Практика американского и японского лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:37, лекция

Описание работы

В данной работе рассматриваются несколько актуальных тем, посвящённых теме эффективного лидерства и управления. Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений.

Файлы: 1 файл

Практика американского и японского лидерства.docx

— 50.38 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                            

Введение.

В данной работе рассматриваются  несколько актуальных тем, посвящённых  теме эффективного лидерства и управления. Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. В настоящее время становится актуально взаимодействие стратегий лидерства и менеджмента различных стран, а также заимствование отдельных элементов управления. Эти процессы и различия можно проследить в характеристиках американского и японского методов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1.Основные понятия, качества успешного лидера.

Цели: Ознакомиться с типами лидеров, сформировать видение успешного                     лидера, выявить качества успешного  лидера.

 

Успешного лидера характеризует  то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении  цели и что он может признать свои слабые стороны, и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в  том числе и людские. Лидер  становится привлекательным для  последователей благодаря, умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет их верить в успех дела. В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации. В современных условиях людей может побудить к действиям факт их непосредственного осознанного участия (через собственность или процесс)в решениях и их творческой реализации, что предполагает наделение их соответствующими правами и полномочиями. Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением делить свою власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми исполнителями, В современных условиях эффективное лидерство - это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей. Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно задают себе вопросы типа: Что у меня хорошо получается? В чем мои сильные стороны? Чего мне как лидеру не хватает? Над чем я еще должен работать, чтобы быть лучше? Признается, что лидерским способностям и умениям можно научиться.

Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации  или в организациях, помогающий развить  эти навыки и умения.[ 1.2000 г, - 189 с]

 В ведущих школах  бизнеса существуют программы  развития лидерских качеств у  тех, кто собирается стать лидером.  При этом основополагающим является  то, что лидерство – это не  набор навыков и умений, а качества  характера, такие, как, например, принятие на себя риска. Сила  лидерского влияния прямо пропорциональна  степени принятия последователем  того, что лидер предлагает сделать.  Обычно выделяют личные качества  руководителя, предопределяемые его  наследственностью, и навыки, приобретенные  в процессе обучения. Личные качества – это множество атрибутов индивида, включая различные аспекты его личности, темперамент, потребности, мотивы и ценности. Навыки – способность эффективно выполнять различные виды когнитивной или поведенческой деятельности. Ниже приведены личные качества и навыки успешного лидера. Личные качества: Ум (интеллект),амбициозность, ориентация на достижение цели, энергичность, упорство, организованность, настойчивость, решительность, уверенность в себе, устойчивость к стрессу.

 Навыки: организованность ,способность адаптироваться к ситуации,    доминирование, внимание к социальной среде, концептуальные навыки, понимание стоящей перед группой задачи, сотрудничество, надежность, дипломатичность, быстрая речь, готовность брать ответственность, социальные навыки.

Американский учёный Ренсис Ликерт провел интенсивное изучение общих образцов управления, используемых эффективными  лидерами. Было обнаружено, что последние уделяют основное внимание человеческому фактору и стараются развивать групповой подход к выполнению работы по достижению целей. Им были выделены две категории лидеров: лидеры, ориентированные на работников(правильное и умелое руководство человеческими ресурсами); лидеры, ориентированные на работу(умение достигнуть поставленные цели организации).

Качества успешного лидера:1.Управление эмоциями.2.Способность делать ставку на других. Успешно действующий руководитель охотно передает знания, дает советы, не жалея на это времени. Он всегда готов помочь профессиональному росту и развитию, продвижению других по служебной лестнице.3.Сензитивность. Руководители высшего уровня восприимчивы к чувствам других. Достигающие успеха лидеры обладают своего рода даром, дающим им возможность ощущать, что чувствуют и даже думают их коллеги.4.Независимость. Добивающиеся успеха руководители осознают границы своих возможностей, сотрудничают с другими, прислушиваются к ним, но когда дело доходит до принятия окончательного решения, они проявляют независимость. Приняв решение на основе всех имеющихся фактов, они придерживаются его.

