Повышение конкурентоспособности производственного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 22:00, реферат

Описание работы

В современных условиях развития рыночных отношений предприятие лидирует если имеет конкурентные преимущества. Поэтому любое предприятие стремится стать лучше других участников рынка по тем или иным показателям или по их совокупности и сохранить полученные преимущества в течение максимально длительного времени.
Проблема конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность концентрированное выражение всей совокупности возможностей производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Четвертый принцип - учет специфики производства. Система  должна включать в себя показатели, характеризующие отраслевые особенности  производства и их влияние на конкурентоспособность.

В соответствии с пятым  принципом иерархичности показателей они должны быть ранжированы по их значению - от общих к частным. К первым относятся сводные, обобщающие показатели, обеспечивающие полную, интегральную характеристику основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия. Частные показатели должны дополнять их, учитывая влияние на исследуемый процесс особенностей деятельности предприятия.

Шестой принцип - принцип  информационного обеспечения. Система  должна содержать такие показатели, расчет которых может быть обеспечен имеющейся (в действующих формах учета и статистической отчетности) информацией, обладающей достаточной достоверностью. Показатели, полученные в результате абстрактных построений или экспертным путем, на наш взгляд, мало способствуют управлению процессом повышения конкурентоспособности.

Следующий принцип - обеспечение  сопоставимости. Необходима сопоставимость показателей по их характеристикам, методам получения информации, единицам измерения и способам расчета.

Наконец, важным принципом  является принцип непрерывности, предполагающий корректировку тех или иных показателей системы либо включение в нее дополнительных показателей по мере поступления новых данных об объекте исследования и окружающей его конкурентной среде. Такая корректировка должна иметь дискретный характер и осуществляться только по результатам использования системы показателей.

Среди названных методических принципов разработки системы показателей повышения конкурентоспособности предприятий одним из основополагающих, на наш взгляд, является принцип комплексной оценки факторов рассматриваемого процесса, связанный с определением их состава и механизма влияния, поскольку соблюдение этого принципа изначально формирует весь ход дальнейшей работы.17

Вся совокупность факторов повышения конкурентоспособности предприятия может быть сведена к следующим группам (подсистемам) (см. таблицу 2).18

Для повышения конкурентоспособности  хозяйствующего субъекта первая группа факторов является во многом определяющей, поскольку состояние и качество средств и предметов труда, степень их использования, уровень механизации и автоматизации производства, применяемых технологий напрямую влияют на операционную эффективность деятельности предприятия. Совершенствование этих факторов в результате использования научно-технических достижений и осуществления инновационных преобразований - основное условие повышения конкурентоспособности предприятия.

Таблица 2

Система факторов повышения  конкурентоспособности предприятия

Подсистемы

Факторы

1. Технико-технологическая

1. Состояние средств  труда

2. Качество предметов  труда

3. Прогрессивность технологических  процессов

4. Уровень механизации  и автоматизации труда и производства

5. Степень использования  средств производства

6. Условия проведения  НИОКР и масштабность внедрения  научно-технических разработок

2. Организационно-управленческая

1. Формы организации  производства

2. Производственная структура  предприятия и степень оптимизация технологических режимов

3. Организация труда

4. Подбор, расстановка  и квалификация персонала

5. Системы оплаты труда

6. Организационная структура  управления

7. Система планирования, учета и контроля

3. Финансово-экономическая

1. Эффективность текущих затрат

2. Эффективность использования  средств производства

3. Эффективность использования  живого труда

4. Финансовая устойчивость  предприятия

5. Результативность (доходность) производства

4. Социально-психологическая

1. Состояние условий труда и организационная культура производства

2. Участие персонала  в процессе управления производством

3. Политика продвижения  персонала

4. Система морального  и материального стимулирования

5. Состояние социальной  инфраструктуры

5. Природно-географическая и транспортная

1. Условия добычи и  качество сырья

2. Условия обеспечения  водными, энергетическими и другими ресурсами

3. Транспортная инфраструктура

4. Климатические условия

6. Экологическая

1. Состояние охраны  окружающей среды

2. Условия и состояние охраны труда

3. Обеспечение экологической  безопасности среды обитания

4. Переработка и использование  отходов производства

7. Отраслевая

1. Эффективность организации  отрасли

2. Качество информационной  и нормативно-методической базы управления в отрасли

3. Доступ к качественному  сырью и условия материально-технического снабжения

4. Степень унификации, стандартизации и сертификации  отраслевой продукции

5. Научно-технический  потенциал отрасли

6. Состояние инновационной  деятельности

7. Система подготовки  и повышения квалификации кадров


Продолжение таблицы 2

8. Рыночная

1. Доступ к рынку  ресурсов и новых технологий

2. Эксклюзивность производимых  товаров

3. Отлаженность каналов  распределения продукции

4. Эффективность системы  стимулирования сбыта

5. Состояние сферы послепродажного обслуживания


 

Организационно-управленческая подсистема факторов, предусматривающая использование и таких форм организации производства, как концентрация, специализация, комбинирование и кооперирование - также одно из важнейших условий повышения конкурентоспособности предприятия.

