Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 14:26, контрольная работа
Особое значение сейчас в России приобретает создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение нововведений. Современная ситуация характеризуется резким обострением конкурентной борьбы. Нововведения играют решающую роль в стратегическом управлении предприятием, нацеленным на выживание, сохранение и упрочнение своего положения на рынке в долгосрочной перспективе. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В таких условиях буквально все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса вынуждены обращаться к инновационному менеджменту.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ПРЕДМЕТ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………….
Структура дисциплины «Инновационный менеджмент»……………………...5
Новые тенденции в инновационном менеджменте…………………………….6
ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИИ……………………………………………
Понятие инновации……………………………………………………………….9
Классификация инноваций……………………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………………..…………………...…..17
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Контрольная работа
по предмету Иновационный менеджмент
на тему Предмет инновационного менеджмента.
Работа выполнена
Студенткой группы ЗСМ-101-НЯ
Грищенко Мариной Анатольевной
Преподаватель-рецензент
Ноябрьск,2014
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ПРЕДМЕТ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………….
Структура дисциплины «Инновационный менеджмент»……………………...5
Новые тенденции в инновационном менеджменте…………………………….6
ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИИ……………………………………………
Понятие инновации………………………………………………………
Классификация инноваций…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список используемой литературы……………………..…………………...
ВВЕДЕНИЕ
Особое значение сейчас в России приобретает создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение нововведений. Современная ситуация характеризуется резким обострением конкурентной борьбы. Нововведения играют решающую роль в стратегическом управлении предприятием, нацеленным на выживание, сохранение и упрочнение своего положения на рынке в долгосрочной перспективе. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В таких условиях буквально все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса вынуждены обращаться к инновационному менеджменту.
Инновационный менеджмент – это направление стратегического менеджмента, связанное с разработкой систем управления инновационными процессами и экономическими отношениями, возникающими в процессе этого управления. Целями такого управления являются:
- определение основных
направлений научно–
- разработка и внедрение новой продукции, услуг и технологий (инновационная деятельность);
- модернизация и
- снятие с производства устаревшей продукции.
Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет собой уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика. Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному труду. Но оно же, это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и создает, тем самым, условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность. Инновационный менеджмент призван обеспечить научную организацию этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управление им.
ПРЕДМЕТ ИННОВАЦИОННОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
Структура дисциплины
«Инновационный менеджмент»
Инновационный менеджмент – одна из наиболее комплексных и сложных дисциплин. Поэтому для ее изучения, познания теоретических закономерностей и взаимосвязей различных аспектов проблем управления и закрепления навыков необходимо применять принципы системности, комплексности, динамичности и другие, основой которых являются научные подходы к менеджменту. Однако в настоящее время к инновационному менеджменту применяются только некоторые научные подходы: системный, поведенческий, административный, маркетинговый, ситуационный, комплексный. Не применяются нормативный, функциональный и воспроизводственный. Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к инновационному менеджменту 13 научных подходов. Каждый подход отражает или характеризует только один из аспектов менеджмента. Они не являются синонимами, не дублируют друг друга, а раскрывают разные аспекты менеджмента – сложного инструмента выживания на рынке в условиях жесткой конкуренции. В своей курсовой работе я не буду заострять внимание на каждом научном подходе, т.к. каждый из них заслуживает более глубокого исследования.
Дисциплина «Инновационный менеджмент» является одной из наиболее сложных, так как его положения и методы основываются на курсах «Экономика предприятия», «Экономико – математические методы», «Технология», «Теория организации», «Стратегический маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Управление персоналом» и т.д. Результаты применения на практике знаний, полученных при изучении перечисленных дисциплин, реализуются в «Инновационном менеджменте», который в свою очередь, является одним из инструментов экономики ресурсов, улучшения качества товаров и повышения благосостояния населения.
Новые тенденции в инновационном менеджменте
Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и мер, направленных на реализацию этой стратегии. При этом разработка и выпуск новых видов продукции и услуг становятся приоритетным направлением стратегии предприятия и определяют все другие направления ее развития. К основным целям инновационного менеджмента относятся:
разработка планов и программ инновационной деятельности;
наблюдение за разработкой новой продукции, услуг и технологией их внедрения;
рассмотрение программ создания новой продукции, услуг и технологий;
проведение единой инновационной политики (координация деятельности подразделений организации в этой области);
обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
обеспечение квалифицированным персоналом;
создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем на всех этапах жизненного цикла нового продукта.
В последнее десятилетие в инновационном менеджменте крупных предприятий отчетливо появилась тенденция к переориентации направления научно – технической и производственно – сбытовой деятельности. Научно – техническая политика, разрабатываемая в фирмах, выступает, во-первых, как средство реализации общей хозяйственной политики предприятия, во-вторых, как средство реализации оперативно – хозяйственных задач, решаемых в производственных подразделениях. Она ориентирует деятельность производственных подразделений по тем направлениям, которые могут обеспечить повышение эффективности производства путем создания и выпуска продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей, укреплению экономического потенциала предприятия. Научно – техническая политика разрабатывается по трем важным направлениям:
а) ориентация производства на выпуск новых товаров;
б) ориентация производства на быстрое техническое обновление выпускаемой продукции;
в) ориентация производства на выпуск традиционных товаров, не новых, но пользующихся спросом на отдельных рынках.
