Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 22:00, реферат
В современных условиях развития рыночных отношений предприятие лидирует если имеет конкурентные преимущества. Поэтому любое предприятие стремится стать лучше других участников рынка по тем или иным показателям или по их совокупности и сохранить полученные преимущества в течение максимально длительного времени.
Проблема конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность концентрированное выражение всей совокупности возможностей производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.
Содержание:
В современных условиях развития рыночных отношений предприятие лидирует если имеет конкурентные преимущества. Поэтому любое предприятие стремится стать лучше других участников рынка по тем или иным показателям или по их совокупности и сохранить полученные преимущества в течение максимально длительного времени.
Проблема
Конкуренция составляет
основу динамичного развития общества,
имеет первоначально форму
В ходе индустриального развития в рыночной среде созревают новые конкурентные условия, меняющие общий вектор конкуренции от преимущественного использования сравнительных национальных преимуществ к использованию динамично меняющихся конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических достижениях, инновациях на всех стадиях от создания товара до продвижения его от производителя к потребителю.
Конкурентные преимущества динамичны, связаны с инновациями, развитием человеческого капитала, интеллекта и по самой своей природе безграничны.
В новой экономике конкурентные преимущества связаны с информационной революцией: телекоммуникационные фирмы на пороге XXI в. вышли в лидеры по капитализации, обогнав по этому показателю традиционные фирмы нефтяной, автомобильной и металлургической промышленности.
В самом широком смысле конкурентоспособность означает возможность выигрыша в соревновании. Применительно к экономической сфере конкурентоспособность в самом общем виде - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.
Анализ конкурентной среды необходим для выработки эффективных конкурентных стратегий, которые позволят организации преуспевать в бизнесе. Доля рынка, уровень прибыли фирмы определяются тем, насколько эффективно компания противостоит конкурентам.
Конкуренция - форма экономического соперничества на рынке за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара.
Признанным лидером разработки конкурентного анализа является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер. По его мнению, силы, формирующие конкурентную среду предприятия, распадаются на пять групп.
1. Конкурентные силы производителей аналогичной продукции представляют внутриотраслевую конкуренцию, интенсивность которой может колебаться от мирного сосуществования до жестких и грубых способов выживания из отрасли.
2. Производители продуктов-заменителей могут обострить конкуренцию предложением товаров, эффективнее удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Часто именно конкурентная сила этой группы оказывается разрушительной для фирмы.
3. Поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов. Сила воздействия представителей этой группы на конкурентный потенциал фирмы состоит в способности поставщиков повышать цену на свои товары и таким образом влиять на себестоимость продукта фирмы или снижать качество поставляемых продуктов и услуг и таким образом влиять на качество продуктов или услуг фирмы.
4. Покупатели-посредники продукции как конкурентная сила способны требовать наличия определенных потребительских качеств у товаров или лучшего обслуживания, а также оказывать давление на цены в целях их снижений.
5. Потенциальные производители аналогичной продукции могут переключать потребителей на свою продукцию, а также отвлечь потенциальных потребителей продукта.1
Конкурентный анализ предполагает изучение участия фирмы и в таких видах конкуренции, как внутриотраслевой и межотраслевой, ценовой и неценовой.
Принято выделять четыре основных типа конкурентной ситуации, каждая из которых накладывает свои ограничения на маркетинговую деятельность. Знать конкурентную ситуацию на рынке маркетологу важно для того, чтобы разрабатывать эффективную товарную, ценовую, сбытовую и коммуникационную политику.
Типы конкурентных ситуаций на рынке наглядно представлены в таблице 1.2
Таблица 1
Типы конкурентных ситуаций на рынке
Конкурентная ситуация |
Характеристика конкурентной ситуации |
Чистая монополия |
На рынке присутствует один продавец товара |
Олигополия |
Господство в отрасли нескольких крупных компаний |
Монополистическая конкуренция |
Большое число конкурентов, выступающих, с различными предложениями (дифференцированный товар, различное позиционирование) |
Чистая конкуренция |
Большое число конкурентов, предлагающих однотипные (недифференцированные) товары |
В условиях монополии фирма владеет повышенной рыночной силой. Ситуация краткосрочной монополии компании имеет место в момент вывода нового товара на рынок, когда у нее нет прямых конкурентов. Высокая рентабельность монопольного рынка быстро привлекает конкурентов.
