Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:08, реферат
Принципы управления производством, обществом и личностью опираются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления. Изменения политической и экономической ситуации в стране, переход на новый уровень знаний наполняют новым содержанием теорию и практику, нельзя пользоваться принятой системой категорий вечно
Барнард понял, что можно легко получить согласие подчиненных на сотрудничество.
Во-первых, обычно имеют место
четыре условия, необходимые для
признания полномочий (обозначенные
выше), поэтому работники
Во-вторых, каждый человек
обладает тем, что Барнард называет
«областью безразличия». Распоряжения,
попадающие в эту область, признаются
безоговорочно. Другие же попадают в
нейтральную линию или
В-третьих, отказ какого-либо работника подчиниться повлияет на эффективность организации. Это несет угрозу другим членам. Когда это происходит, сотрудники часто будут оказывать давление на индивида, чтобы он подчинился и в результате усилится общая стабильность организации.
Ч. Барнард полагал, что «индивид всегда является стратегическим фактором организации». Именно усилия, прилагаемые людьми, и составляют энергию социальных организаций, но они идут на действия, лишь побуждаемые стимулами.
Поведенческий подход стал
настолько популярен, что он почти
полностью охватил всю область
управления в 60-е годы. Как и более
ранние школы, этот подход отстаивал "единственный
наилучший путь" решения управленческих
проблем. Его главный постулат состоял
в том, что правильное применение
науки о поведении всегда будет
способствовать повышению эффективности
как отдельного работника, так и
организации в целом. Однако, такие
приемы, как изменение содержания
работы и участие работника в
управлении предприятием, оказываются
эффективными только для некоторых
работников и в некоторых ситуациях.
Итак, несмотря на многие важные пололительные
результаты, бихевиористский подход
иногда оказывался несостоятельным
в ситуациях, которые отличались
от тех, что исследовали его
2. Содержательные теории мотивации, как концепции школы поведенческих наук
Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.
Одним из первых бихевиористов, из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Он был первым, кто осознал конституцию и законы построения человеческих потребностей (Рис 1.). Во-первых, он понял, что не сама по себе потребность движет человеком, а степень ее неудовлетворения (т.е. актуальность ее для индивида). Во-вторых, Маслоу правильно указал критерий, благодоря которому потребности выстраиваются в иерархию. Это доминирование неудовлетворенных потребностей над удовлетворенными. Но почему его теория называется иерархической?
Порядок потребностей называется иерархическим потому, что они располагаются по восходящей линии – от «низших» (материальных) до «высших» (духовных).
- физиологические потребности
– в воспроизводстве людей,
пище, дыхании, физических движениях,
- потребности в безопасности
существования. Они
- социальные потребности
проистекают из нашей стадной
природы. Мы жаждем дружбы и
привязанности, принадлежности
- престижные потребности – в уважении со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже, независимости, признании и высокой оценке. Их еще называют эгоистическими потребностями, потомучто они ориентированны на самого себя;
- духовные потребности
– в самовыражении через
Рисунок 1. Иерархия потребностей по Маслоу
Использование теории Маслоу
в управлении.Теория Маслоу внеся
исключительно важный вклад в
понимание того, что лежит в
основе стремление людей к работе.
Руководители различных рангов стали
понимать, что мотивации людей
определяется широким спектром их потребностей.
Для того чтобы мотивировать конкретного
человека, руководитель должен дать ему
возможность удовлетворить его
важнейшие потребности
Достоинство рассматриваемой концепции – в ее «двигательной пружине», т.е. принципе иерархии. Согласно Маслоу, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предидущие запросы.
Основная критика теории
Маслоу сводилась к тому, что ему
не удалось учесть индивидуальные отличия
людей. Эдвард Лоулер напротив ввел иерархическую
структуру индивидуальных потребностей
— предпочтений, которую человек
формирует на основании своего прошлого
опыта. Так, исходя из своего прошлого
опыта, один человек может быть более
всего заинтересован в
В итоге, как отмечает Митчелл. «Руководители должны знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений, и что заставляет какого-то из ваших подчиненных отказываться от совместной работы с другими. Рваные люди любят разные вещи, и если руководитель хочет эффективно мотивировать своих подчиненных, он должен чувствовать их индивидуальные потребности».
Фредерик Герцберг считается одним из ведущих теоретиков поведенческого подхода.Только в 1968 г. его рекомендации применяли более 200 американских компаний.
Исследования Герцберга включало расширенные интервью 200 инженеров и бухгалтеров из 11 предприятий Питсбурга. Респондентов спрашивали, какие факторы на рабочем месте делают их счастливыми (удовлетворенными) или несчастными. Герцберг заметил, что когда люди говорили о неудовлетворенности работой, то подразумевали окружение, а когда они были удовлетворены – саму работу. Результаты исследования показали, что любой индивид имеет не одну систему потребностей, а две качественно различных, по-разному влияющих на поведение людей.
Первая группа – гигиенические
факторы – не относится к содержанию
работы. Действительно, если на предприятии
созданы благополучные условия
труда (нет шума, загазованности, вибрации)
и быта (имеются раздевалки, душевые,
комнаты отдыха, кафе, столовая), налаженная
организация труда ( вовремя поставляют
сырье и материалы, рабочий обеспечен
заданием и технической документацией)
и режим работы (разумная продолжительность
рабочего дня, своевременные перерывы),
обеспечение работников различными
льготами (премии, путевки, соцстрахование)
и жильем, развиваются психологически
комфортные отношения между работниками,
то в итоге следует ожидать
не высокую удовлетворенность
Хорошие условия труда (гигиенические факторы) закрепляют работников на предприятии, но не обязательно побуждают повышать производительность труда.
Вторая группа – мотиваторы,
они относятся к содержанию труда.
От них зависит повышение
Таким образом, призводительность
труда взаимосвязана с ростом
удовлетворенности работой, но не с
уменьшением степени
В теории Герцберга можно отметить еще одну особенность. Гигиенические факторы – это главным образом коллективные условия, общие всем или многим работникам на данном предприятии. Мотивационные же факторы касаются лишь каждого в отдельности, действуют на самолюбие индивида. Херцберг делает акцент на индивидуальных методах стимулирования труда.
Согласно теории Герцберга,
наличие гигиенических факторов
не будет мотивировать работников.
Оно только предотвратит возникновение
чувства неудовлетворенности
Для того чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо сое вить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают,
Хотя эта теория эффективно
использовалась в ряде организаций,
в ее адрес раздавались и
Герцберг и сделал важный вклад в понимание мотивации, его теория не учитывает многих переменных величин, определяющих ситуации, связанные с ней.
Другим видным представителем теории «человеческих ресурсов» был Дуглас Макгрегор (1906 – 1964). В опубликованной в 1960 г. книге «Человеческая сторона предприятия», в которой он писал: «Мы сможем усовершенствовать наши управленческие способности лишь в том случае, если признаем, что контроль состоит в избирательной адапции к человеческой природе, а не в попытках подчинить человека нашим желаниям. Если же попытки установить такой контроль безуспешны, то причина этого, как правило, кроется в выборе негодных средств».
Согласно его подходу,
в значительной мере действия менеджмента
оказываются неэффективными вследствие
ошибочных представлений
Авторитарный стиль
Другой подход к менеджменту
Макгрегор назвал «теория У». Ее
идея заключается в том, что организации,
более полно использующие интеллект
и воображение своих