Такого лидера нельзя принудить  присоединяться к решению, с которым  он не согласен: он, скорее всего, подаст в отставку, чем станет делать то, что идет в разрез с его взглядами  и убеждениями.5.Идентификация себя с делом. Наиболее успешно действующие  руководители способны переносить неудачи  без чувства поражения или  унижения. Их привлекает сам процесс достижения результата: они не стремятся быть всемогущими, не пытаются быть всюду одновременно, сделать всю работу за других, не стараются казаться умеющими все. Лидеры высокого уровня умеют поручать работу другим. Их не привлекает власть как таковая, они заинтересованы в достижении цели. Они получают настоящее удовлетворение от успехов других, а не от собственного неограниченного могущества. Власть, которой они пользуются, происходит из уважения, которое они внушают. Они знают себе цену и удовлетворены ею, у них полная уверенность в себе. Все это дает такому лидеру силы противостоять нежелательному развитию событий.6.Способность к сочувствию. Успешно действующие руководители умеют сочувствовать человеку, не позволяя при этом сделать себя беспомощным и нетребовательным. Такой лидер прекрасно понимает, что стремление во что бы то ни стало нравиться подчиненным сделает его неспособным руководить ими. Он способен принимать непопулярные решения. Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере. Настоящий лидер обязательно заинтересован в том, что он оставит после себя. Его самое сильное стремление не к личной власти; ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.  Личностный идеал.1.Гибкость. Лидер должен быть открыт для восприятия новых идей, новых способов мышления, новых процессов. Стремящийся к успеху руководитель понимает, что очень легко оказаться ограниченным своими предпочтениями и увлечениями.2.Устойчивость к стрессу. Лидер умеет заботиться о своем здоровье, справляясь со стрессами. Успешно действующий руководитель не позволяет обстоятельствам и времени управлять собой.3.Наличие цели. Лидер имеет твердые убеждения и ясную цель. Цель есть у его жизни, цель есть у его работы. Просыпаясь, он не просто ждет, что принесет ему новый день. Наличие цели предполагает планирование.4.Чувство юмора. Наибольшего успеха добиваются руководители, обладающие чувством юмора. Они способны видеть юмористическую сторону там, где другие видят только трагедию. Они не позволяют неудачам угнетать себя, способны найти в ситуации что-то забавное. 5.Цельность личностного идеала. Лидер хорошо представляет себе, каков он, к чему стремится, как живет во всех смыслах слова. [2. 2006. – 208-210c]

Вывод:

 Успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели и что он может признать свои слабые стороны, и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские. Лидер становится привлекательным для последователей благодаря, умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате его и последователей усилий. В современных условиях эффективное лидерство - это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей. Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что является основополагающим условием для эффективного лидерства?
  2. Какой процесс следует совершать постоянно для достижения успеха в лидерстве?
  3. Перечислите главные, на ваш взгляд, качества успешного лидера.
  4. Какую роль играют личные качества и навыки в карьере эффективного лидера? Дайте определения этим понятиям.
  5. Какие две категории лидеров существуют?

Вопрос 2.Командное лидерство в  США. Американская модель лидерства.

Цели: Изучение американской модели лидерства, выявление главных принципов командного лидерства в Америке.

Американское лидерство  строится на необходимости избегания как конфликтов, так и группового мышления. Групповое мышление имеет наибольший шанс проявиться в стрессовых ситуациях. Чем больше сплоченной становится группа под влиянием стрессовых условий, тем более ее члены ищут друг у друга защиты и одобрения. Они стремятся к единодушию в решениях, чтобы избежать конфликта внутри группы. Тенденция избегать конфликта любой ценой приводит к тому, что группа оказывается жертвой группового мышления: возникает опасение, что, если кто-то выскажет неодобрение определенной идее, даже если она явно неприемлема для группы, другие окажут на него давление ради консенсуса. Еще одним признаком группового мышления является стремление ее членов держать при себе сомнения относительно правильности принятого группой решения. Члены группы обычно избегают говорить что-нибудь вразрез сложившейся в группе точке зрения. Группа считает свою политику верной и уверена в успехе, что бы ее члены ни думали.

