Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:08, реферат
Принципы управления производством, обществом и личностью опираются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления. Изменения политической и экономической ситуации в стране, переход на новый уровень знаний наполняют новым содержанием теорию и практику, нельзя пользоваться принятой системой категорий вечно
Введение
Наука управления имеет в
своей основе систему базовых
положений, принципов, которые присущи
только ей, и при этом опирается
на законы, изучаемые другими науками,
связанными с управлением. Очевидно,
что, прежде чем приступить к изучению
социально-психологических
Основными задачами науки
управления являются изучение и практическое
применение принципов развития всей
совокупности управленческих целей, разработке
планов, создании экономических и
организационных условий для
эффективной деятельности трудовых
коллективов. Изучение и овладение
этими закономерностями является необходимым
условием совершенствования управления
общественным и частным производством,
улучшения экономической
Поведение одного из основных
и наиболее сложных субъектов
управление - человека также строится
на определенных принципах, внутренних
убеждениях, которые определяют его
отношение к действительности, на
нормах нравственности и морали. Принципы
управления объективны, т.е. не зависят
от воли и желаний отдельных личностей,
хотя любая истина познается через
сложнейшую систему субъективно-объектных
отношений, и в этом основная трудность
управления социумом и отдельной
личностью. Эти принципы нельзя считать
абсолютной истиной, а только лишь инструментом,
позволяющим хоть немного поднять
завесу над сверхсложным миром личности
и коллектива и лишь подсказать руководителю,
как разумнее воздействовать на контролируемую
систему и какую реакцию
Принципы управления производством,
обществом и личностью
Целью данного реферата является изучение развития поведенческих концепций в управлении. Рассмотрение их основных характеристик и методов применения.
Любая наука базируется на
использовании исторического
Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации.
1. Становление и развитие поведенческой школы управления
Школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Многие в начале XX века серьезно ставили под сомнение новую фрейдовскую концепцию подсознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Следовательно, хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами, как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассическойшколой.
Двух ученых — Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо — можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Именно мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Знаменитые эксперименты Элтона Мэйо, особенно те, которые проводились на заводе "Уэстерн Электрик" в Хотторне, открыли новое направление в теории управления. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагает Маслоу, являются в основном не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
Развитие таких наук, как
психология и социология, и совершенствование
методов исследования после второй
мировой войны сделали изучение
поведения на рабочем месте в
большей степени строго научным.
Среди наиболее крупных фигур
более позднего периода развития
поведенческого (бихевиористского) направления
можно упомянуть в первую очередь
Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта,
Дугласа МакГрегора и Фредерика
Герцберга. Эти и другие исследователи
изучали различные аспекты
Школа поведенческих наук
значительно отошла от школы человеческих
отношений, сосредоточившейся прежде
всего на методах налаживания
межличностных отношений. Новый
подход стремился в большей степени
оказать помощь работнику в осознании
своих собственных возможностей
на основе применения концепций поведенческих
наук к построению организаций и
управлению ими. В самых общих
чертах основной целью этой школы
было повышение эффективности
Период конца 30 –х и особенно 50-60-х годов привел к определенному изменению ситуации в менеджменте.
Во-первых, резко возросло
число работников в системе управления.
Эффективная работа целого механизма
управления требовала особого внимания
к личности работника. Работник оставался
главным элементом системы
Очень острой становится проблема коммуникабельности работника, его способности работать в коллективе. Не менее важна адаптивность, приспособляемость сотрудника к различным людям: подчиненным и начальникам.
В-третьих, увеличение количества работников управления сопровождалось появлением профессиональных менеджеров. Все большее число хозяев по личным способностям оказывались не в состояние руководить сотнями инженеров, бухгалтеров, финансистов, юристов и т.д.
В-четвертых, изменился и характер управленческой деятельности. Она требовала все больше и больше не элементарной исполнительности и дисциплинированности, а полного использования знаний и способностей.
Исходная посылка бихевиоризма заключалась в необходимости изучения не сознания, а поведения человека, которое формируется в результате взаимодействия стимулов и реакции на них.
В своей классической форме бихевиоризм получил наивысшее развитие в 1920-х годах. Основные его понятия и идеи стали широко применяться в ряде дисциплин, связанных с поведением человека (социология, антропология, педагогика и т.д.). Более того, в бихевиориальные науки иногда включали все общественные науки, а также науку об управлении. Психология поведения возводится в ранг фундаментальной науки всех общественных наук.
Классический бихевиоризм
игнорировал роль воли и сознания
человека. За такой подход к объяснению
поведения человека он подвергался
критике. Необихевиоризм пытался преодолеть
этот недостаток включением в связь
«стимулы-отклик» так
Бихевиориальный подход стал
использоваться в теории и практике
менеджмента, представляя собой
по существу попытку преодаления
ограниченности концепции «человеческих
отношений». Начало этого процесса
можно отнести к середине 1930-х
годов. «Старейшиной современной бихевиористики»
применительно к менеджменту
считается Честер Барнард, опубликовавший
в 1938 г. книгу «Функции администратора».
Впоследствии главными фигурами в этой
сфере стали А. Маслоу, Ф. Херцберг,
Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, К. Арджирис. Работы
первых четырех из них являются наиболее
читаемыми в среде менеджеров.
Считается что они якобы «
Бихевиоризм (психология поведения)
– это направление психологии,
возникшее в конце XIX – начале
XX вв.под влиянием экспериментов, заключающих
в наблюдение за поведением животных.
Родоначальником этого
Д. Макгрегор показал, что
сам работник может проявиться только
в эффективной форме
Итак, с 1950 г. по настоящее
время начинается этап развития поведенческой
школы, основоположником которой является
Честер Барнард (1886 – 1961 гг.). Ч. Барнард
был профессором, а также бизнесменом
– это, как известно, довольно необычная
комбинация. В 1922 г. он написал свою
первую статью относительно функций
организации. В 1925 г. он написал еще
одну статью «Развитие способностей
руководителя». Таким образом, уже
в начале 1920-х годов Барнард
начал исследовать
Ч. Барнард проявлял интерес
к логическому анализу
Барнард связывал власть с
обменом информацией. Фактически он
определил власть как «информационную
связь», благодаря которой информация
воспринимается членами организационной
структуры как инструмент управления
их деятельностью. Обычно власть воспринимается
работниками тогда, когда команды
считаются законными и
Подлинным держателем власти является не менеджер, обладающий формальными правами, которыми его наделила организация, и навязывающий свое управление персоналу, а сам персонал, так как именно он решает выполнять или не выполнять решения сверху.
Степень, до которой эта власть воспринимается подчиненными, зависит от следующих условий:
Насколько подчиненный понимает смысл сообщения, поступающего от менеджера. Часто менеджеру приходится интерпретировать свою команду, для того чтобы персонал его лучше понял.
Насколько распоряжение соответствует назначению организации
Насколько сообщение согласуется
с личными потребностями
Каковы умственные и физические способности подчиненного.
В своей книге «Функции
администратора» Барнард