Это относится и к  финансово-экономической подсистеме, поскольку от того, насколько предприятие  ориентировано на достижение конечных результатов, эффективное использование сырья, материалов, живого труда, производственных мощностей, от интенсивности оборота его капитала, уровень его конкурентных возможностей зависит напрямую.

Весьма велико значение и природно-географической подсистемы. Относящиеся к ней факторы требуют от предприятия соответствующим образом выстраивать логистическую структуру, совершенствовать технологию переработки сырья, оптимизировать транспортные схемы перевозок, снижать энергоемкость производства, приближать нормативы социальной инфраструктуры к международным требованиям и т.д.

В странах ЕврАзЭС особое значение имеет и экологическая группа факторов, в том числе с точки зрения их влияния на конкурентоспособность предприятий. Во всех странах мира доминантным становится экологический тип производства, предполагающий комплексное использование ресурсов, внедрение малоотходных и безотходных технологий, совершенных очистных сооружений, всемерное улучшение состояние охраны труда и окружающей среды.

Отраслевая подсистема факторов характеризует внешние  условия функционирования хозяйствующего субъекта, которые формируют возможные конкурентные преимущества предприятия и влияют на процесс повышения его конкурентоспособности. Эти условия определяются потребностью в отраслевом товаре и его эксклюзивностью, наличием доступа к качественному сырью и конкурентоспособностью поставщиков, общим уровнем отраслевой концентрации, специализации и кооперирования производства, качеством информационной и нормативно-методической базы управления в отрасли, степенью унификации, стандартизации и сертификации ее продукции, системой подготовки и повышения квалификации кадров, внедрением радикальных новшеств (патентованных товаров и технологий, современных информационных систем и т.п.), долей экспорта наукоемкой продукции и т.д. Перечисленные отраслевые факторы служат платформой деятельности хозяйствующих субъектов, в значительной мере предопределяя направления совершенствования техники, технологии, организации и управления производством на каждом предприятии.

Рыночная подсистема с учетом особенностей отраслевой подсистемы, в конечном счете, при правильном использовании соответствующих факторов делает предприятие действительно конкурентноспособным. Только за счет этих факторов можно обеспечить заинтересованность крупных инвесторов и финансовых посредников в его деятельности, воздействовать на процесс изменения предпочтений покупателей и клиентов, иметь отлаженную систему распределения производимой продукции, эффективную систему стимулирования ее сбыта и послепродажного обслуживания.

Только системный подход позволяет в полной мере оценить весь комплекс факторов, определяющих конкурентоспособность и прогнозировать процесс ее повышения на предприятиях.19

На основании проделанной  работы можно сделать следующие  выводы:

Конкуренция - форма экономического соперничества на рынке за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара.

Конкурентный анализ предполагает изучение участия фирмы  и в таких видах конкуренции, как внутриотраслевой и межотраслевой, ценовой и неценовой. Важным моментом в конкурентном анализе является определение конкурентоспособности товара и фирмы.

Конкурентоспособность товара - это заключенная в товаре ценность для покупателя, побуждающая его этот товар купить. Конкурентоспособность фирмы - уровень ее маркетингового потенциала, который позволит ей удержать или расширить занимаемую долю рынка в условиях конкурентной борьбы

Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

В современных условиях конкурентоспособность предприятия  на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления.

Повышение конкурентоспособности  предприятия является многофакторным процессом, подлежащим стратегическому управлению, ориентированному на ряд важнейших принципов: принцип системности; принцип комплексной оценки факторов; принцип функциональной направленности управления процессом повышения конкурентоспособности предприятия; принцип учета специфики производства; принцип иерархичности показателей; принцип информационного обеспечения; принцип обеспечения сопоставимости; принцип непрерывности.

Заключение

 

Конкуренция - форма экономического соперничества на рынке за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара.

Конкурентный анализ предполагает изучение участия фирмы  и в таких видах конкуренции, как внутриотраслевой и межотраслевой, ценовой и неценовой. Важным моментом в конкурентном анализе является определение конкурентоспособности товара и фирмы.

Конкурентоспособность товара - это заключенная в товаре ценность для покупателя, побуждающая его этот товар купить. Конкурентоспособность фирмы - уровень ее маркетингового потенциала, который позволит ей удержать или расширить занимаемую долю рынка в условиях конкурентной борьбы

Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

В современных условиях конкурентоспособность предприятия  на рынке является главным критерием  эффективности производства, оценки эффективности системы управления.

Повышение конкурентоспособности  предприятия является многофакторным процессом, подлежащим стратегическому управлению, ориентированному на ряд важнейших принципов: принцип системности; принцип комплексной оценки факторов; принцип функциональной направленности управления процессом повышения конкурентоспособности предприятия; принцип учета специфики производства; принцип иерархичности показателей; принцип информационного обеспечения; принцип обеспечения сопоставимости; принцип непрерывности.

