Практика применения управленческих методов в процессе деятельности организации на примере ОАО «Кулундинский комбинат хлебопродуктов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предметом данного исследования изучение процесса воздействия методов и способов управленческого воздействия на персонал на примере конкретного предприятия.
Целью данной работы является обобщение и систематизация опыта в области применения различных методов управленческого воздействия, анализ эффективности каждого метода. В процессе исследования сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть содержание методов и способов управленческого воздействия (в целом и на примере ОАО «ККХП»);
2. Оценить эффективность каждого метода.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. Теоретический аспект применения управленческих методов
в организации……………………………………………..………….……………5
1.1. Административные методы управления……………………………………7
1.2. Экономические методы управления……………………………………….11
1.3. Социально-психологические методы управления……………………......13
1.3.1. Социологические методы управления…………………………..……13
1.3.2. Психологические методы управления………………………………..18
ГЛАВА 2. Практика применения управленческих методов в процессе деятельности организации на примере ОАО «Кулундинский комбинат хлебопродуктов»…………………………………………………………………28
2.1. Краткая характеристика предприятия …………………………………….28
2.2. Рекомендации по методам управления …………………..……………….35
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………….......38

Файлы: 1 файл

Курсовой проект по менеджменту.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

 



                                                                                                                                                       



 

 

 


 


 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….......3

ГЛАВА 1. Теоретический аспект применения управленческих методов

в организации……………………………………………..………….……………5

1.1. Административные методы управления……………………………………7

1.2. Экономические методы управления……………………………………….11

1.3. Социально-психологические методы управления……………………......13

     1.3.1. Социологические методы управления…………………………..……13

     1.3.2. Психологические методы управления………………………………..18

ГЛАВА 2. Практика применения управленческих методов в процессе деятельности организации на примере ОАО «Кулундинский комбинат хлебопродуктов»…………………………………………………………………28

2.1. Краткая характеристика предприятия  …………………………………….28

2.2. Рекомендации по методам управления …………………..……………….35

Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованных источников……………………………………….......38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  В общем виде управление  следует представлять как  умение  добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения  и интеллектуальный потенциал людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Теория управления организацией имеет большое значение в формировании оптимальной организации функционирования предприятия.

Как известно, менеджмент – это организация и управление работой людей. Задача современного менеджера состоит в успешной координации усилий коллектива людей для достижения определенных целей.  Управление предприятием требует от менеджера наличия у него разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, организаторских способностей, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Теория управления интересна тем, что она постоянно развивается. Не существует двух предприятий с абсолютно одинаковыми моделями управления, не только потому, что каждая организация уникальна, но и потому, что методы управления постоянно корректируются с учетом изменений, происходящих на рынке. Однако содержание основных методов управления не меняется, изменяются лишь способы их проявления и применения. Результатом в любом случае является достижение цели организации, эффективное функционирование всех ее частей.

Объектом являются организации,  в которых успешно применяются различные методы и способы управленческого воздействия. В данной работе объектом исследования является ОАО «Кулундинский комбинат хлебопродуктов».

Предмет исследования – те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предметом данного исследования изучение процесса воздействия методов и способов управленческого воздействия на персонал на примере конкретного предприятия.

Целью данной работы является обобщение и систематизация опыта в области применения различных методов управленческого воздействия, анализ эффективности каждого метода. В процессе исследования сформулированы следующие задачи:

1. Раскрыть содержание методов и способов управленческого воздействия (в целом и на примере ОАО «ККХП»);

2. Оценить эффективность каждого  метода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретический аспект применения управленческих методов в организации

 

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект (персонал) для достижения поставленных организацией целей.     

Слово  «метод» – греческого происхождения (в переводе означает «способ достижения какой-либо цели»). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг  друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.     Направленность методов управления всегда одна и та же – они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм) [8,118с.].  

    Управление персоналом  включает в себя целую систему. Система работы с персоналом  – это совокупность взаимосвязанных  действий по обеспечению управления  в труде определенного качества  и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.

   Управление персоналом на  предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учёта личного фактора в построении системы управления персоналом предприятия. Можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на персонал предприятия.

   Первый – иерархическая структура предприятия, где основное средство воздействия – это отношения власти – подчинения, давления на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

   Второй – культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

   Третий – рынок – сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

   Эти факторы управленческого  воздействия – понятия достаточно  сложные и на практике редко  реализуются в отдельности. Какому  из них отдаётся приоритет, таков и облик экономической ситуации на предприятии.

   При переходе к рынку  происходит медленный отход от  иерархического управления, жёсткой  системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительской  власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри предприятия – работники, а за пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдёт на второй план, уступая место культуре и рынку.

   В системе методов управленческого  воздействия на персонал выделяют:

  • Административные методы;
  • Экономические методы;
  • Социально-психологические методы.        

Целесообразно рассмотреть каждый метод более подробно.

 

    1. Административные методы управления

 

    Административные методы  являются способом осуществления  управленческих воздействий на  персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Административные  методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

    Для административных  методов характерно их соответствие  правовым нормам, действующим на  определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям  вышестоящих органов управления.

    Различают пять основных  способов административного воздействия (Приложение 1):

  • организационные воздействия,
  • распорядительные воздействия,
  • дисциплинарная ответственность и взыскания,
  • материальная ответственность и взыскания,
  • административная ответственность.

1. Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся Устав предприятия или организации, Коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, Положения о структурных подразделениях, Должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы, кроме Устава, могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие Приказом руководителя предприятия. Они обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий [12, с.104].

    На предприятии, где имеет место высокий уровень организационных воздействий, доведённых до стандарта предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных воздействий. Те предприятия, которые не довели воздействия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и на них, предположительно, будут хуже конечные результаты производства. С другой стороны, реализация организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, их желания неукоснительно соблюдать «предписанные инструкции» и работать по правилам, утверждённым администрацией.

    2. Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.

    Наиболее категоричной  формой распорядительного воздействия является Приказ. Он обязывает подчинённых точно выполнить принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ обычно состоит из пяти частей:

  • констатация ситуации или события;
  • меры по устранению недостатков или обеспечению административного регулирования;
  • выделенные ресурсы для реализации решения;
  • сроки исполнения решения;
  • контроль исполнения.

3. Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное  неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей (отсутствие нормальных условий труда, недостаточная квалификация для выполнения порученной работы и др.), то он не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, а также другими должностными лицами, которым делегированы в установленном  законном порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и служб, руководители самостоятельных структурных подразделений, начальники участков. Увольнение могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.

    За проступки в сфере  трудовых правоотношений могут также применяться наказания, которые по своему статусу не являются дисциплинарными взысканиями и которые могут  применяться одновременно с дисциплинарными взысканиями. К таким мерам можно отнести лишение провинившегося сотрудника премий, предусмотренных Положением об оплате труда. Руководство предприятия вправе лишить провинившегося работника вознаграждения по итогам за год, не предоставлять ему льготные путёвки в санатории и дома отдыха, перенести очередь на получение жилой площади. В ряде случаев допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания. Так, работник за появление на работе в нетрезвом виде может быть подвергнут мерам дисциплинарного наказания и административному штрафу [15, 97c.].

Информация о работе Практика применения управленческих методов в процессе деятельности организации на примере ОАО «Кулундинский комбинат хлебопродуктов»