Эта тенденция приводит к  тому, что члены группы избегают высказывать свои сомнения другим. Их сомнения сохраняются, но ради сохранения единства и опасаясь неодобрения они не высказывают их вслух.Члены группы с высоким статусом часто оказывают влияние на членов группы с более низким статусом. Менеджер, занимающий высокое положение, не особенно сильный интеллектуально и делающий ошибки в суждениях, заражает этим всю группу. Чтобы этого избежать, лидер малой группы должен, по мнению американских консультантов, отвести каждому сотруднику функцию критической оценки и поощрять высказывание возражений. Лидеру не нужны те, кто всегда говорит ему «да» и тем более самоназначенные «жандармы умов», которые появляются, когда в группе побеждает групповое мышление, чтобы оберегать лидера от всего, что может пошатнуть уверенность в принятом решении. Не менее практичным путем избегания группового мышления в смысле круговой поруки является сохранение лидером беспристрастности, когда он не высказывает заранее свои предпочтения тому или иному решению. Следует подчеркнуть неоднозначность понимания группового мышления в американской практике. Во-первых, бизнес во всем мире ориентируется на группо­вую работу, которую не следует отождествлять с групповым мышлением. Во-вторых, американскому лидерству весьма характерен демократический стиль управления на основе совместного принятия решений, которое тоже не следует отождествлять с групповым мышлением. В-третьих, групповой принцип работы обеспечивает мобильность предприятия, сокращает число иерархических уровней управления, рас­ширяя обязанности отдельных работников и обеспечивая развитие группы.[ 3. 2003г. 297-298 с.]

Групповая работа вместе с  ориентацией на человека — отличительная  черта японского менеджмента, который  отождествляется с лидерством в  бизнесе. Но работа командой на уровне топ-менеджмента, командой прежде всего самих менеджеров, включая специалистов-профессионалов, — это особенность американского лидерства.

Исследование работы командой, проведенное Американским обществом  профессиональной подготовки и развития, выявило следующее:

 1) производительность труда в компаниях, использующих работу командами, увеличилась в 77% случаев;

2) улучшение качества  продукции, выпускаемой такими  компаниями, отмечено в 72% случаев;

3) непроизводительные расходы  снизились в 55% компаний;

4) удовлетворенность работой  повысилась в 65% случаев; 

5) удовлетворенность заказчиков  повысилась в 57% случаев. 

Формирует и возглавляет  команду ее лидер-менеджер. Американские лидеры часто побуждают к сотрудничеству членов команды с помощью игр, требующих взаимодействия игроков. Задача лидера состоит в том, чтобы связать игру с повседневной работой. Приведем примеры американского лидерства по материалам Г. Лазаруса и Дж. Шанахана.

Американский бизнесмен, владелец фирмы по продаже и ремонту копировальных аппаратов, обратившийся за консультацией к психологам, перечислил следующие проблемы. Ему не удавалось должным образом подготовить и заинтересовать своих продавцов: многие потенциально хорошие продавцы увольнялись, не имея возможности совершенствования. Кроме того, клиент признал, что ему не удается также готовить хороших управляющих. Что же он делал? Он повышал в должности своих лучших торговых представителей и назначал их управляющими; однако без необходимой подготовки они не могли стать квалифицированными менеджерами. В результате они или уходили, или их приходилось увольнять. Это приводило к тому, что бизнесмен терял потенциально способных добиться успеха управляющих, одновременно теряя в их лице и хороших продавцов; его сотрудники лишались мотивации к хорошей работе. «Расскажите нам о своих работниках», — попросили психологи.

«Они по-настоящему интересуются спортом», — ответил клиент.

«Как можно это использовать?» — спросили мы.

«Единственное, что я мог  бы сделать, — ответил клиент, — это использовать в разные сезоны соревнования по разным видам спорта для команд из продавцов и менеджеров с целью повысить их заинтересованность. Например, бейсбольные матчи. При этом продавцу, продавшему маленький копировальный аппарат, засчитывалось бы одно лишнее очко, продавшему большой аппарат — два, а продавшему целую копировальную систему — три очка».

Информация о работе Практика американского и японского лидерства