлечение и грамотное  использование благотворительных  пожертвований Попечительским Советом  значительно расширяет возможности  образовательного учреждения, причем, строго в зависимости от пожеланий  родителей.

Благодаря работе Попечительского  Совета улучшается качество Вашего образовательного учреждения, а значит, и качество жизни Вашего ребенка в нем. Повышается не только комфорт и безопасность учреждения, но и качество самого образовательного процесса: талантливые педагоги не покидают учреждение из-за нехватки бюджетных  средств, не тратят время на дополнительные заработки; привлекаются новые ценные сотрудники. Привлечение и грамотное  использование благотворительных  пожертвований Попечительским Советом  значительно расширяет возможности  образовательного учреждения, причем строго в зависимости от пожеланий  родителей.

Попечительский Совет  определяет порядок использования  поступивших благотворительных  пожертвований. Тесно взаимодействует  с Благотворительным Фондом, оказывающим  финансовую поддержку образовательному учреждению. Попечительский Совет, на основании принятых решений, предоставляет  письма в Фонд на оказание благотворительной  помощи образовательному учреждению (выделение  денежных средств на материально- технические  нужды, оплату счетов, обеспечения безопасности учащихся, воспитанников и сотрудников, оказание социальной поддержки педагогическим работникам и др.,). Председатель Попечительского  Совета подписывает все необходимые  документы и несет ответственность  за принятый порядок использования  благотворительных средств, по итогам отчетного периода Попечительский Совет предоставляет информацию о движении финансовых средств всем родителям и сотрудникам образовательного учреждения.

Попечительский Совет  имеет право:

  • Получать информацию о состоянии педагогической деятельности от руководителя образовательного учреждения, а при необходимости – его заместителей, педагогических работников;
  • Вносить предложения администрации образовательного учреждения по созданию оптимальных условий для обучения и воспитания, обучающихся в образовательном учреждении, в том числе по укреплению их здоровья и организации питания;
  • Вносить предложения учредителю (учредителям) образовательного учреждения по совершенствованию его деятельности и управления им, рассматривать другие вопросы, отнесенные к компетенции Попечительского Совета уставом образовательного учреждения;
  • Сотрудничать с благотворительными и иными организациями, в которые поступают благотворительные пожертвования на развитие образовательного учреждения;
  • Осуществлять общественный контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды образовательного учреждения.

Вопрос «Зачем это нужно?» - наверное, первый вопрос, который рождается  в головах у родителей, у педагогов  и у заведующего ГБОУ, когда  их впервые ставят перед необходимостью создания Управляющего совета. От того, какой ответ находят для себя участники образовательного процесса, зависит, насколько успешной и активной станет работа Совета. 

Давайте разберемся, зачем  действительно нужен Управляющий  совет в детских садах? И кому он нужен больше?  

Речи о важности создания органов государственно- общественного  управления звучат в устах чиновников разных уровней. Надо понимать, что  такие разговоры - не просто дань моде. Расширение общественного участия  в управлении детским садом - это  важный элемент новой модернизированной  системы образования, в том виде как она задумывается и создается, если он не начнет работать, как положено, то не заработают и прочие задумки (выбор  образовательного стандарта, публичные  отчеты, программы развития, общественная экспертиза и оценка труда педагогов  и т.п.). 

Образовательные учреждения получают больше автономии, больше свободы  выбора по ключевым вопросам, которые  самым непосредственным образом  затрагивают права и интересы воспитанников. Ведь решение о том, какие направления обучения выберет  дет/сад, какие будут дополнительные занятия – не должно приниматься  без учета мнения родителей.

Заинтересованность государства  в расширении общественного участия, которая была не раз озвучена первыми  лицами страны, позволяет ожидать, что  в ближайшие годы вовлечение родителей  в процесс управления образованием станет более системным и будет  получать все большую поддержку  со стороны органов власти. 

Зачем Управляющие советы местным властям? 

Местные власти имеют свои интересы. Одним из аргументов в  пользу Управляющих советов для  органов управления образованием –  это появление субъекта для переговоров, официально наделенного полномочиями представлять интересы образовательного учреждения, в том числе родителей. Не секрет, что наибольшее число  преобразований и нововведений происходит на местном уровне. Местные власти постоянно принимают решения, которые  затрагивают интересы образовательных  учреждений – все вопросы о  слиянии, реорганизации, временном  размещении в других зданиях и  даже о смене руководства образовательного учреждения могут наталкиваться  на непонимание и протесты со стороны  родительской общественности. Это вопросы, которые нуждаются в согласовании. Довольно сложно проводить согласования с неорганизованными группами родителей, особенно если сами родители не имеют  единой позиции по спорным вопросам. Наличие же действующего Управляющего совета в учреждении позволяет сделать  процесс переговоров с родителями более организованным и направить  его в конструктивное русло. Ведь Управляющий совет - это не просто группа родителей, где каждый сам  за себя и со своим мнением, это, прежде всего, Орган, осознающий свою ответственность  за судьбу образовательного учреждения.

Информация о работе Попечительские советы – важнейшие партнеры образовательного учреждения