Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:04, контрольная работа
Железнодорожный транспорт (далее – ж.д.транспорт) – вид деятельности, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги.
Железные дороги России – крупнейшая, хорошо развитая, динамично и эффективно функционирующая система; сеть дорог имеет протяженность более 85 тыс. км. На предприятиях отрасли в основной деятельности занято 1,2 млн. человек.
Еще одно принципиальное отличие нового Устава от ранее действовавшего Устава, определявшего монопольное положение железных дорог на рынке железнодорожных перевозок (единственным перевозчиком могла выступать лишь железная дорога), является предоставляемая Уставом возможность стать перевозчиком, равно как и владельцем инфраструктуры, любому юридическому или физическому лицу при соблюдении установленных законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" требований. Перевозчиком, согласно статье 2 Устава юридическое или физическое лицо, имеющее соответствующую лицензию и являющееся стороной договора перевозки, осуществляющее перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа на ж.д.транспорте. Перевозчик работает на условиях публичного договора. Основными его обязанностями являются перевозка пассажира (груза, багаж и грузобагажа) в место назначения в установленные сроки, а также обеспечение выполнения связанных с перевозкой услуг своими силами либо с привлечением других организаций, но за свой счет. Обязательное требование к перевозчику - наличие вагонов, контейнеров на праве собственности или на ином законном основании. Перевозчик также должен иметь локомотив либо заключить договор на предоставление услуг локомотивной тяги на весь путь следования пассажиров (груза, багаж и грузобагажа). Все отношения, связанные с перевозкой, регулируются между пользователями услуг ж.д.транспорта и перевозчиками. Перевозчик на всем пути следования для пользователя услуг остается неизменным. Перевозчик несет ответственность перед пользователями услуг в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по перевозке.
Вторым субъектом – владельцем инфраструктуры согласно статье 2 Устава признается любое юридическое или физическое лицо, имеющее на праве собственности или на иных законных основаниях инфраструктуру и предоставляющее услуги по ее использованию на основании публичного договора. Владелец инфраструктуры должен иметь соответствующую лицензию. Владелец инфраструктуры не выступает в качестве стороны договора перевозки. Указанное лицо предоставляет перевозчику услуги по пользованию инфраструктурой ж.д.транспорта, обеспечивая продвижение вагонопотоков, регулирование обращения вагонных и локомотивных парков, а также организацию технического обслуживания и эксплуатации подвижного состава перевозчиков.
Третьим субъектом является пользователь услуг ж.д.транспорта. Взаимоотношения между пользователями услуг и перевозчиками грузов регулируются Уставом, правилами перевозок грузов ж.д.транспортом, а также договорами, заключенными между субъектами рынка перевозок. Взаимоотношения между пользователями услуг и перевозчиками при перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа регулируются Уставом, правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа ж.д.транспортом. Заявка на перевозку груза согласно статье 11 Устава должна направляться перевозчику. Перевозчик в определенные сроки, согласовывает заявку с владельцем инфраструктур по пути всего следования груза, с которыми он заблаговременно заключает договоры на предоставление услуг инфраструктуры.
Уставом обеспечивается развитие конкурентной среды в сфере железнодорожных перевозок, в связи с чем большое внимание отводится регулированию основ взаимодействия владельцев инфраструктур ж.д.транспорта и перевозчиков, а также пользователей услуг ж.д.транспорта и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа. Закреплен ряд принципов организации взаимодействия указанных субъектов, основными из которых являются следующие: доступность и безопасность услуг ж.д.транспорта, повышение их качества; публичность услуг перевозчиков и владельцев инфраструктур; недискриминационный доступ к услугам инфраструктуры; удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые ж.д.транспортом общего пользования; обеспечение эффективного развития конкуренции и становления развитого рынка услуг ж.д.транспорта.
В связи с выделением в системе ж.д.транспорта новых субъектов в Устав включена глава, регулирующая основы взаимодействия владельцев инфраструктур и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа. Устав устанавливает, что владельцы инфраструктур и перевозчики для осуществления перевозок заключают договоры о предоставлении услуг по использованию инфраструктуры ж.д.транспорта общего пользования. В указанных договорах определяются предполагаемые объемы и сроки осуществления перевозок, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов и способы оплаты.
Согласно Уставу перевозки могут осуществляться перевозчиком только на железнодорожных путях общего пользования. Между тем, поскольку большая часть перевозок зарождается (или завершается) на подъездных путях, Уставом в отдельной главе также урегулированы вытекающие из этого особенности, включая вопросы взаимодействия перевозчиков с владельцами железнодорожных путей необщего пользования.
Вопросы взаимодействия с другими владельцами транспорта (морским, речным, воздушным, автомобильным) рассмотрены в главе "Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении". Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), оформленного на весь маршрут следования груза. Правила организации таких перевозок разрабатываются и утверждаются в установленном порядке совместно федеральными органами исполнительной власти в области соответствующих видов транспорта.
