Построение системы мотивации на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются ее сотрудники. От того, сколь эффективным окажется труд работников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….5
1.1.Понятие и сущность мотивации ……………….………………………5
1.2.Отечественный и зарубежный опыт мотивации персонала.………….7
2.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛАВ ОАО «СИЛЬВИНТ»…………………………………………12
2.1.Общая организационно - экономическая характеристика ОАО «Сильвинит»………………………………………………………………………..12
2.2.Иследование системы мотивации ОАО «Сильвинит»………………..16
3.РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ В ОАО «СИЛЬВИНИТ»………………………………………………………………….19
3.1.Проблемы и перспективы совершенствования нематериального стимулирования персонала ОАО «Сильвинит»…………………………………19
3.2.Отценка эффективности рекомендаций……………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..28
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

система мотиваций.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ НВУЗ АНО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине:   Основы менеджмента      

на тему:  Построение системы мотивации на предприятии   

 

 

Научный руководитель: Никольская Наталья Николаевна 

Выполнила студентка:   2 курса

Специальность:  Менеджмент организаций   

Копылова  Людмила Владимировна  

(Ф.И.О. студентки)

Дата сдачи работы  13.07.2011г.    

Оценка курсовой работы:       

(прописью)

 

 

 

КУРСК

2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….5

1.1.Понятие и сущность  мотивации ……………….………………………5

1.2.Отечественный и зарубежный  опыт мотивации персонала.………….7

2.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ  И ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ  ПЕРСОНАЛАВ ОАО «СИЛЬВИНТ»…………………………………………12

2.1.Общая организационно - экономическая характеристика  ОАО «Сильвинит»………………………………………………………………………..12

2.2.Иследование системы  мотивации ОАО «Сильвинит»………………..16

3.РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ  ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ  МОТИВАЦИЕЙ В ОАО «СИЛЬВИНИТ»………………………………………………………………….19

3.1.Проблемы и перспективы  совершенствования нематериального  стимулирования персонала ОАО  «Сильвинит»…………………………………19

3.2.Отценка эффективности  рекомендаций……………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..28

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….29

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Политика в области качества, охраны окружающей среды, охраны здоровья и обеспечения безопасности труда………………......29

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Сертификат соответствия системы менеджмента требованиям  стандартов..........................................................................................30

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.Интегрированная  система менеджмента……………..31

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время ни у  кого не вызывает сомнения, что самым  важным ресурсом любой компании являются ее сотрудники. От того, сколь эффективным  окажется труд работников, зависит  успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально  эффективно использовать возможности  персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них  может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в  дела сотрудниками компании. А это  может произойти только в случае, если работники заинтересованы в  результатах своего труда. Здесь  мы сталкиваемся с важнейшим аспектом управления - мотивацией. Для того чтобы  понять роль мотивации в эффективном  управлении предприятием, ответим на вопрос, какой сотрудник представляет наибольший интерес для компании. Ответы могут быть самыми разными, но вряд ли найдутся те, кто не согласится с тем, что это будет человек, который может и хочет выполнить  поставленные перед ним задачи. Как  показывает практика, навыки сотрудника не принесут результата, если он не заинтересован в этом результате.

Высокая эффективность стимулирования персонала обеспечивается за счет построения системы мотивации, ориентированной  на цели компании.

Актуальность работы обусловлена  развитием рыночных отношений, а  так же необходимостью совершенствования  механизмов его управления, в том  числе и механизмов мотивации. Можно  выделить ряд причин актуальности вопроса  о мотивации:

  • исчерпали себя старые административные методы управления персоналом, и это заставляет многих руководителей искать новые приемы и методы работы с людьми;
  • рыночная экономика потребовала от предприятий поиска новых резервов, и пришлось обратить внимание на эффективное использование не только материальных, но и «человеческих ресурсов»;
  • в стране стал формироваться рынок труда;
  • потребовалась возможность отбора и необходимость в поиске квалифицированных кадров;
  • существенно улучшилась научная и методическая база работы с персоналом, опубликовано много научных работ, которые позволяют поднять эффективность работы с персоналом на новый уровень.

Объектом исследования в  курсовой работе является ОАО «Сильвинит».

Предметом исследования является мотивация, как побуждение работника  эффективно работать на организацию, для  того чтобы удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством  трудовой деятельности.

Главная цель работы состоит  в том, чтобы проанализировать построение мотивации на конкретном предприятии  и указать направления ее совершенствования. Для реализации данной цели в работе решены следующие задачи:

  • дана теоретическая характеристика сущности и видов мотивации;
  • дана общая организационно - экономическая характеристика ОАО «Сильвинит».
  • даны рекомендации по совершенствованию мотивации на предприятии ОАО «Сильвинит».

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1. Понятие и сущность мотивации.

Мотивация - это процесс, начинающийся с физиологической  или психологической нехватки или  потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение определенной цели или вознаграждения.

Мотивация является базовым  психологическим процессом. Это  самое важное понятие в подходе  к поведению человека на рабочем  месте.

Мотивация труда - одна из важнейших  функций управления организациями  и их объединениями. Первоочередной задачей системы мотивации является организация оплаты труда, позволяющей  установить адресное воздействие на основные категории работников с  целью эффективного управления производством,

Первоначально понятие мотивации  приравнивалось к экономическому стимулированию. Понятие мотивации в экономическом  смысле появилось в связи с  необходимостью стимулирования более  производительной работы и означает определенную ступень демократизации производства.

