Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 16:58, реферат
Воспроизводство кадрового потенциала страны – постоянный процесс, не имеющий начала и завершения. Важность его формирования и развития трудно переоценить. От того, как количественно и качественно кадровый потенциал представлен в экономике и социальной жизни общества, будет зависеть характер и содержание общественного труда, темпы роста благополучия российского общества, состояние его конкурентоспособности и безопасности.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
§1. Порядок формирования и механизм реализации государственной
кадровой политики …………………………………………………………… 5
Государственная кадровая политика как важный фактор развития
российского общества …………………………………………………….. 5
Механизм формирования и реализации государственной кадровой
политики ………………………………………………………………… 7
Современное состояние и направления развития кадровой политики.. 18
Заключение …………………………………………………………………… 25
Список литературы …………………………………………………………. 26
Организационно-правовую (практическую) сторону механизма формирования и реализации государственной кадровой политики составляют4:
- руководящие работники и в целом кадровые ресурсы государства;
- нормативная правовая база государственной службы и кадровой политики;
- кадрово-управленческий инструментарий (в том числе профессиональный опыт персонала, стиль управленческой деятельности);
- финансовые и материальные ресурсы (финансово-экономическое обеспечение деятельности персонала государственных структур);
- информационно-аналитическая база (информационная поддержка разработки и обеспечения реализации кадровой политики);
- реклама привлекательности государственной службы;
- лучшие зарубежные технологии государственного менеджмента и отечественный опыт реализации кадровой политики;
- управленческая, учебно-образовательная, кадрово-делопроизводственная, технико-производственная инфраструктура и др.
Без правовой базы механизм государственной кадровой политики эффективно работать в интересах общества не может.
Механизм формирования и реализации государственной кадровой политики не адекватен технологиям, используемым в кадровой сфере. Однако технологии, в свою очередь, являются составной частью данного механизма.
Результативность механизма
В совокупности механизм формирования и реализации государственной кадровой политики состоит из самостоятельных, но тесно взаимосвязанных между собой механизмов, образующих следующие группы.
Группа механизмов, обеспечивающих формирование государственной кадровой политики. К ней относятся5:
Группа механизмов, обеспечивающих реализацию государственной кадровой политики. Прежде всего, речь идет о механизмах, реализация которых относится к ведению субъектов государственной кадровой политики (Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации). Это механизмы6:
В систему кадрово-управленческой (организационно-практической) деятельности включаются механизмы:
— управления кадрами государственной службы, персоналом органов власти (кадровой деятельности, работы);
— реализации принципов кадровой политики;
— реализации принципов государственной службы;
— преодоления противоречий, конфликта интересов, различий культур между управленцами («мы — элита») и рядовыми гражданами страны («они — все остальные»);
— отбора, подбора, найма, приема на государственную службу в органы государственной власти;
— предварительного рассмотрения кандидатур на должности, назначение на которые осуществляют Президент Российской Федерации (прежде всего должностных лиц в структурах силового блока, а также судей) и председатель Правительства Российской Федерации;
— разработки и применения критериев определения профессиональной пригодности граждан, поступающих на государственную службу;
— определения эффективности и развития профессионального
потенциала кадров
— приема к занятию государственных должностей лиц, впервые поступающих на государственную службу, допуска к занятию высших государственных должностей федеральной государственной службы и государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации, а также к работе в иных органах государственной власти, проведения испытаний персонала, привлекаемого на государственную службу;
— заключения трудового договора (служебного контракта) с персоналом государственной службы и работниками государственных органов (учреждений);
— заключения договора с сотрудниками органов власти о сохранении ими конфиденциальных сведений, а также сведений, составляющих государственную и служебную тайну;
— формирования института высших руководителей государственных структур (государственной элиты, так называемой меритократии страны);
— развития кадрового потенциала государственной службы, совершенствования профессиональных, интеллектуальных, деловых и нравственных качеств персонала;
— осуществления инвестиций в персонал государственной службы, формирования государственного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих;
— направления на стажировку государственных служащих в зарубежные страны, а также ее содержания, отчетности, использования навыков в практической работе;
— профессиональной мобильности и
ротации кадров в системе государственных
органов власти Российской Федерации
и государственных органов
— перевода как с обязательного
согласия работника, так и при
отсутствии согласия (по служебной
необходимости, в случае возникновения
чрезвычайных обстоятельств) на другую
государственную должность
— организации и проведения конкурсов
(конкурсов-испытаний) на замещение
вакантных государственных
— организации и проведения квалификационных
экзаменов в системе
— присвоения квалификационных разрядов (классных чинов) персоналу государственной службы;
— гласности, открытости вопросов кадрового