Список литературы

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января 2003 г.).
  2. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ.
  3. Абрамова Г.П. Маркетинг: вопросы и ответы. - М.: Агропромиздат, 2002. – 634c.
  4. Акулич И.Л. Маркетинг: Практикум. – Минск: Выcшая школа, 2003. – 253с.
  5. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка: Уникальный отечественный опыт. – СПб.: Питер, 2004. – 269с.
  6. Батра Р., Майерс Дж., Аакер Д. Рекламный менеджмент. – М.: Диалектика, 2001. – 784с.
  7. Белоусова С.Н., Белоусов А.Г. Маркетинг. – М.: Феникс, 2003. – 256с.
  8. Беляевский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 320с.
  9. Бендина Н.В., Водопьянов В.П. Маркетинг. Конспект лекций в схемах. – М.: Приор, 2001. – 208с.
  10. Блэк К. Конкретный и конкурентный PR: Прямое и эффективное руководство для специалистов по PR, имиджу и рекламе: Перевод с английского. – М.: Эксмо-Пресс, 2004. – 270с.
  11. Бочкарев А., Кондратьев В., Краснова В., и др. 7 нот менеджмента.- 5-е изд., доп.- М.: ЗАО «Журнал Эксперт», ООО «Издательство ЭКСМО», 2002. - 656с.
  12. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. - М.: Олимп-Бизнес, 2004. - 1008с.
  13. Бугорская Ю. От стимулирования сбыта - к повышению лояльности потребителей: программы поощрения // Маркетинговые коммуникации. - 2003. - № 3.
  14. Ващекин Н.П. Маркетинг. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2003. – 312с.
  15. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 528с.
  16. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-центр, 2002. – 417с.
  17. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 256с.
  18. Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. Маркетинг. Менеджмент. Право: Учеб. пособие. - М.:ЭКМОС, 2002. – 514с.
  19. Деккер Я., Уитстхоф Х., Рима А. Маркетинг: теория и практика. Том 1, - М.: ГАУ, 2003. – 635с.
  20. Деккер Я., Уитстхоф Х., Рима А. Маркетинг: теория и практика. Том 2, - М.: ГАУ, 2003. – 701с.
  21. Диксон П.Р. Управление маркетингом: Учебное пособие для вузов. /Пер. с англ. – М.: БИНОМ, 2002. – 386с.
  22. Дьяченко А. В. Система управления маркетингом: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. – 123с.
  23. Жаров А.И., Изосимова Н.Н. Стратегия и тактика маркетинга. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 392с.
  24. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах и рисунках. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 496с.
  25. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием.- М.: ИНФРА–М, 2004. – 532с.
  26. Канаян К., Канаян Р. Реклама в местах продаж // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - №1.
  27. Кожевников Н.Н. Основы экономики и управления. – М.: Академия, 2003. – 272с.
  28. Кондратьев А.Д. Маркетинг: Концепции и решения. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 160с.
  29. Коробейников О.П., Хавин Д.В., Ноздрин В.В. Экономика предприятия. Учебное пособие. - Нижний Новгород: НГАСУ, 2003. – 233с.
  30. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Экспресс курс: Перевод с английского. – СПб.: Питер, 2003. – 496с.
  31. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Перевод с английского. – СПб.: Питер, 2004. – 800с.
  32. Криворотов В.В. Принципы и факторы построения системы показателей конкурентоспособности предприятия // Проблемы современной экономики. – 2004. - №1.
  33. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: Теория и практика. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 655с.
  34. Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2004. – 255с.
  35. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2006. – 224с.
  36. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 400с.
  37. Матанцев А.Н. Эффективность рекламы. – М.: Финпресс, 2002. – 416с.
  38. Мешков А.А. Маркетинг. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2002. – 172с.
  39. Михайлова Е. Ключевые маркетинговые факторы успеха в сфере розничной торговли // Маркетинг. - 2005. - №5.
  40. Михайлова Е. Обслуживание покупателей в розничном бизнесе // Маркетинг. - 2006. - №6.
  41. Молчанова Е. Интернет для продвижения // Бизнес-форум. – 2003. - №8.
  42. Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг. – М.: Академия, 2003. – 208с.
  43. Ноздрева Р.Б., Гречков В.Ю. Маркетинг. – М.: Юристъ, 2003. – 568с.
  44. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2004. – 442с.
  45. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. - М.: «Дашков и Ко», 2002. - 364с.
  46. Песоцкий Е. Современная реклама. Теория и практика. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. - 320с.
  47. Пименов П.А. Основы рекламы: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 399с.
  48. Портер, Майкл Э. Конкуренция.: Пер. с ан<span class="dash0

Информация о работе Повышение конкурентоспособности производственного предприятия