Практические основы управления инновационным развитием кадрового потенциала на примере организации ООО «Пивоваренная компания Балтика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ современных методов инновационного развития кадрового потенциала организации.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем рассмотрения ряда логически взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих те-му работы:
-оценить методы нормативно-правового регулирования кадрового по-тенциала организации;
-выполнить описание предприятия, выбранного в качестве исследова-ния;
- проанализировать сильные стороны и возможности в составленной таблице swot-анализа.
Объект исследования- общество с ограниченной ответственностью Пивоваренная компания «Балтика».

Файлы: 1 файл

Глава 1,2.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

закреплению на предприятии, в учреждении наиболее квалифицированных, опытных работников;

- совершенствование организации управления[19, с.114].

В перспективе актуальной становится задача управления кадровым потенциалом путем внедрения совершенных технологических процедур, включающих оценки персонала и развития информационной базы для принятия обоснованных управленческих решений.

С усложнением среды деятельности предприятий возможность добиться успеха на отраслевом рынке напрямую зависит от того, насколько руководству компании удастся поднять методы своей работы на качественно новый уровень. Сегодня организации вынуждены работать гибко, создавая новые системы отношений как с партнерами по бизнесу, так и со своими сотрудниками, вырабатывать адекватные происходящим изменениям стратегии инновационного развития кадрового потенциала, пересматривая приоритеты в инновационном развитии организации в целом. Стратегия инновационного развития кадрового потенциала организации не только строится на подготовке кадрового потенциала, но и зависит от имеющихся кадровых ресурсов и резервов, а также от состояния инвестиционной активности сотрудников. Кроме того, приходится вносить существенные поправки в связи с жёсткими финансовыми ограничениями. 

 

Глава 2. Практические основы управления инновационным развитием кадрового потенциала на примере организации ООО «Пивоваренная компания Балтика»

2.1. Общая организационно-экономическая  характеристика ООО «Пивоваренная компания Балтика»

История предприятия начинается с 25 октября 1948 года, когда решением Совета Министров СССР в Челябинске было запланировано строительство пивобезалкогольного завода для обеспечения потребностей быстрорастущего города. Строительство в связи со сложностями послевоенного времени началось только в 1969 году. В 1970 году состоялся пуск первой очереди завода, произведена первая тонна ячменного солода. В 1998 г. совладельцем предприятия стал холдинг ВВН, что позволило провести масштабную реконструкцию производства. Спустя четыре года был запущен бренд «Уральский Мастер». В 2006г. предприятие увеличило свои мощности более, чем в вдвое – до 4,5 миллионов гектолитров в год, что потребовало инвестиций в размере $38 миллионов[23].

Направления деятельности ООО «Балтика».

Предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности:

  • производство, розлив, хранение и реализация пива, сухих дрожжей, товарной углекислоты и солода, в том числе разработка, производство и реализация новых сортов;
  • производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции (ячмень и др.);
  • внедрение в  международных технологий пивоварения;
  • маркетинг, реклама и продвижение на российский и зарубежные рынки продукции предприятия;
  • эксплуатация и ремонт газового хозяйства;
  • эксплуатация и ремонт подъёмных сооружений;
  • выполнение лизинговых операций;
  • приём и хранение солода, зерна (продуктов переработки зерна).

 

Месторасположение.

Пивоваренный завод в г. Челябинске: Россия, 454087, Челябинск, ул. Рылеева,16.

На Урале у компании «Балтика» есть крупный пивоваренный завод в Челябинске, мощностью 4,5 млн. гектолитров в год и географией поставок от Кольского полуострова до Красноярска. Удвоение мощностей на заводе в Челябинске, завершившееся в 2006 году, позволяет покрывать потребности Компании в производстве продукции для региона[23].

На территории производственной  площадки расположены: производственные, административно-бытовые корпуса, складские помещения.

ООО «Балтика»- Челябинск находится в черте города, в непосредственной близости от его центра, с которым связывает автомобильная дорога, то есть близко к потребителю и доставка материальных ресурсов менее затратна. Рядом находится железнодорожная станция, через которую тоже совершаются многочисленные поставки.

Обладая современными производственными мощностями на территории всей страны, «Балтика» уделяет большое внимание экологической ситуации в регионах расположения своих заводов и предъявляет самые высокие требования к экологической безопасности производства.

