Практическое применение цели и целевого подхода в управлении организацией на примере ООО «СтройАчинск»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение практического применения цели и целевого подхода в управлении организацией на примере ООО «СтройАчинск»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты цели и целевого подхода в управлении организацией;
2. Рассмотреть практическое применение цели и целевого подхода в управлении организацией на примере ООО «СтройАчинск»
3. Определить достоинства и недостатки целевого подхода, и разработать рекомендации.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 579.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Довольно  часто  низкий уровень  эффективности  функционирования предприятий  связан с  недостаточной разработанностью или просто отсутствием программных мероприятий, ориентированных на достижение поставленных целей. В такой ситуации невозможно полностью устранить возникшие проблемы и добиться желаемых результатов, что, естественно, приводит к негативным для предприятия последствиям. 

В связи с этим для  обеспечения эффективной деятельности предприятия необходимо применение целевого подхода, который наиболее глубоко и последовательно проявляется в разработке и практической реализации различного рода целевых программ. Его особую актуальность подчеркивают не только отечественные, но и зарубежные авторы, по мнению которых, целевой подход к повышению эффективности функционирования предприятия является одним из самых известных и наиболее широко применяемым в практической деятельности. Важно отметить, что целевой подход воплощает обширную методологию решения множества проблем, возникающих в различных сферах целенаправленной деятельности.

Целевой подход применяется  чаще всего в условиях наличия  проблемных ситуаций, не находящих  своего решения в инерционном  режиме функционирования и развития программируемой системы. Иначе говоря, данный подход должен быть использован, если проблема не устраняется в процессе естественного функционирования системы, а, наоборот, обладает тенденцией к обострению. Именно этой особенностью целевого подхода объясняется его выбор для решения проблем в области эффективности функционирования предприятий.

Целью данной работы является изучение практического применения цели и целевого подхода в управлении организацией на примере ООО «СтройАчинск»

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты цели и целевого подхода в управлении организацией;

2. Рассмотреть практическое применение цели и целевого подхода в управлении организацией на примере ООО «СтройАчинск»

3. Определить достоинства и недостатки целевого подхода, и разработать рекомендации.

Объектом исследования в работе является ООО «СтройАчинск». Предметом исследования является целевой подход.

Основными методами при  исследовании данной темы являются:

- метод системного подхода;

- изучение и обобщение научной литературы;

- динамические и статистические методы, изучение документов предприятия.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и  списка использованной литературы.

В первом разделе «Теоретические аспекты цели и целевого подхода в управлении организации» дается характеристика понятиям цель, миссия, рассматривается целевой подход, а также определяется политика деятельности предприятия.

Во втором разделе  «Практическое применение цели и целевого подхода в управлении организацией» на примере ООО «СтройАчинск», изучается применение целевого подхода на конкретном предприятии, также определяются достоинства и недостатки целевого подхода и даются рекомендации.

 

 

 

1 Теоретические основы цели и целевого подхода в управлении организацией

1.1 Понятие цели и миссии в управлении

 

Цель — идеальное или желаемое состояние субъекта на достижение, которого должна быть ориентирована вся его деятельность и весь процесс управления соответственно. [2, с. 78]  

Все что может способствовать достижению цели, называется средствами. Соответствие цели средствам — наиболее благоприятные условия эффективного управления.

Так как благополучие ее участников всегда напрямую зависит  от степени достижения ими ее целей, они с той или иной степенью заинтересованности стремятся реализовать поставленные организацией цели. Но результат, как правило, может не совпадать с ожиданиями, потому что всегда могут иметь место различные отклонения от запланированных организацией действий.

Сегодня обретение  богатства  не рассматривается  как  непосредственная цель деятельности большинства  хозяйствующих  субъектов.

Во-первых, появились коммерческие и некоммерческие организации.

Во-вторых, в большинстве крупных организаций у власти стоят не собственники, а наемные управляющие, задачи которых далеко не всегда непосредственно связаны только с обогащением.

В-третьих, сама прибыль сегодня, как это не странно, в большей мере зависит от умения произвести то, что нужно в данный момент людям и удовлетворяет их потребности. Кто справляется с этой задачей лучше других, может рассчитывать и на большую прибыль.

Цели организации определяются, в основном, владельцами ключевых ресурсов в соответствии с их системой ценностей. Но их формулировка не всегда произвольна.      

Требования  к формулировке целей: [8, с. 45]    

1) Цель, чаще всего,  представляет собой отражение  именно субъективной роли данной  организации в обществе, характера  и масштабов деятельности этой  организации, производственного  и кадрового потенциала.    

2) На формулировку целей основное влияние оказывают интересы различных субъектов, связанных с деятельностью этой организации. К ним, кроме ее владельцев или руководителей, относятся все сотрудники, все деловые партнеры, местные власти и общество в целом.

Постановка различных целей организации связана, в первую очередь, с учетом ограничений в отношении путей и средств достижения намеченных целей. Ограничения делят на внешние и внутренние. Они присущи организации изначально или могут порождаться прежними проблемами.

Для формулировки цели организации необходимо для начала определить в качественной и количественной форме результат, к которому стремится данная организация, и желаемые сроки его получения. Часто сразу это сделать не удается и приходится ставить промежуточные цели. Обычно эти цели никогда не удается сформулировать окончательно, из-за того что в ходе работы с ними происходит их постоянное уточнение, отказ от отдельных аспектов из-за их нереальности или нехватки средств.

Задача выживания требует  регулярного приспособления целей к новым общественным потребностям, формам и масштабам деятельности, внешней ситуации, техники, технологии и проч.

Функции целей: [6, с. 34]

В системе управления организации цели выполняют ряд различных важных функций:

1.Цели  отражают  философию  организации, концепцию  ее  функционирования  и развития. 