(служебного) производства и деятельности
персонала органов
— проведения аттестации (оценки служебной деятельности), сертификации качества работы кадров государственной службы;
— изучения, формирования (отбора), профессиональной подготовки и своевременной реализации резерва кадров;
— обеспечения условий
— стабильного потребного финансово-экономического обеспечения развития системы государственной службы, кадровых структур государственных органов;
— оперативного и полного информационного обеспечения персонала органов государственной власти в соответствии с перечнем функциональных обязанностей;
— поощрения, награждения, присвоения воинских, почетных, специальных званий, дипломатических рангов персоналу государственных органов (учреждений);
— применения ограничений в отношении
персонала государственной
— применения дисциплинарных взысканий к сотрудникам за должностные и служебные нарушения;
— временного отстранения от исполнения должностных обязанностей государственного служащего, допустившего должностной проступок, профессиональную ошибку;
— привлечения к уголовной
— наделения полномочиями и функционирования института служебного разбирательства в системе органов власти;
— апелляции и разрешения служебных споров, преодоления конфликтных ситуаций в профессиональной среде;
— учета в кадровой политике общественного мнения (особенно фактов, опубликованных в СМИ, дискредитирующих руководящие кадры органов власти);
— своевременного предоставления работнику государственных социальных гарантий, достойно получающего их в виде вознаграждения за свой труд;
— контроля соблюдения кадрами ограничений, связанных с государственной службой (занятие предпринимательской деятельностью, другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной, иной творческой деятельности и т.д.);
— достойного дифференцированного
пенсионного обеспечения
Перспективные вопросы развития кадровой
политики решаются посредством использования
следующих инновационных
— формирования профессиональной государственной службы, деполитизации, декоммерциализации кадрово-управленческих отношений;
— перехода от жесткой специализации к сочетанию широкопрофильной подготовки и высшей специализированной профессиональной готовности работников государственных структур к выполнению функций в условиях неупорядоченной управленческой среды;
— привлечения на конкурсной основе лучших управленцев коммерческих структур, свободных от антиправовых стереотипов в достижении успехов, на государственную службу, для работы в государственных органах;
— профессионально-пожизненного найма
персонала государственной
— перехода к материальному вознаграждению (обеспечению социальным пакетом) государственных служащих по принципу «оплата по результату»;
— перехода от индивидуального («закрытого») стиля труда государственного служащего к работе в команде, с командой, но при сохранении собственного профессионального почерка;
— перехода от жесткой иерархии («все решает один человек») к горизонтальной координации работы внутри структурных подразделений («команд») государственных органов и т.д.
В настоящее время достаточно часто в средствах массовой информации ставится вопрос о праве руководителя на формирование «своей команды». Мнений много: одни считают, что это нормальная управленческая практика, другие — что данный кадровый принцип ведет к злоупотреблениям и коррупции. Кстати, данный принцип имеет довольно широкое распространение в мировой кадровой практике, в том числе в государственных структурах. Предоставлять право руководителю формировать состав «менеджмента» по своему усмотрению, конечно же, необходимо. Однако государственные интересы требуют установления жестких ограничений в этом вопросе.
Они могут быть установлены, например,
посредством квотирования кадровых
перестановок. Конечно, каждый орган
управления — уникальная кадровая
единица и требует
А в остальном должно проявляться искусство руководителя «мобилизовывать» своих подчиненных, в целом коллектив на успешный результат. Кстати, в мире принято считать: лишь тот руководитель обладает наивысшими качествами (т.е. относится к категории «суперкадров», «топ-менеджеров», элиты государственного менеджмента), который умеет эффективно работать с сотрудниками абсолютно различных достоинств (конечно, соответствующих установленным профессиональным стандартам) и приводить к успеху любую профессиональную команду.
3. Современное состояние и направления развития кадровой политики
Актуальные направления
В настоящее время
– на федеральном уровне путем реализации федеральных программ
реформирования и развития федеральной государственной службы;
– на уровне округов путем координации деятельности субъектов Федерации по реализации государственной кадровой политики;
– на уровне субъектов Федерации
путем реализации программ развития
гражданской службы субъектов Федерации
(п.1, ст.18 Федерального закона от 27 мая
2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной
службы Российской Федерации»). Аналогичное
требование закреплено также Федеральным
законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О
государственной гражданской
Утверждение ныне действующей Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)» (Указ Президента РФ от 10 марта 2009 года № 261) позволило активизировать соответствующую работу в регионах: оценить имеющийся опыт и определить перспективы развития.
Анализ разработки и реализации региональных программ позволяет сделать вывод о том, что в целях достижения оптимальных результатов Федеральной программы необходимо проводить работу по систематизации и координации процессов по реализации кадровой политики в субъектах Федерации.
Информация о работе Порядок формирования и механизм реализации государственной кадровой политики