В 2007г. Компания реализовывала экологические проекты по трем направлениям: снижение выбросов в атмосферу, водоохранные проекты по строительству и модернизации очистных сооружений и проекты оптимизации обращения с отходами[23].

На всех заводах Компании используется самое современное оборудование и автоматизированные системы управления, обеспечивающие высокотехнологичное производство, экономичное потребление ресурсов, а также экологическую безопасность.

Современное состояние ООО «Балтика» на рынке пивоваренной продукции.

На данном этапе развития общества существуют множество предприятий, готовых обеспечить у людей потребность в пиве. На российском пивном рынке завершен процесс консолидации. Шесть крупнейших компаний поделили меду собой 90% пивного рынка. Остальные 10% делят между собой региональные пивоварни, и мелкие производители. Лидером рынка является компания «Балтика», которая недавно объединила свои активы, ее рыночная доля по итогам I полугодия 2010 года составляет 38,3%.

Компания не только поддерживает стабильно высокое качество, но и постоянно совершенствует свою продукцию.

В настоящее время пивной рынок пережил стадию бурного роста, в дальнейшем эксперты рынка пива прогнозируют снижение темпов роста. Специалисты прогнозируют насыщение рынка к 2011 году. Однако потенциал для развития рынка имеется, в первую очередь за счет регионов[23].

Рассмотрим основные экономические показатели на предприятии, с помощью которых можно будет оценить производственную деятельность ООО «Балтика».

 

Таблица 1. Финансовые показатели деятельности предприятия ООО «Балтика»

Показатель

2010г.

2011г.

2011г. к 2010г.,%

1. Объем реализации  продукции, гектолитр.

37,6

38,6

2,7 %

2. Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

79306

89795

13,2%

3. Себестоимость продукции, тыс. руб.

34161 

42115

23,2%

4. Балансовая прибыль, тыс. руб.

45145

47679

5,6%

5. Чистая прибыль

19171

17713

– 7,6 %


Данные таблицы свидетельствуют, что выручка от реализации продукции на 2011г. составляет 89 795 229 млн. руб., что по сравнению с 2010г. увеличилась на 13,2%. Это говорит об увеличении эффекта от использования ресурсов предприятия.

Чистый экономический результат использования ресурсов предприятия дает показатель чистой прибыли. У рассматриваемого предприятия данный показатель за анализируемый период имеет тенденцию к уменьшению.

Чистая прибыль в 2011г. уменьшилась по сравнению с 2010г. на 1 458 002 млн.руб. или на 7,6% и составила 17 713 180 млн.руб..

Таким образом, можно сделать вывод, что рост выручки от реализации предприятия на фоне снижения чистой прибыли говорит об неэффективном хозяйствовании, снижении эффективность использования его ресурсов.

На современном этапе развития общества существуют множество предприятий, готовых обеспечить у людей потребность в пиве. На российском пивном рынке завершен процесс консолидации. Шесть крупнейших компаний поделили меду собой 90% пивного рынка. Остальные 10% делят между собой региональные пивоварни, и мелкие производители. Лидером рынка является компания «Балтика», которая недавно объединила свои активы, ее рыночная доля по итогам I полугодия 2010 года составляет 38,3%.

Компания не только поддерживает стабильно высокое качество, но и постоянно совершенствует свою продукцию.

В настоящее время пивной рынок пережил стадию бурного роста, в дальнейшем эксперты рынка пива прогнозируют снижение темпов роста. Специалисты прогнозируют насыщение рынка к 2011 году. Однако потенциал для развития рынка имеется, в первую очередь за счет регионов.

2.2. SWOT-анализ деятельности ООО «Пивоваренная компания Балтика»

SWOT-анализ - это одна из важнейших  диагностических процедур, используемых  консультационными фирмами мира. Кроме того, ее можно и нужно  рассматривать как важную для  любой организации бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния, незадействованных ресурсов и угроз деятельности предприятия. В общем виде, SWOT-анализ, как правило, служит для выявления сильных и слабых сторон фирмы. Но важной частью SWOT-анализа является не только оценка сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и угроз, но также и выводы о необходимости тех или иных стратегических изменений[22].

