Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 19:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение технологии управления персоналом, разработка технологии управления персоналом на примере организации – ОАО СМУ «Дальэлектромонтаж».
В работе, в основном, использовалась следующая литература:
1. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение М.: 2001;
2. Кабушкин Н.Н. Основы менеджмента М.: 1999;
3. Кибанов А.Я. Управление организацией; М.: 1997;
4. Травин В.В. Основы кадрового менеджмента; М.: 2000.
Введение…………………………………………………………………3
1. Значение совершенствования технологии процесса управления для повышения эффективности работы управленческого аппарата…………6
2. Элементы процесса управления и его технология……………...11
3. Технология управления персоналом в ОАО СМУ «Дальэлектромонтаж»………………………………………………………….17
3.1. Характеристика ОАО СМУ «Дальэлектромонтаж»…………….17
3.2. Наём, отбор и приём персонала в ОАО СМУ «Дальэлектромонтаж»………………………………………………………….19
3.3. Адаптация, повышение квалификации как вновь принятого, так и постоянного персонала…………………………………………………………21
3.4. Мотивация и стимулирование труда……………………………..24
3.5. Должностные инструкции………………………………………...27
3.6. Оперативный план работы с персоналом в ОАО СМУ «Дальэлектромонтаж»…………………………………………………………..28
4. Предложения по повышению эффективности работы с персоналом в ОАО СМУ «Дальэлектромонтаж»……………………………33
Заключение………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………..38
3.1.
аккумулирование передового
3.2.
создание новых форм
4. Развитие теории управления:
4.1.
повышение аналитической
4.2.
понимание роли личности в
обеспечении эффективной
Значительно повысилось значение функции отдела кадров – отбор персонала (особенно руководящего). В связи с этим новый смысл и содержание приобретает такие критерии оценки персонала, как образование, профессионализм, личная культура и этика работников. Люди рассматриваются как самый ценный ресурс предприятия. Кадровая политика в области отбора кадров состоит в определении принципов приёма на работу, методологии закрепления, профессионального развития персонала.
Значимость правильного решения данной проблемы связана с высокой стоимостью кадров. Поэтому, решая проблему набора, в первую очередь необходимо определить, нужен ли данный человек или нет (плохо, если он через какое-то время заявит о своём уходе).
1.
При отборе кадров
2. Заявление о приёме (сообщает первое общее впечатление о кандидате);
3. Фотография (даёт представление о внешности);
4. Биография (наглядно показывает процесс становления, позволяет узнать «детали» личности);
5.
Личная анкета (содержит, собирает
и систематизирует самую
6. Трудовая книжка (подтверждает места работы, освещает прежние сферы деятельности, иногда ограничена из-за терминологии);
7.
Рекомендации (освещают все аспекты
профпригодности, как правило, делаются
только дополнительные выписки)
8. Разговор с поступающим (даёт возможность заполнить пробелы информации с помощью других источников, даёт личное представление о поступающем);
9. Пробная работа (способность выполнять определённую работу, обладание навыками);
10. Медосмотр
на профпригодность (частично содержит
характеристики
11. Психологические тесты (интеллект, эрудиция, профессиональные качества, черты характера, допускаемая пригодность).1
Зачастую случается, что необходимо выбирать из двух-трёх кандидатов на замещение должности. Здесь вступает (рекомендуется) система критериев оценки:
1.
количество труда (объём, выполненный
за определённый промежуток
2. качество труда (доля брака в работе, качество продукции);
3. отношение к работе (инициативность работника, его возможность выдерживать большие нагрузки на работе, возможность приспособления к работе (к новым ситуациям));
4. тщательность в работе (отношение к средствам производства, их использование, оптимальность использования сырья и материалов);
5. готовность к сотрудничеству внутри предприятия (отношения в коллективе).
В общем виде весь процесс набора и отбора кадров, реакция на замечания со стороны, другие личностные качества можно изобразить следующим образом:
Планирование персонала
Штатное расписание и фонды оплаты труда
Анализ работы
Должностная инструкция
Организация работы
Требования, предъявляемые к персоналу
Требования набора
Поиск внешних кандидатов
Поиск внутренних кандидатов
Сбор информации о кандидатах
Выбор кандидата
Обсуждение контракта
Подписание контракта
Начало работы
рис. 1 Процесс набора и отбора кадров
Получить высокие результаты в управлении организацией можно только в том случае, если люди, которыми вы руководите, обладают знаниями, умениями и соответствующим настроем. Для работающего персонала основным фактором, обеспечивающим развитие умений, навыков становится обучение (в какой-то степени постоянное, особенно при изменении производственных условий).
Для организации процесса обучения используется так называемая модель обучения (как бы «циклическая» модель):
Определение потребностей
Распределение ресурсов
Оценка процесса обучения
Обоснование обучения
Реализация учебной программы
Составление учебной программы
Составление плана обучения
рис. 2 Модель систематического обучения
На каждом предприятии в составе оперативного плана работы с персоналом составляются программы обучения работающего персонала, а также вновь принятого персонала.
Формы обучения могут иметь самые разнообразные формы:
1.
закрепление за работником
2. наставничество;
3.
ротация (работник переводится на
новую работу для
4. курсовое обучение с отрывом от производства;
5. техническая учёба;
6. самообучение и др., в том числе компьютерное обучение, рефераты.
Теперь рассмотрим вопросы технологии управления персоналом на конкретном предприятии ОАО СМУ «Дальэлектромонтаж».
3. Технология управления персоналом в ОАО СМУ «Дальэлектромонтаж»
3.1.
