Повышение конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение конкурентоспособности продукции и выработка рекомендаций по её повышению.
Отсюда вытекают следующие задачи исследования:
- изучить теорию конкурентоспособности продукции
- узнать о методах повышения конкурентоспособности продукции
- расчитать самый эффективный метод повышения конкурентоспособности

Содержание работы

Введение 5
1 Повышение конкурентоспособности продукции 7
2 Организационная диагностика и менеджерское решение проблемы 12
2.1 «Дерево причин» менеджерской проблемы 12
2.1 Программа решения проблемы по рейтингу причин 15
Заключение 21
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

росжелдор2.docx

— 58.26 Кб (Скачать файл)

Кафедра: «Экономика и менеджмент»

Дисциплина «Менеджмент»

 

 

 

Курсовая работа на тему: «Организационная диагностика  и менеджерское решение проблемы «Повышение конкурентоспособности продукции»»

 

 

 

 

Выполнил 

Студент группы

 

Руководитель

курсовой работы

к.э.н., доцент


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 5

1 Повышение конкурентоспособности продукции 7

2 Организационная диагностика и менеджерское решение проблемы 12

2.1 «Дерево причин» менеджерской проблемы 12

2.1  Программа решения проблемы по рейтингу причин 15

Заключение 21

Список использованных источников 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На современном этапе  развития экономики всё больше внимания уделяется повышению конкурентных возможностей предприятия. Многие предприятия  в процессе постепенного развития и  становления непрерывно развивают  способность к конкуренции. Хозяйствующим  субъектам для выживания непременно следует соблюдать требования рынка: удовлетворять потребность потребителей более качественно и по более  приемлемой для них цене. Данное требование представляет стремление субъектов  рыночного хозяйства овладеть вниманием  покупателей и побудить их приобрести свой товар.

Актуальность исследования связано с тем, что достижение конкурентоспособности своей продукции  и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого  предприятия.

В данном контексте, объектом  исследования является продукция предприятия.

Предметом исследования способность  продукции конкурировать с аналоговой.

Целью данной работы является изучение конкурентоспособности продукции  и выработка рекомендаций по её повышению.

Отсюда вытекают следующие  задачи исследования:

- изучить теорию конкурентоспособности  продукции

- узнать о методах повышения  конкурентоспособности продукции

- расчитать самый эффективный метод повышения конкурентоспособности

Структурно дипломная  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Цели и задачи определили следующую структуру курсовой работы:

1 Повышение конкурентоспособности  продукции

2 Организационная диагностика  и менеджерское решение проблемы

2.1 «Дерево причин» менеджерской  проблемы

2.2 Программа решения проблемы

В первой главе будут представлены теоретические исследования путей  повышения конкурентоспособности  продукции в частности, будут  рассмотрены: понятие конкурентоспособности; от чего зависит конкурентоспособность  продукции; какие необходимо применять  методы по её повышению.

Во второй главе будет  проведена диагностика проблемы низкая конкурентоспособность продукции  и предложения по решению данной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Повышение конкурентоспособности  продукции

Конкурентоспособность —  это комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Такое определение исходит из предпосылки, что конкурентоспособность в условиях рыночной экономики должна рассматриваться с точки зрения потребителя.

Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в  ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество –  главная характеристика товара. Это  способность фирменного товара выполнять  свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

Различают качества товара:

  • физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма, цвет, запах;
  • эстетические: стиль, класс, красота, изящество;
  • символические: статус, престиж, класс;
  • дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.

При разработке марочного товара производитель  должен принять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целевом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара.

Качество – это расчетная  способность марочного товара выполнять  свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его  надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик  поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих  покупательским представлениям.

Проблема качества привлекает сегодня  повышенный интерес и потребителей и фирм. Некоторые фирмы уже  откликаются на этот растущий интерес  к качеству, однако в этом направлении  можно сделать еще очень много.

Обеспечение контроля качества продукции  на всех стадиях его производства также является не столько технической  проблемой, сколько организационно-управленческой. На рынке присутствуют консультационные компании, с успехом оказывающие  услуги по подготовке предприятия и  внедрению систем управления качеством.

Цена – денежное выражение стоимости  товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

Исторически сложилось, что цены устанавливали  покупатели и продавцы в ходе переговоров  друг с другом. Продавцы обычно запрашивали  цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.

Факторы, влияющие на определение  цены товара:

  1. Совокупные издержки производства;
  2. Затраты общественного труда;
  3. Качество товара;
  4. Функции и свойства товара;
  5. Квалификация персонала;
  6. Технологический уровень производства;
  7. Налоговое законодательство страны;
  8. Затраты, связанные с транспортировкой и хранением товара;
  9. Затраты, связанные с арендой помещений для реализации товара;
  10. Упаковка товара;
  11. Известность фирмы;
  12. Уровень сервисного и гарантийного обслуживания;
  13. Маркетинговая деятельность фирмы;
  14. Спрос и предложение на данную продукцию;
  15. Торговая наценка фирмы.