Ситуация олигополии чаще всего встречается на рынках стандартизированной и дифференцированной продукции. Как правило, товары производственного назначения (сырье, материалы, машины, оборудование) стандартизированы, а потребительские товары дифференцированы. Степень контроля над ценой высока. Контроль над ценой может осуществляться в форме лидерства в ценах по принципу «Равняйтесь на фирму!», когда фирма-лидер первая изменяет цены, остальные следуют за ней. На таком рынке есть опасность ценовых войн, грозящих нанести ущерб всем продавцам на рынке.
Неправильно считать, что конкуренции выше на том рынке, где больше фирм-конкурентов, и меньше там, где их число меньше. Нередко наблюдается ситуация, когда на рынке действует 2-3 фирмы, однако их суммарная доля на рынке довольно высока: 70-90%, поэтому степень конкуренции на этом рынке определяется как высокая, и он оказывается весьма трудным для проникновения.
Число конкурентов на
рынке монополистической
Ситуация чистой конкуренции имеет место на рынках стандартизированной продукции, где нет больших различий в уровне качества, что не дает возможности развивать неценовую конкуренцию, Покупателю при данной цене безразлично, у какого продавца сделать покупку. Каждая фирма производит столь небольшую часть общего объема производства, что контроль над ценой отсутствует. Цена на товар зависит только от соотношения спроса и предложения на него. Различия в уровне прибыли продавцов связаны с уровнем издержек производства и распределения товаров. Единственно возможной линией поведения для компании является варьирование объемов выпуска или продажи товара в зависимости от сложившегося уровня рыночных цен (увеличение выпуска при благоприятных ценах и снижение выпуска при низких ценах).
Экономическая теория и современная практика показывают, что чистая монополия и чистая конкуренция как два крайних (идеальных) вида конкурентной ситуации не могут существовать долго:
- менее эффективные компании разоряются, уступая место более эффективным, которые в ходе своего развития укрупняются: рынок чистой конкуренции переходит в состояние олигополии или монополистической конкуренции;
- демонополизация со стороны государства, проникновение на рынок новых компаний, появление товаров-заменителей приводят к тому, что и рынок чистой монополии стремится к состоянию олигополии или монополистической конкуренции.3
В литературе можно встретить различные определения отдельных видов конкуренции: добросовестная - недобросовестная; ценовая - неценовая; внутриотраслевая - межотраслевая; эффективная; действенная.
Недобросовестная конкуренция определяется следующим образом. Действия хозяйствующих субъектов по дискредитации конкурентов. Они включают в себя:
К методам конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции относятся: демпинг, установление дискриминационных цен или контроля за деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; экономический шпионаж; тайный сговор на торгах и создание тайных картелей; подделка продукции конкурентов; ложная информация и реклама; махинации с деловой отчетностью; нарушение качества, стандартов и условий поставки продукции; коррупция и др.,
Ценовая конкуренция - стремление добиться успеха в конкуренции за счет снижения цен.
Искусственное снижение цен с целью вытеснения и разорения конкурента и завоевания монопольного положения на рынке, то есть демпинг, в данном случае не допускается.
Предложение цены на свои товары, более низкой, чем цена на аналогичную продукцию других товаропроизводителей должно достигаться за счет снижения издержек производства, либо сознательной потери прибыли, чтобы удерживать за собой большую долю рынка.
Понижение цены - обычно
вынужденное, экономически невыгодное
для товаропроизводителя
В литературе встречаются
следующие определения
- конкуренция, которая основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству;
- использование любых законных средств, кроме снижения цен, с целью привлечения новых потребителей. К методам неценовой конкуренции относятся реклама, маркетинг и инновации (обновление) продукта,
- конкуренция, при которой товаропроизводитель улучшает потребительские свойства товара, оставляя цену неизменной. Здесь эпицентром борьбы между товаропроизводителями становятся такие неценовые параметры продукции, как ее новизна, качество, надежность, перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство обслуживания и др.,
- конкуренция, которая осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта). Неценовая конкуренция осуществляется по разным направлениям: совершенствование технической стороны товара и улучшение приспосабливаемости товара к нуждам потребителей.
Эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, обычно и называют эффективной конкуренцией.
Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.4
Концепция действенной конкуренции возникла в результате понимания того, что абстрактная модель совершенной конкуренции является недосягаемым идеалом, не создающим практических основ для выработки политики конкуренции. Эта концепция представляет собой набор соответствующих критериев, которые, как предполагается, отражают конкурентность рынка и поэтому может служить основой для формулирования реальной политики конкуренции.
Критерии конкурентности рынка:
Информация о работе Повышение конкурентоспособности производственного предприятия