Практика американского и японского лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:37, лекция

Описание работы

В данной работе рассматриваются несколько актуальных тем, посвящённых теме эффективного лидерства и управления. Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений.

Файлы: 1 файл

Практика американского и японского лидерства.docx

— 50.38 Кб (Скачать файл)

Японская модель лидерства  предусматривает «повторный наем»  по отношению к пенсионерам. Они  приобретают статус временного работника  без повышения зарплаты. Пожилые  специалисты выгодны еще и  экономией на времени «вхождения в должность». Весьма практичен в  Японии такой вид повторного найма, который называется «амакудару» («спуститься с небес на землю»), когда вышедших на пенсию чиновников высшего ранга принимают на работу частные компании в качестве консультантов благодаря их прежним связям в деловом мире.

Японский стиль базируется на «фирменном патриотизме», групповой  работе, коллективном управлении, преданности  владельцам компании. Кто сменил работу дважды, считается очень ненадежным сотрудником. Внутри компании существуют весьма различные способы продвижения  персонала, например:

выделение молодого помощника  для пожилого управляющего («управляет молодой, а сидит пожилой»);

увеличение полномочий способных  управляющих для продвижения («тихое продвижение»);

повышение в должности  без возрастания полномочий.

Управлению карьерой лидера уделяется повышенное внимание. Такое  управление осуществляется не индивидуально, а со стороны предприятия. Оно  является организационной основой  должностного продвижения. Своеобразие  японскому лидерству придает  система «ринги», что в переводе буквально означает «получение согласия на решение путем опроса без созыва собрания». Вначале инициатор описывает  проблему, которую он хочет решить. Она должна обязательно входить  в его компетенцию, т.е. соответствовать  его полномочиям. Проблема излагается в документе «рингисё». Этот документ передается в те подразделения, которые связаны с решаемой проблемой. Они дают свои предложения и фиксируют свое отношение к этой проблеме. Далее рингисё поступает к менеджеру высшего ранга и при одобрении возвращается к инициатору идеи в качестве документа, подлежащего исполнению. Весьма интересный пример принятия управленческого решения с участием его будущих исполнителей, которые сами инициировали такое решение. По большому счету, здесь нет ничего чрезвычайного. Это обычная практика согласования проекта решения. Только у японцев он исходит снизу, и такая инициатива поощряется.

Ринги — это технология принятия управленческого решения  снизу вверх на весьма тщательно  регламентированной процедурной основе. Особенность системы ринги в  том, что принятие решения попадает на подготовленную почву. На это решение  существует определенная социально-психологическая  настройка исполнителей и соисполнителей. В западных системах аналогичного назначения недостаточно условий для развития инициативы снизу. Преобладает восприятие тех решений, которые приняты  нередко волевыми усилиями. Ринги  одновременно включают элементы и бюрократии и демократии. Ее считают и медленной, и централизованной, и децентрализованной, дело в том стиле, который используется в процессе реализации, а она есть олицетворение именно японского  подхода к лидерству.

Попытки заимствования «прибыльных  черт» японской модели не позволяют  освоить сам японский стиль. Невозможно перенять чей-то стиль в принципе, но освоение элементов этого стиля  с учетом собственных национальных лидерских особенностей является оправданным. [ 4. c 256-258. 2007г.]

Приведем пример лидерства  «Сони». Ее стартовая формула была: «энтузиазм + что-то выпускать». Впоследствии она стала отражать ориентацию на новые потребительские товары: «энтузиазм + идеи лидерства + новейшие интеллектуально-емкие  товары». «Сони» купила патент на изобретение  транзистора и начала изготовление изделий электронной техники. Одним  из самых эффективных инструментов успешного лидерства оказалась  «энергетика хотеша». Вместо отсиживания — постоянная ориентация на действие по принципу: «Решение проблемы всегда есть — надо найти его». «Сони» убедилась в пользе случайно-хаотичного стиля лидерства, а также в том, что такая модель лидерства работает лишь до определенного предела. Вместо такой модели были взяты на вооружение инструменты вариативного мышления или еще шире — интеллектуальная техника менеджмента, столь необходимая в предпринимательской В деятельности компании ведущим стал лозунг «Исследование решает все». Формула ее успеха приобрела следующий вид: «творчество + интуиция + смелость». Хорошие результаты достигаются как бы сами собой, если сотрудники следуют за лидером добровольно и с энтузиазмом. «Сони»-лидерство основано на принципе «лучшего применения человеком своих способностей» вместо правила «человек для определенной работы». [5. 2008г. – 144с.]

Вывод: Лидерство наряду с менеджментом на японских фирмах отличается ориентацией управления на группу, а не на отдельную личность. В Японии практикуется семейный найм, «повторный наем» по отношению к пенсионерам. Японский стиль базируется на «фирменном патриотизме», групповой работе, коллективном управлении, преданности владельцам компании.

                                     Вопросы для самопроверки:

1.Перечислите отличия  японской модели лидерства.

2.На чём базируется  японский стиль управления?

3.Объясните смысл понятия  «амакудару».

4. Объясните смысл понятия  «ринги».

5.В чём вы видите  секрет успешного лидерства компании  «Сони»?

6.Что является базой  японского лидерства?

7.Какими принципами обеспечивается  групповое лидерство?

8.Что является ядром  внутренней динамики японского  лидерства?

9.Существует ли конкуренция  в трудовой и производственной  деятельности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сравнительные характеристики японской и американской моделей.

Японская модель менеджмента 

Американская  модель менеджмента

1. Управленческие решения  принимаются коллективно на основе  единогласия

2. Коллективная ответственность

3. Нестандартная, гибкая  структура управления

4. Неформальная организация  контроля

5. Коллективный контроль

6. Замедленная оценка  работы сотрудника и служебный  рост

7. Основное качество руководителя  — умение 

осуществлять координацию  действий и контроль

8. Ориентация управления  на группу

9. Оценка управления по  достижению гармонии в коллективе  и по коллективному результату

10. Личные неформальные  отношения с подчиненными

11. Продвижение по службе  по старшинству и стажу работы

12. Подготовка руководителей  универсального типа

13. Оплата труда по показателям  работы группы, служебному стажу  и т.д.

14. Долгосрочная занятость 

1. Индивидуальный  характер  принятия решений

2. Индивидуальная ответственность

3. Строго формализованная  структура управления

4. Четко формализованная  процедура контроля

5. Индивидуальный контроль

руководителя

6. Быстрая оценка результата  труда,

ускоренное продвижение  по службе

7. Главное качество руководителя  —

профессионализм 
8. Ориентация управления на отдельную личность

9. Оценка управления по  индивидуальному результату 
10. Формальные отношения с подчиненными

11. Деловая карьера обусловливается  личными результатами

12. Подготовка узкоспециализированных  руководителей

13. Оплата труда по индивидуальным  достижениям 
14. Наем на работу на короткий период


 

 


Информация о работе Практика американского и японского лидерства