2.Цели  задают  основные  направления деятельности организации, а  следовательно,  составляют основу  ее общей  и  управленческой  структуры,  определяют ее характер и особенности.

3. Цели  уменьшают  неопределенность  текущей  ситуации, становясь  для  субъекта  ориентирами в окружающем  мире, помогают  приспособиться к  нему.

4. Концентрация  на  достижении  желаемых  целей  позволяет  людям  противостоять  сиюминутным  желаниям  и порывам,  действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами.

5. Цели  составляют  основу  критериев  выделения  проблем,  выбора вариантов  решений,  контроля  и  оценки  полученных  результатов, а  также  материального и морального  поощрения сотрудников.

6. Цели, особенно  великие,  независимо  от  того, реальны  они  или мнимы,  сплачивают  вокруг  себя  энтузиастов,  побуждают их брать на себя  добровольно высокие обязательства и добиваться их выполнения (поэтому  в формулировке целей должен  присутствовать вызов).

7. Официально провозглашенные  цели служат оправданию в глазах  общественности и законности  существования данной организации,  особенно если ее деятельность  вызывает неблагоприятные последствия,  например загрязнение окружающей среды.

К целям предъявляют  следующие основные требования[4, с. 67]:

1. Они  должны  быть  четко  сформулированными,  конкретными и измеримыми, выражаться по возможности не только качественно, но и количественно. Это облегчает выбор средств их достижения, восприятие и усвоение исполнителями, правильное распределение обязанностей между ними; позволяет использовать их в качестве оценки достигнутых результатов и персонала.

2.  Цели  должны соответствовать условиям деятельности организации,  учитывать ее реальные возможности.  Цели, адекватные ситуации, облегчают поиск альтернатив, укрепляют доверие к руководству.

3. Цели  должны  быть  гибкими,  способными  к  трансформации  и  корректировке  в  соответствии  с  меняющимися  условиями,  в  противном случае  организация рано или поздно  попадет в тупик.

4. Люди обязаны признавать цели в качестве своих личных, что в свою очередь, вызывает заинтересованность в ее реализации. Условием этого являются известность, понятность, близость целей большинству членов организации.

5. Цели должны быть проверяемыми.

6. Цели должны образовывать  единую систему; быть совместимыми, взаимно поддерживать друг друга,  но не ориентировать членов  организации на противоречивые  действия.

Миссия отражает основополагающее предназначение организации, главный смысл ее существования, принципиальные ее отличия от других организаций, имидж, философию, предпочтения руководства, ценности, культуру, морально-психологический климат, социальную ответственность перед обществом и своими работниками. Миссия может также формулироваться и для ключевых подразделений.

Миссия  является главным звеном принятия плановых решений — постановки целей и задач, выбора стратегий в области производства товаров и услуг, завоевания рынков, внедрения новых технологий, обеспечения устойчивости, конкурентоспособности, прибыльности, экономического роста, распределения ресурсов, ориентации текущей деятельности с учетом внешних и внутренних условий.

Миссия  обычно формируется и оттачивается годами и очень редко меняется. На ее формулировку влияют исторические традиции фирмы, ее отличительные особенности, потенциал, конкурентные преимущества, внешняя ситуация, мнения заинтересованных лиц, взгляды высшего руководства. При изменении ситуации, круга потребителей и т.д. Миссия обязана корректироваться.

С учетом миссии формируются генеральная и конкретные цели организации — общие и специфические.

Генеральная цель некоммерческой организации, совпадает  с миссией.

Генеральная цель любой  организации  состоит  в  получении прибыли (сверхприбыли), поэтому с миссией совпадать никак не может.

Общие (стратегические) цели, которых обычно бывает от 4 до 6, отражают наиболее важнейшие направления деятельности организации, связанные непосредственно с реализацией миссии и достижением ее главной цели.

Специфические цели обычно отражают состояние основных организационных  подсистем и основываются только на стратегических. Они также разрабатываются  в каждом из подразделений и определяют основные направления деятельности организации в свете реализации общих целей. В основном они охватывают средне- и краткосрочные периоды и обязательно выражаются в количественных показателях, что позволяет им служить основой планов.

В результате этого в  организации складывается определенная система целей, в рамках которой последние упорядочены и сбалансированы. Одним из способов достижения этого может быть образование «дерева» целей (рис. 1.1).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. «Дерево» целей

 

 

1.2 Сферы применения и эффективность целевого подхода

 

Стиль целевого управления подходит для компаний, основным капиталом которых являются знания и интеллектуальный потенциал  ее сотрудников, которые обладают сильными компетенциями  в  своих  профессиональных областях. Оно также применимо, когда необходимо участие сотрудников в управлении, необходимо использование их творческого потенциала, неявных знаний и инициатив. [15, с. 78]

В MBO системах общие цели расписываются  для каждого уровня организации, и люди получают уже более детализированные целевые указания. Основной принцип заключается в том, что люди знают, чего пытается достичь организация в целом; знают, что именно их часть организации должна делать для достижения определенных детальных целей и как они, как личности, могут в этом помочь.

MBO предполагает, что программы и  методы достижения результатов  в организации известны и ясны  всем.

Целевое управление эффективно тогда, когда  каждый руководитель хорошо понимает специфические цели своей работы и увязывает их достижение со стратегическими целями организации. Цели должны быть точны, и их должно быть немного. В таком управлении обычно определяются по 3-5 целей (задач) для руководителя (сотрудника), далее расставляются приоритеты с помощью проставленных весов, определяются критерии оценки выполнения задач. Результаты достижения данных целей связываются с системой премирования.

Информация о работе Практическое применение цели и целевого подхода в управлении организацией на примере ООО «СтройАчинск»