Экономическая мотивация  осуществляется методами побуждения через  экономические стимулы. Работник мотивирован - следовательно, он заинтересован.

Приведем различные определения  мотивации, опубликованные в работах  экономистов:

  1. Мотивация - это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения, обоснования реального трудового поведения. (2; с. 240).
  2. Формирование мотивации трудового поведения работников предполагает сочетание внутренних и внешних побудителей к направленности их действий. (3; с. 32).
  3. Мотивация - совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости в направлении достижения определенного результата. (5; с. 41).
  4. Мотивация - это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных интересов. (6; с. 28).
  5. Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. (7, с. 102).
  6. Мотивация трудовой деятельности - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. (12; с. 561).
  7. Поведение человека детерминировано его мотивациями и поэтому является предметом социального управления. (8; с. 153).
  8. Мотивация - процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации. (9; с. 97).
  9. Мотивация - воздействие на поведение человека для достижения общественных, групповых и личных целей посредством материальных и моральных побудительных средств, а также организационных (административных) мер. (10; с. 145).
  10. Мотивация труда - побуждение работников к активной, плодотворной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении важных для человека потребностей. (11; с. 392).

Таким образом, мотивы всегда были предметом изучения психологической  науки, причем тех ее разделов, которые  относятся к глубинной психологии личности и в механистическом  понимании содержания термина «мотив»  перешли в управленческую науку.

В основе процесса мотивации  лежит индивидуальная человеческая потребность (физиологическая или  психологическая), удовлетворение которой  достигается путем определенного  поведения или действий. Поэтому  мотивацию определяют еще и как  «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации». Этот процесс включает несколько этапов между осознанием человеком неудовлетворенных потребностей и их удовлетворением.

1.2. Отечественный и зарубежный  опыт мотивации персонала.

Разные  страны имеют свои национальные особенности  мотивации труда персонала, связанные  с менталитетом населения, сложившимися традициями, религиозными представлениями  и так далее.

Решающее  влияние на успешность организации  оказывает поведение ее сотрудников. Трудовое поведение предполагает, что человек надежно и добросовестно исполняет свои обязанности, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, сотрудничество и помощь; что он удовлетворен своей работой и не собирается менять ее.

В основе трудового поведения лежат мотивы: внутренние устремления ценности, определяющие направленность активности человека и  ее формы. Отечественная психология выделяет следующие основные мотивы.

  1. увлеченность профессией, своим делом.
  2. ориентация на получение максимального материального вознаграждения,
  3. осознание важности и нужности работы, даже не слишком материально привлекающей работника.

Материальная заинтересованность - один из основных общечеловеческих стимулов трудовой активности.

Западные  психологи и социологи предлагают иную систему факторов, определяющих чувство удовлетворенности работой и мотивации персонала:

  1. Рабочая среда.
  2. Вознаграждение.
  3. Личное развитие и профессиональный рост.
  4. Чувство причастности.

В практике американских фирм используются различные методы мотивации труда. Многие из них связаны с материальным поощрением. Часто применяют так называемые аналитические системы заработной платы, особенность которых - дифференциальная оценка в баллах степени сложности выполняемой работы с учётом квалификации исполнителей, физических усилий, условий труда и другие. Материальное поощрение практикуется в различных видах. Большое распространение в британских фирмах получило поощрение в форме подарков.

Одной из форм мотивации, нашедшей широкое  применение в практике зарубежных и  отечественных предприятий, стало  внедрение гибких графиков работы.

Создание  самоуправляемых групп - это еще  один из методов мотивации, которые самостоятельно решают вопросы планирования работ, приема на работу новых сотрудников, проведения совещаний, координации с другими отделами.

Для российских организаций представляет интерес опыт как восточных, так и западных государств.

Отличительные особенности систем мотивации предприятий  России от систем мотивации предприятий стран Запада весьма существенны по многим параметрам. Но, прежде всего:

  1. В производственно-хозяйственной деятельности предприятий Российского государства длительное время широко использовалась в практической деятельности преимущественно одна единственная мотивационная модель «кнута и пряника», которая и сегодня не утратила своего применения.
  2. Модели мотивации нашей страны были и остаются стандартизированными и незыблемыми, всякое отклонение от этих стандартов считается нарушением существующих нормативных законодательных актов и локальных нормативных документов.
  3. Мотивационные системы способствовали не только уравнительности в системах оплаты труда, но и сохраняли тенденцию стимулирования в равном объеме лучшего и худшего.
  4. Трудовой вклад, оценивался необъективно, формально, что приводило к равнодушию и незаинтересованности.
  5. Мотивационные модели, действующие в России, полностью исключали возможности инженерно-управленческих работников в области развития неспециализированной карьеры и развития совмещения должностей.
  6. Социальное стимулирование трудовой деятельности данных категорий работников осуществлялось преимущественно без учета результатов индивидуального труда, так как социальными благами коллективного труда пользовались как работники, достигшие высоких показателей в работе, так и работники, не проявляющие особого интереса к трудовой деятельности.
  7. Ни одна из мотивационных моделей предприятий капиталистических стран не предусматривала и не предусматривает сегодня блока моральных стимулов, так как в них в основном находят отражение стимулы материальные, социально-материальные, натуральные и социальной карьеры.
  8. Стимулирование рассматривалось через призму социалистического соревнования. И соревнование, если отбросить идеологические догмы, не только не изжило себя, но по-прежнему должно являться одним из движущих мотивов повышения социальной и творческой активности работников в ускорении темпов научно-технического прогресса.

Информация о работе Построение системы мотивации на предприятии