При выборе стратегии ценообразования  фирме предстоит решить, каких  именно целей она стремится достичь  с помощью конкретного товара. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно продуманы, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, довольно ясен. Ведь стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке. В то же время фирма может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. Примерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара. Охарактеризуем их подробне:

  1. Обеспечение выживаемости. Обеспечение выживаемости становится основной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности клиентов. Выживание важнее прибыли. До тех пор, пока сниженные цены покрывают издержки, фирма может еще некоторое время продолжать коммерческую деятельность.
  2. Максимизация текущей прибыли. Многие фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат.
  3. Завоевание лидерства по показателям доли рынка. Другие фирмы хотят быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, они идут на максимально возможное снижение цен.
  4. Завоевание лидерства по показателям качества товара. Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке.

Существует множество путей  и стратегий по повышению конкурентоспособности  продукта, но в общем для повышения конкурентоспособности продукции на предприятии необходимо следовать следующим рекомендациям:

  1. Улучшить качество продукции за счет системы TQM.
  2. Применять СТИС-рекламу личные продажи PR для успешного продвижения продукции.
  3. Обеспечение приоритетности на рынке за счет технико-экономических и качественных показателей продукции.
  4. Учитывать требования покупателей к изменению качества и характеристик продукции.
  5. Выявлять и использовать потенциальные качества продукции для повышения конкурентоспособности по сравнению с аналогами.
  6. Анализировать преимущества и недостатки товаров-аналогов конкурентов и использовать эти результаты для поддержания конкурентоспособности выпускаемой продукции.
  7. Изучать и анализировать мероприятия конкурентов по повышению конкурентоспособности и разрабатывать контрмер, дающий преимущества предприятию.
  8. Расширять модификации продукции за счет улучшения их характеристик (дизайн, надежность, функциональная полнота, экономичность в эксплуатации и т.д.).
  9. Выявлять ценовые преимущества конкурентов и их компенсацию (виды скидок, сроки и объем гарантии, сервис и т.п.).
  10. Расширять сферы применения (в том числе проектных).
  11. Расширять диапазон условий работы (эксплуатации) продукции.
  12. Дифференцировать продукцию с учетом предпочтений показателей (по качеству, цене, характеристикам и др.).
  13. Воздействовать непосредственно на покупателя путем создания временного дефицита новых и более совершенных товаров, ведение активной рекламной компании, создание предпочтительных экономических условий продаж.
  14. Разработать стратегию по снижению или избеганию коммерческого риска
  15. Внедрять в производство более новое и совершенное оборудование и технологии.
  16. Повышать качество рабочей силы за счёт: повышения квалификации, ротации, переобучения, получения вторых профессий…
  17. Использовать новые информационные технологии, Интернет.

 

2 Алгоритм оценки  «Дерево причин» по проблеме  «Низкая конкурентоспособность продукции»

 

     Любая диагностика предполагает анализ причин возникновения проблемы. Проблема – это несоответствие желаемого и действительности.

Решение проблем, как и  управление, – это процесс, так  как речь идет об определенной последовательности взаимосвязанных шагов.

Первый шаг на пути решения  проблемы – определение или диагноз  проблемы. Для этого необходимо провести причинно-следственный анализ возникновения  проблемы. Одним из методов этого  анализа является графическое построение взаимосвязей между причиной и следствием. Инструментом этого построение является «Дерево причин», где «вершина» представлена самой проблемой, а «ветви» – причинами её возникновения. Основная цель построения дерева причин – это определение относительной важности элементов структуры, расположенных на разных уровнях для выбора последующих действий по управлению. То есть в дереве причин каждая причина последующего уровня является в свою очередь причиной предыдущего уровня, происходит так называемая декомпозиция причин.  «Дерево причин» состоит из «ветвей» и элементов к ним.

На рис. 1 при вершине  дерева «А» ветвями являются В1 С1 Д1; В1 С1 Д2; В1 С2 Д3; В1 С2 Д4; В2 С3 Д5;  В2 С3 Д6;  В2 С4 Д7; В2 С4 Д7;  В3 С5 Д9; В3 С5 Д10;  В3 С6 Д11;  В3 С6 Д12 .  Ветвей столько, сколько элементов на последнем уровне. Как особые условия следует принять, что каждая ветвь должна быть доведена до последнего уровня, а не обрываться раньше. Элементами являются: А; В1; В2; В3; С1; С2; С3; Д1; Д2; Д3; Д4; Д5; Д6; Д7; Д8; Д9; Д10; Д11; Д12. Непосредственно связанные элементы образуют «семейства». Например: В1 В2 В3; В1 С1 С2; В2 С3 С4; В3 С5 С6; С1 Д1 Д2; С2 Д3 Д4; С3 Д5 Д6; С4 Д7 Д8; С5 Д9 Д10; С6 Д11 Д12. Итак, при помощи графического метода можно составить наглядное представления о возможных вариантах причин возникновения проблемы.

Для каждого семейства  построим оценочную таблицу.

1. Семейство В1, В2, В3

Критерии

Коэффициент весомости, Кв

В1

В2

В3

Управленческие решения

0,5

0,5

0,3

0,2

Качество продукции

0,3

0,2

0,5

0,3

Имидж

0,2

0,2

0,2

0,6

Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции