Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:18, курсовая работа
Целью данной работы было изучение участия Мексики в международной торговле.
Соответственно цели были поставлены и последовательно решены такие задачи:
провести анализ динамики участия страны в международной торговле в 2000-2010 гг.;
изучить отраслевые структуры импорта и экспорта;
проанализировать участие страны в таможенном союзе и ВТО;
оценить платежный баланс страны, валюту и ее конвентируемость.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Исследование динамики и структуры международной торговли страны. 5
1.1.Динамический анализ участия страны в международной торговле. 5
1.2.Отраслевая структура экспорта и импорта 7
1.3.Географиеская структура внешней торговли страны 13
Глава 2.Внешнеторговая политика Мексики 16
2.1.Основные тарифные и нетарифные ограничения применяемые страной 16
2.2.Участие страны в таможенном союзе 18
2.3.Членство страны в ВТО 20
Глава 3.Положение страны на мировом финансовом рынке 23
3.1.Оценка валюты Мексики и ее конвертируемость 23
3.2.Платежный баланс Мексики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Еще в непростом для региона 1948 году, когда вступило в силу многостороннее Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), наметилась тенденция на либерализацию мировой торговли. Инициатором соглашения явились США, вышедшие из Второй мировой войны окрепшими. Официальная цель, провозглашенная ГАТТ, состояла в повышении жизненного уровня населения и обеспечении полной занятости путем расширения производства и обмена товарами. В реальной жизни происходило формирование межгосударственной торговой стратегии в интересах ведущих индустриальных участников расширявшегося мирового рынка. В начале 1960-х годов членами ГАТТ являлись лишь восемь стран региона (среди них не было Аргентины) и не все из них придерживались принципа рыночной открытости: Мексика вступила в ГАТТ лишь в 1986 году.
Уже тогда складывалась особая позиция центров в реальной политике. Парадокс заключался в том, что таможенно-тарифные барьеры были снижены, но торговые ограничения для нежелательных конкурентов оставались. Они лишь приобретали более тонкие формы. Особенно болезненное воздействие оказывали различные протекционистские меры со стороны северного гиганта, главного рыночного партнера стран региона. В 1995 г. ГАТТ преобразовалось во Всемирную торговую организацию (ВТО), однако основные противоположные тенденции сохранились, а кое-где даже усилились. Уместно напомнить, что устав ВТО ограничивает участие государства в торгово-экономической деятельности. Страны региона ощущают отсутствие равной конкурентной среды. Наиболее высокие тарифные преграды в США установлены на текстиль и одежду, в Евросоюзе и Японии - на продовольственные продукты и обувь. Позиция США несколько изменилась после "черного сентября" 2001 г, точнее стала более гибкой в связи с их стремлением усилить влияние на свои тылы, хотя основные ее направления сохранились.
Присоединившись к ГАТТ в 1986 г., Мексика значительно ускорила структурные преобразования и одностороннюю либерализацию экономики. Открытие экономики значительно повышало ее эффективность и создало возможность для более успешной конкуренции на мировых рынках. Это положительно отразилось на экономическом росте, объеме экспорта и занятости и заложило основы для заключения как двусторонних, так и многосторонних соглашений о свободной торговле. Особенностью участия Мексики в системе ВТО было как раз то обстоятельство, что изменения в торговой политике определялись главным образом ее участием в региональной либерализации в соответствии с Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА) и другими соглашениями.
Так, в 1991 г. было подписано двустороннее соглашение о свободной торговле с Чили (вступило в силу в 1994 г.), согласно которому каждая сторона обязывалась постепенно снижать таможенные тарифы на товары в течение 10 лет (для автомобилей - 12 лет). В 1994 г. Мексика образовала трехстороннюю ассоциацию свободной торговли с Колумбией и Венесуэлой, известную как "группа трех". В октябре 1993 г. страны этой группы объявили о намерении создать более широкую Ассоциацию карибских государств. В марте 2000 г. после пяти лет переговоров Мексика и Европейский союз подписали торговый договор, который включает также положения о защите прав человека, демократии и охране окружающей среды (НАФТА, например, не содержит упоминания о демократии или правах личности, а защита окружающей среды в нем отнесена в сопровождающее соглашение). Это первый договор такого масштаба, который ЕС заключил с другой страной за пределами Европы и Средиземноморского бассейна.
Стремительное наступление Мексики на внешнеторговом фронте, заключение многочисленных двусторонних и многосторонних соглашений наряду с положительными сторонами имеют и некоторые отрицательные черты. Режимы торговли, предусматриваемые разными соглашениями (но особенно касающиеся исключений, временных периодов прекращения взимания таможенных тарифов и правил, устанавливающих места производства товаров) усложняют применение основных норм, которые регулируют мексиканскую внешнюю торговлю. Кроме того, Мексика снизила свои нетарифные барьеры, увеличив использование антидемпинговых и других мер, применяемых в каждом конкретном случае, а также число обязательных стандартов.