Одной из основных целей структурной реформы на ж.д.транспорте является обеспечение безопасности и качества оказываемых им услуг. В этой связи, Уставом в специальной главе закреплен ряд итоговых положений, повышающих уровень обслуживания пассажиров. Прежде всего, перечень обязанностей владельцев инфраструктур и перевозчиков при реализации договора перевозки дополнен обязанностью обеспечивать своевременную доставку багажа пассажиров и грузобагажа (статья 80). Пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами (статья 80). Совершенствуется обслуживание пассажиров при проезде в поездах дальнего следования (статья 83). Уточняются и расширяются права пассажиров в случае непредоставления им места, указанного в проездном документе (билете). Согласно статье 83 срок действия проездного документа (билета) продлевается также в случае несогласия пассажира воспользоваться предоставленным ему другим местом в этом же поезде. При опоздании пассажира на поезд срок возобновления действия билета на другой поезд увеличивается с 3 до 12 часов, а в случае болезни пассажира или произошедшего с ним несчастного случая – с 3 до 5 суток. При возврате неиспользованного проездного документа (билета) вдвое сокращаются сроки, в которые пассажир может получить обратно полную стоимость билета (с 15 до 8 часов до отправления поезда), или получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты (с 4 до 2 часов). Помимо этого, предусматривается право пассажира получить полную стоимость проезда в случае незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более, чем на 1 час.
Устав дополнен существенным количеством норм (статьи 82, 87-92), регулирующих перевозку грузобагажа (кроме повагонных отправок).
В отдельной главе Устава регулируется ответственность перевозчиков и других лиц при перевозке пассажиров, груза, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте, исходя из принципов эффективности и паритетности применения мер ответственности в отношении всех участников перевозочного процесса. В заключительных главах Устава регламентируется порядок предъявления и рассмотрения претензий по перевозкам пассажиров, груза, багажа и грузобагажа, содержаться особенности предъявления исков, вытекающих из указанных перевозок, а также заключительные и переходные положения Устава.
Федеральный закон от 10.01.2003 № 16-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях»" (далее – ФЗ-16). Ранее действовавшая редакция Федерального закона "О естественных монополиях" от 17.08.1995 № 147-ФЗ была ориентирована на монопольное положение железных дорог на рынке железнодорожных перевозок. Статья 4 этого Федерального закона устанавливала, что государственному регулированию в соответствии с законодательством о естественных монополиях подлежит вся сфера железнодорожных перевозок. При этом данная норма носила неопределенный характер в связи с отсутствием законодательного определения понятия "сфера железнодорожных перевозок". Под таким термином в широком смысле можно было понимать все услуги, связанные с осуществлением перевозок, в том числе и те, в которых реально сложился конкурентный сектор. Возможность такой широкой трактовки на практике вызывала споры в решении вопроса о государственном регулировании тарифов на оказываемые железными дорогами услуги.
С принятием федеральных законов "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" создана правовая основа для появления и развития конкуренции в сфере осуществления перевозок, предоставления локомотивов, осуществления сопровождения и охраны грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, погрузки и выгрузки грузов и оказания ряда иных услуг. В этой связи, необходимость корректировки Федерального закона "О естественных монополиях" от 17.08.1995 № 147-ФЗ стала еще более очевидной.
Изменения и дополнения
в этот закон коснулись следующих
основных вопросов. Положение о необходимости
регулирования сферы железнодор
Также к нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность ж.д.транспорта, относятся "Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" (ПТЭ). Правила устанавливают основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действий работников дорог при их эксплуатации, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации.
ПТЭ содержат общие обязанности работников ж.д.транспорта и положения, касающиеся сооружений и устройств, подвижного состава и организации движения поездов. ПТЭ требуют такого содержания локомотивов, устройств сигнализации, централизации и блокировки, и других технических средств, которое обеспечивает бесперебойное и безаварийное движение поездов с установленными скоростями. Важнейшее требование обеспечения безопасности движения – строгое соблюдение сигналов. Сигнал является приказом и подлежит безусловному выполнению. ПТЭ дают четкие указания по организации движения на основе графика движения поездов, объединяющего работу подразделений железной дороги. В ПТЭ установлен точный порядок работы должностных лиц по приему и отправлению поездов. Особо выделены вопросы, связанные с порядком вождения поездов машинистами.
ПТЭ обязательны для всех подразделений и работников ж.д.транспорта, а их выполнение обеспечивает слаженность всех звеньев железнодорожного транспорта, четкую и бесперебойную работу железных дорог и безопасность движения. Все инструкции и другие руководящие указания, относящиеся к технической эксплуатации, проектированию и строительству железных дорог, сооружений, устройств и подвижного состава, должны соответствовать требованиям ПТЭ.
Список используемой литературы:
Информация о работе Правовое регулирование на железнодорожном транспорте