Разработка научно – технической политики предполагает обоснованное решение следующих вопросов:
Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению – это создание новых изделий с показателями высокой технико-экономической эффективности и активным воздействием на потребителя. Реализация этой политики требует больших затрат на НИОКР.
Выпуск новых для данной фирмы видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке – это создание продуктов – аналогов, с более высокими технико-экономическими показателями либо имитация продукции, предлагаемой лидером. Здесь требуется наличие мощной базы опытно-конструкторских работ и способности быстрого реагирования на требования рынка.
Ориентация производства на техническое обновление выпускаемой продукции предполагает решение таких вопросов, как целесообразность внесения изменений и усовершенствований с целью модернизации продукции и достижения технико-экономических показателей продуктов – аналогов, выпускаемых конкурирующими фирмами. Для реализации необходимы относительно небольшие расходы на НИОКР, хорошо отработанная технология.
Ориентация производства на выпуск традиционных товаров, не новых, но пользующихся спросом на отдельных рынках, требует решения вопроса о целесообразности сохранения налаженного производства продукции по традиционной технологии или о переходе на новую технологию. Например, автомобильный концерн «Фиат» в 2003 году создал в Москве производство запасных частей к своим автомобилям, давно снятым с производства, но еще широко эксплуатируемым в России для фирменного (значит более качественного) обслуживания потребителей на отдельном рынке.
Правильно сформулированная научно – техническая политика позволяет оценить перспективы развития рынка и возможности предприятия сконцентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях хозяйственной деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИЙ
Понятие инновации
Проблема инноваций, рассматриваемых в качестве основного фактора динамики промышленности, не является новой. Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов в XX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. В общем плане этот термин можно понимать как особую культурную ценность – материальную или нематериальную, - которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая. Закономерности технических нововведений стали изучаться в начале XX века. По некоторым источникам обычно отождествляют понятия «новшество», «новация», «нововведение», «инновация». Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получат общественное признание, когда будут приняты к распространению и уже в новом качестве выступят как инновации. Инновация – результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы.
Отечественные специалисты рассматривают инновацию как универсальный метод, набор инструментов обеспечения оптимального технологического прогресса организации путем планируемого управленческого воздействия на социальную структуру предприятия. Между тем из поля зрения менеджеров ускользает широкий спектр теоретических и концептуальных проблем, связанных с происхождением понятия в системе социальных наук. А ведь инновация – это не только система периодически вводимых разовых новшеств, заменяющих товарные и технологические переменные организационной структуры. Это и комплексный социокультурный процесс, развивающийся по неким объективным законам, тесно взаимосвязанный с историей и традициями рассматриваемых социальных систем и кардинально преобразующий их структуру. Это и социально – психологический феномен, характеризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностями зависимостями происходящих в индивидах когнитивных и эмоциональных процессов.
Первыми крупнейшими теоретиками инновационных процессов по праву считаются И. Шумпетер и Н.Д. Кондратьев. Шумпетер увидел в нововведениях возможности для ускоренного преодоления экономических спадов через активизацию радикальных технологических нововведений. Норма здоровой экономики – в динамичном неравновесии, вызванном деятельностью новатора – предпринимателя. Цель инновации – повысить отдачу на вложенные ресурсы. Инновация является скорее экономическим и социальным понятием, чем техническим. В соответствии с теорией «больших циклов» Н.Д. Кондратьева – динамика экономической структуры общества чутко реагирует на базовые нововведения (ключевые изобретения), влекущие за собой реализацию вторичных, модернизирующих социально – экономических нововведений. Дальнейшее комплексное развитие представлений об инновационных процессах связано с имена П.Ф. Дракера, К. Левина, Э.М. Роджерс, Дж. Залтмена, Х.Г. Барнетта и др. исследователей. Характерно, что практически все теоретики и практики инновации обосновывают существование феномена «социального прогресса», который понимается как рост технологических возможностей субъекта, открывающий доступ к более широкому по сравнению с предыдущим спектру ограниченных ресурсов, обеспечивающих его существование.
Важнейшая характеристика инновации заключается в том, что она не является по отношению к социальному субъекту неким внешним объектом, а представляет собой восприятие индивида или социальной системы, устанавливающих наличие новизны. Практика может быть инновационной не для всех индивидов и социальных систем. Восприятие новизны как таковой носит исключительно субъективный характер и не зависит от того, существовал ли рассматриваемый объект как новый ранее или нет: индивид воспринимает его как новый. Социальный субъект становится сторонником инновации, когда может адекватно оценить состояние окружающей среды и спрогнозировать свое состояние в контексте инновационного процесса в терминах приобретения – потери социальных преимуществ.