Согласно докладу мексиканского правительства, страна участвовала, и будет активно участвовать во всех форумах и инициативах ВТО, направленных на либерализацию торговли, включая механизм разрешения торговых споров. В то же время, говорится в докладе, соглашения о свободной торговле с отдельными странами и группами стран являются основной составляющей торговой политики Мексики. Соглашения о свободной торговле с другими странами включают в себя те же основные проблемы и направления, что и соглашения в рамках ВТО. Это торговля товарами, включая сельскохозяйственные, и услугами, проблема технических барьеров при торговом обмене, капиталовложения, роль государства в торговых отношениях, защите интеллектуальной собственности и механизм разрешения торговых споров. Обычно типы участия и регламентации в разных соглашениях взаимно совместимы, что облегчает их применение. Это позволяет частным компаниям видеть средне- и долгосрочные горизонты своей деятельности. Наряду с перечисленными соглашениями Мексика вместе с другими 33 странами участвует в переговорах о ликвидации торговых и инвестиционных барьеров и создании Свободной торговой зоны всей Америки.
Мексиканское песо — валюта государства Мексика. На территории Мексики как средство платежа также используется доллар США. 27 мая 2008 года мексиканское песо вошло в список свободно конвертируемых валют, используемых при расчётах в международной межбанковской системе CLS Мексиканское песо — первая в мире монета которая использовала знак «$», впоследствии США заимствовали этот знак. Знак цента «¢». Мексиканское песо состоит из 100 сентаво. Находятся в обращении банкноты достоинством в 1000, 500, 200, 100, 50 и 20 мексиканских песо. В обороте монеты номиналом 100, 50, 20, 10, 5, 2, 1 песо, 50, 20, 10 и 5 сентаво. Эмиссию мексиканского песо контролирует Банк Мексики (англ. Bank of Mexico). Монеты чеканит Мексиканский монетный двор.
В период 1982-1991 годов в Мексике существовала "двухуровневая" система валютного курса, состоящая из контролируемого валютного курса и свободного рыночного курса. Контролируемый обменный курс использовался при импорте продукции, при выплатах иностранного валютного долга, и пересчете экспортных прибылей. Свободный рыночный курс использовался для остальных сделок. В 1989 году было принято постановление, позволяющее обесценивать песо по отношению к доллару на один песо в день, что привело к значительному завышению реальной стоимости песо. Это привело к снижению цен на импорт и увеличению импорта на более чем 23 процента в 1989 году. В то же самое время мексиканская экспортная продукция стала менее конкурентоспособной на мировом рынке. В 1991 году контролируемый валютный курс был заменен на официальный свободный рыночный курс. Чтобы ограничить размер колебаний курса песо, правительство определяло фиксированный курс, по которому оно продавало и покупало песо. Издание новой валюты в 1993 году было направлено на упрощение торговых сделок и снижение затрат по выпуску валюты.
Мексиканский песо занимает двенадцатое место в перечне наиболее популярных валют, которыми торгуют на международном валютном рынке Forex, а также является самой торгуемой валютой Латинской Америки. Курс мексиканского песо находится в сильной зависимости от макроэкономических показателей США, направления движения доллара США и цен на сырьевые товары: поскольку США является крупным рынком сбыта для Мексики, а главную статью ее экспорта составляет природное сырье (в том числе, Мексика является крупным экспортером нефти и одним из мировых лидеров по добыче серебра). Соответственно, повышение цен на нефть и серебро оказывает поддержку мексиканской валюте. Также на движении мексиканской валюты сказывается изменение базовой процентной ставки, политическая ситуация в Мексике и ее макроэкономические показатели.
В Мексике интенсивно происходит слияние банковского капитала с капиталом бизнес-групп. Капитал лишь 24 миллиардеров, входящих в эти группы и список богатейших людей мира, оценивается в 50 млрд. долл. Среднегодовые темпы инфляции в 90-е гг. составили 18,1%. В кризисные 1995—1996 гг. они равнялись соответственно 52,1 и 27,7%, а в 2001—2007 гг. — в среднем 4,4%.
Мексика является примером страны, где постоянное отрицательное сальдо баланса по текущим операциям имело негативные последствия, приведшие к кризису задолженности, .Баланс по текущим операциям постоянно вводился с отрицательным сальдо до 1982 г. Депрессия в США, кризис неплатежей в большинстве развивающихся стран усугубили общую экономическую ситуацию. Мексика оказалась вынужденной выплачивать крупные суммы (основную часть экспортных доходов) за предоставленные ранее кредиты, а это привело к кризису неплатежей.
Но в начале 1990-х годов Мексика присоединилась к Швейцарии и Японии и вошла в первую тройку стран, которые имели бюджеты с положительным сальдо. Это заметное достижение помогло стране стать членом Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), в которую входят развитые государства мира. Хотя государственные расходы выросли на 14,5%, доходы в бюджет также увеличились, в основном за счет улучшения сбора налогов и доходов от отраслей экономики, не связанных с нефтедобычей. Несмотря на девальвацию песо в 1995 году, Седильо удалось удержать контроль над ростом денежной массы. В результате дефицит федерального бюджета удерживался в 1996-1998 гг. на уровне 1,25% от ВВП.
На данный момент для страны характерно отрицательное сальдо платежного баланса. В 2000 г. счет текущих операций сводился с дефицитом в 17 млрд. долл., в 2005—2007 гг. так же — 5 млрд. долл., 2 млрд. долл. и 5,4 млрд. долл.
Данные о внешнем долге Мексики предоставлены на рисунке 4.
Отношение задолженности к ВВП в 2000 г. — 25,9%, в 2002 г. — 25,5%, а в 2007 г. — 23%.
Доходная часть федерального бюджета (в 2006 г. - 196 млрд. долл) во многом формируется за счет поступлений от добычи нефти в госсекторе - 32,0%, других доходов госсектора - 24,7%, за счет налоговых поступлений - 42,8%. Налоговая нагрузка в 2006 г. составила 26,5% ВВП.
Внешней торговле в Мексике всегда придавалось большое значение.
Она является одним из главных источников получения иностранной валюты, на которую приобретается оборудование, необходимое для развития промышленности, и сырье. Характерной особенностью внешнеторгового оборота на протяжении длительного времени являлось хроническое превышения импорта над экспортом.
Проанализировав структура импорта можно сделать выводы о том, что страна покупает в основном машинное оборудование, сырье для промышленности, в отдельные годы продовольствие и потребительские товары.
В структуре мексиканского экспорта преобладает доля готовых изделий и полуфабрикатов, и остальное составляют продукты нефтепереработки и металлообработки.
Можно сделать вывод, что работать на мексиканском рынке непросто. Это вызвано как значительной удаленностью, так и спецификой латиноамериканского бизнеса. Ведение переговоров, поиск надежных поставщиков – часто отнимают довольно много времени. Однако, если найти интересный товар, то все эти затраты в короткие сроки окупятся. Страна старается придерживаться теории сравнительного преимущества- Мексика импортирует в страны-партнеры те товары, производство которых в этих странах ограничено ввиду недостатка ресурсов или повышенных издержек.
Главными товарами импорта являются нефть и серебро, поэтому рост цен на них способствует повышению ценности национальной валюты.
Основными партнерами Мексики являются США и Канада, страны Латинской Америки и Европейского Союза. В 2002 г. Мексике удалось стать 2 по величине товарооборота торговым партнером США, опередив Японию, которая ранее занимала эту позицию. Лишь Канада опережает Мексику по объему торговых операций, осуществляемых с США. Наиболее важными для Мексики являются торговые связи с Германией, на которую приходится 35% всего торгового оборота страны с ЕС.
Мексика, проводя достаточно активную внешнюю политику, занимает достойное место в международных экономических отношениях, состоит в целом ряде международных и региональных организаций (состоит в НАФТА, ВТО, активно работает в экономическом и социальном совете ООН, ЮНЕСКО, ФАО, МОТ). Мексика стремится к сближению со странами Европы, Латинской Америки и членами ОПЕК. Страна выступает за активизацию деятельности международных форумов по вопросам разоружения, за полное уничтожение ядерного оружия. В то же время Мексика подписала 32 двусторонних соглашения о свободной торговле.
Что касается НАФТА, то значительней всего договор о свободной торговле отразился на экономике Мексики из-за того огромного потенциала, который есть у этой страны и который будет реализовываться более высокими темпами. НАФТА ускоряет развитие и тем самым придает стабильность Мексике.
Итоги почти десятилетнего существования Соглашения о создании НАФТА показывают, что эта форма сотрудничества между США, Мексикой и Канадой в целом выполнила свою задачу – способствовала пробуждению североамериканского рынка, снижению барьеров в трехсторонней торговле, созданию общих стандартов, укреплению налоговой дисциплины, расширению сотрудничества в сферах разделения труда и экологии; придала динамизм и целенаправленность с/х отношениям.
Информация о работе Позиция Мексиканских Соединённых Штатов в международной торговле