Сила – это то, в чем предприятие преуспело. Она может заключаться в навыках, опыте работы, ресурсах, достижениях (лучший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки). Слабость – это отсутствие чего-то важного в функционировании компании, того, что ей не удается в сравнении с другими. Когда сильные и слабые стороны выявлены, оба списка тщательно изучаются и оцениваются[24].

С точки зрения формирования стратегии сильные стороны предприятия важны, поскольку они могут быть использованы как основа антикризисной стратегии. Если их недостаточно, менеджеры предприятия должны срочно создать базу, на которой эта стратегия основывается. В то же время успешная антикризисная стратегия направлена на устранение слабых сторон, которые способствовали кризисной ситуации.

Рыночные возможности и угрозы также во многом определяют антикризисную стратегию предприятия. Для этого оцениваются все возможности отрасли, которые могут обеспечить потенциальную прибыльность предприятия, и угрозы, отрицательно воздействующие на предприятие. Возможности и угрозы не только влияют на состояние предприятия, но и указывают, какие стратегические изменения надо предпринять. Антикризисная стратегия должна учитывать перспективы, которые соответствуют возможностям и обеспечивают защиту от угроз[18,С.93].

В SWOT- анализе учитываются следующие факторы (таблица 2).

Таблица 2. Факторы, учитываемые при проведении SWOT-анализа

Потенциальные внутренние сильные стороны

Потенциальные внутренние слабые стороны

  1. Доступные финансовые источники
  2. Умение вести конкурентную борьбу
  3. Достаточная информация о потребителях
  4. Рыночный лидер
  5. Наличие четко сформулированной стратегии
  6. Экономия на масштабах производства, ценовое преимущество
  7. Использование уникальных технологий, современное оборудование
  8. Эффективное управление
  9. Проведение собственных научных разработок
  10. Эффективный маркетинг
  1. Недоступность финансов
  2. Отсутствие опята конкурентной борьбы
  3. Отсутствие анализа информации о потребителях
  4. Слабый участник рынка
  5. Отсутствие четко сформулированной стратегии
  6. Высокая стоимость продукции в сравнении с ведущими конкурентами
  7. Использование устаревших технологий и оборудования
  8. Недостаточно гибкое управление
  9. Отсутствие собственной базы научных разработок
  10. Слабый маркетинг

Потенциальные внешние благоприятные возможности

Потенциальные внешние угрозы

  1. Расширение рынка
  2. Расширение диапазона возможных товаров
  3. Слабые конкуренты
  4. Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки
  5. Доступность ресурсов
  6. Благоприятный сдвиг в курсах валют
  7. Ослабление ограничивающего законодательства
  8. Стабильность бизнеса
  1. Ослабление роста рынка
  2. Рост продаж заменяющих товаров, изменение потребностей покупателей
  3. Усиление конкурентной борьбы
  4. Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости
  5. Снижение доступности ресурсов
  6. Неблагоприятный сдвиг в курсах валют
  7. Законодательное регулирование цены
  8. Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса

В таблице 3 проведен SWOT-анализ компании «Балтика»

Таблица 3. SWOT-анализ ООО «Балтика-Челябинск»

Сильные стороны компании

Возможности компании во внешней среде

  1. Высокое качество продукции (в т.ч. наличие наград на международных конкурсах)
  2. Известная торговая марка
  3. 20 лет на рынке
  4. Доля компании на российском пивном рынке более 40 %
  5. Позитивный имидж компании в общественной жизни (участие в выставках, конкурсах, благотворительная деятельность)
  6. Успешная кредитная история и устойчивые финансовые показатели
  7. Низкая себестоимость продукции
  8. Снижение доли логистических затрат в выручке с 12 до 10 % благодаря реорганизации системы логистики в компании (вместо сотрудников, отвечающих за логистику сбытовых подразделений, были сформированы логистические региональные центры на базе заводов)
  9. Высокий уровень квалификации персонала
  10. Освоение новых сегментов рынка: выпуск и реализация безалкогольных напитков
  11. Компания является социально ответственной, выступая против употребления пива несовершеннолетними лицами
  12. Осуществление финансовых вложений в целях развития компании
  13. Создание рабочих мест (количество персонала компании превышает 10 тысяч человек)
  14. Существенное пополнение госбюджета за счет налоговых поступлений от компании
  15. Экспорт пива в 46 стран мира
  16. Многообразие торговых марок компании
  17. Использование сравнительно большой части чистой прибыли для выплаты дивидендов
  18. Открытие в 2009 году пивзавода в Азербайджане
  19. У компании относительно низкие долги
  20. Увеличение доли поставок пива в другие страны