Характеристика ОАО СМУ «
Открытое акционерное общество строительно – монтажное управление «Дальэлектромонтаж» - специализированное предприятие, которое производит электромонтажные работы на строительных объектах от проектирования до сдачи под ключ, в том числе и на объектах, связанных с освоением шельфа Сахалина. Предприятие создано в 1996 году в результате реорганизации монтажного управления треста «Дальэлектромонтаж», которое было организовано в 1962 году.
Основная производственная база предприятия – цех по изготовлению монтажных изделий и заготовок, металлоконструкций, гаражей для автотранспорта и спецмеханизмов, участок производственно – технологической комплектации и материально – технического обеспечения расположена в г. Южно-Сахалинске (ул. Достоевского, 3). В состав акционерного общества входят также монтажные участки в городах Южно-Сахалинске, Охе, Корсакове, Холмске, Долинске, Поронайске, Невельске, Шахтёрске, пгт Ноглики.
СМУ «Дальэлектромонтаж» выполняет следующие виды работ: проектирование электроустановок, пожарной сигнализации, производство строительных конструкций, изделий, монтаж и накладку технологического оборудования, монтаж металлоконструкций, распределительных электрощитов, электрические испытания и другие работы.
Высокий профессиональный уровень подготовки кадрового состава позволяет решать самые сложные задачи, в том числе смонтированы: линейный ускоритель онкологического диспансера, пункт весового контроля, Дом печати, АЗС №1040 «Роснефть – Сахалинморнефтегаз» и др.
Специалисты фирмы устанавливали уникальное электрооборудование на перспективных нефтегазовых месторождениях севера Сахалина, в рамках сотрудничества с российско-американским предприятием «Натчик», выполняли работы на платформе «Моликпак». За 1999 – 2001 годы управление включено в состав 150 лучших предприятий строительного комплекса России.
Производительная деятельность фирмы обеспечивается подобранным высококвалифицированным персоналом, действующим в рамках прав и обязанностей, определённых организационной структурой управления персоналом (приложение 1).
Разработано положение, определены работники и их обязанности, занимающихся управлением персоналом в рамках разработанной технологии процесса управления персоналом. Это не отдел, но выделенные специалисты разных отделов во главе с генеральным директором (в том числе работники отдела кадров, старший инженер-плановик, инспектор по технике безопасности и санитарии, юрист, председатель профкома).
Принятая организационная структура (линейная) совершенствуется в течение десятков лет и вполне устраивает фирму и её руководителей. Анализируя работу за длительный промежуток времени нужно отметить достоинства работы по принятой организационной системе:
1.
Единство и чёткость
2.
Согласованность действий
3.
Чётко выраженная
4. Оперативность в принятии решений (получивший задание руководитель подразделения в силу своего профессионализма, навыков руководителя немедленно принимает решение; например, если в складе отсутствует необходимый автоматический выключатель по току и наполнению, то начальник цеха по параметрам характеристик предлагает замену, согласовывает с производственным отделом, отделом комплектации и начинает работу. В то время как при официальной системе приёмки заказов – заказ должен вернуться в группу подготовщиков, а это потеря времени);
5.
Простота управления (выдача задания,
распоряжения от одного
6.
Личная ответственность
В то же время у этой структуры есть и отрицательные факторы:
1) очень высокие
требования к руководителю
2) нет участков
по планированию и подготовке
решений (задание дано, а детали
планирует и согласовывает сам)
3) перегрузка информацией;
4) концентрация власти в управляющей верхушке (это очень существенно, особенно в финансовых условиях и в условиях рынка).
Очевидно, что для эффективной работы фирмы нужны соответствующие кадры, которые нужно подбирать, учить.
Рассмотрим собственно технологию управления персоналом ОАО СМУ «Дальэлектромонтаж».
3.2. Наём, отбор и приём персонала в ОАО СМУ «Дальэлектромонтаж».
ОАО СМУ «Дальэлектромонтаж» устойчиво функционирующее многие годы предприятие и первоначальный наём персонала производится несколько иначе ввиду того, что все участники работают и дополнительный персонал нужен для замены увольняющегося, открытия новых производств, на перспективу.
Таким образом, руководство планирует отбор и приём персонала (ИТР и рабочих) не в пожарном порядке. Подбор работников производится по рекомендациям, личному знакомству. Объявлениям (в основном рабочих).
Первая беседа – консультация, просмотр трудовой книжки проходит в отделе кадров; если по квалификации (документально) кандидат устраивает фирму (отсутствие замечаний по трудовой дисциплине), то он направляется на участок для беседы с его руководителем и при положительном отзыве направляется на приём к генеральному директору, где объясняются правила внутреннего распорядка, система оплаты, льгот и др.
В фирме всех работников (и ИТР и рабочих) принимает лично генеральный директор; что говорит об изначальном отношении к подбору кадров в фирме.
При положительном решении вопроса о приёме на работу работник проходит медицинское обследование, инструктажи (вводной и на рабочем месте), производится ознакомление нового работника с должностной и производственной инструкцией (приложение 2).
После всех указанных процедур подписывается приказ о приёме на работу с трёхмесячным испытательным сроком (для ИТР и рабочих), перед окончанием испытательного срока вопрос о целесообразности продолжения работы инженерно-технического работника обсуждается на совете директоров акционерного общества.
Фирма работает на перспективу, т.е. надеется выиграть тендер на электромонтажные работы на шельфе Сахалина; для чего уже за несколько месяцев штатное расписание было дополнено специалистом по качеству, переводчиком, юристом, специалистом по монтажу вентиляции с оформлением сертификата на испытание систем вентиляции по Сахалину (получена лицензия).
Из 4-х принятых на работу специалистов один не выдержал испытательного срока.
Кандидаты на замещение инженерно-технической должности предоставляют резюме, которое по возможности проверяется (телефонная информация и др.)