21. Увеличение заработной  платы на одного работника  за последние годы

  1. Снижение себестоимости продукции
  2. Увеличение качества продукции
  3. Завоевание рынков безалкогольной продукции
  4. Увеличение рентабельности, контроль над затратами
  5. Постепенное превращение в вертикально интегрированную компанию
  6. Вывод новых торговых марок
  7. Повышение прозрачности компании
  8. Дальнейшее продвижение продукции компании на зарубежные рынки (рынки Европы и Индии)
  9. Открытие и развитие собственных розничных магазинов по продаже пива в РФ
  10. Создание банка «Балтика» для обслуживания компании
  11. Более глубокая сегментация рынка и гибкая ценовая политика
  12. Банкротство конкурентов или наличие у них серьезных проблем
  13. Снижение потребления замещающих товаров
  14. Снижение акцизов на пиво

Слабые стороны компании

Угрозы внешней среды для компании

  1. Большей частью принадлежит зарубежным инвесторам (основной акционер – концерн BBH)
  2. «Балтика» стоит значительно дешевле своих иностранных конкурентов
  3. Низкая ликвидность акций компании из-за малого количества бумаг в свободном обращении
  4. Невысокий объем торгов ценными бумагами компании на фондовом рынке (на ММВБ объем торгов акциями ООО «Балтика» в среднем составляет порядка 1 млн. руб. и меньше за день при общем объеме торгов порядка 50 млрд. руб.)
  5. Из года в год компания становится менее открытой к инвесторам (к примеру, компания не устраивала телефонной конференции и не представляла финансовые результаты по МСФО за полугодие, а просто предложила обратиться на сайт Carlsberg, где показатели были раскрыты как результаты дочерней компании)
  6. «Балтика» в 2010 году проиграла в суде и ей пришлось выплатить более 2 млрд. рублей компании «Русский солод» (из-за невыполнения обязательств по оговоренным объемам закупок солода)
  7. Отсутствие собственных розничных магазинов по продаже пива
  8. Компания применяет массовый маркетинг ассортимента (т.е. выпускает и продвигает свое пиво сразу на весь рынок, а не на потребительские сегменты). Несмотря на то что показатели известности торговой марки "Балтика" высоки, отдельные сорта никак не позиционированы
  9. Затруднительность позиционирования бренда «Балтика» из-за наличия множества различных товарных марок
  10. Ежегодное сокращение среднесписочной численности персонала за последние годы (в среднем на 5,1% в год)
  1. Возрастание давления поставщиков в связи с их укрупнением
  2. Рост продаж замещающих продуктов (безалкогольная продукция или высокоалкогольная продукция) и их агрессивная реклама
  3. Уход сильных специалистов компании в другие отрасли, трудность поиска новых
  4. Изменение потребностей и вкусов покупателей
  5. Трудность набора новых сотрудников
  6. Запреты (или серъезные ограничения) на рекламу пива
  7. Рот акцизов на пиво (в настоящее время обсуждается их повышение в три раза — с 3 до 9 руб. Это вызовет рост цен на продукцию, что, в свою очередь, негативно отразится на спросе)
  8. Возможная консолидация 100 % бумаг компании «Балтика» основным ее акционером (компанией BBH).Среди возможных причин — нежелание ВВН делиться дивидендами с миноритариями и нести затраты на поддержание публичности.
  9. Антиалкогольная кампания, объявленная на самом высшем уровне президентом РФ Дмитрием Медведевым (на совещании по борьбе с алкоголизмом в Сочи он заявил, что пьянство в России приняло масштабы национальной катастрофы: в год на душу населения приходится 18 литров чистого алкоголя)
  10. Введение запрета на продажу пива и пивных напитков могут запретить в палатках, с рук и лотков (в т.ч. в поездах дальнего следования, самолетах, на водном транспорте, а также в залах ожидания)
  11. Введение уголовной ответственности за продажу пива несовершеннолетним
  12. Усиление антимонопольного законодательства в РФ
  13. Национализация всех отраслей  экономики в РФ

Информация о работе Практические основы управления инновационным развитием кадрового потенциала на примере организации ООО «Пивоваренная компания Балтика»