Предмет, метод и задачи науки управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 00:10, контрольная работа

Описание работы

Отношение к менеджменту стало меняться к лучшему в начале 90-х годов, когда демократизация общественной жизни страны позволила широким слоям населения, практическим работникам ознакомиться с накопленным богатым мировым опытом теории и практики менеджмента. А переход к рыночной экономике, обретение предприятиями самостоятельности, рост конкуренции сделали просто необходимым изучение и использование опыта управления в передовых зарубежных странах и ведущих мировых фирмах, обобщение накопленного отечественного опыта, а также проведение дальнейших научных исследований.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. Предмет, метод и задачи науки управления ………………………..…………4
2. Мотивация как функция управления…………………………………..……….6
3. Этика управления и организационная культура …………………..………….8
4. Практическое задание………………………………………………..……….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..15

Файлы: 1 файл

менеджмент вар. 19.docx

— 46.05 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

 

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Рудненский индустриальный институт

 

 

Кафедра «Менеджмента и маркетинга»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Менеджмент» 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Преподаватель: Жумагалиева А.Б.

                                            Студент: Пермякова Д.

                                                                                   Группа ЛЗЭк –11со

                                                                            Шифр зачетной книжки:  110568

                                                 Шифр контрольной работы 

                                                         Номер варианта: 19

 

 

 

 

 

 

                                                   Рудный 2013 г

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

  1. Предмет, метод и задачи науки управления ………………………..…………4
  2. Мотивация как функция управления…………………………………..……….6
  3. Этика управления и организационная культура …………………..………….8
  4. Практическое задание………………………………………………..……….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..15 

ВВЕДЕНИЕ

 

Трудно назвать более  важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят  и эффективность производства, и  удовлетворение потребностей населения  в товарах и услугах.

За рубежом накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства  и т.п. в результате непосредственного  участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых  достижений в практической организации  экономических и социальных процессов. Хотя и ощущается недостаточная теоретическая проработка.

В нашей стране на протяжении десятилетий монопольного господства командно-административной системы  управления сформировалась психология подозрительного отношения к  менеджменту. Менеджмент с присущими  ему принципами децентрализации, автономии, мотивации никак не вписывался в  систему командных методов и  воспринимался как «заморское чудачество». Сложившаяся система управления часто отторгала квалифицированных  людей, поскольку выдвигала совсем иной тип руководителей – “командиров  производства”, неукоснительно выполнявших  директивы центра. Кроме того, почти  не осуществлялась подготовка специалистов по управлению.

В результате этого к 90-м  годам мы имели по существу всеобщую управленческую безграмотность, в том  числе среди руководителей-реформаторов. Это явилось одной из основных причин глубочайшего в новейшей истории  системного кризиса российского  общества и экономики.

Отношение к менеджменту  стало меняться к лучшему в  начале 90-х годов, когда демократизация общественной жизни страны позволила  широким слоям населения, практическим работникам ознакомиться с накопленным  богатым мировым опытом теории и  практики менеджмента. А переход  к рыночной экономике, обретение  предприятиями самостоятельности, рост конкуренции сделали просто необходимым изучение и использование  опыта управления в передовых  зарубежных странах и ведущих  мировых фирмах, обобщение накопленного отечественного опыта, а также проведение дальнейших научных исследований.

Цель учебного курса «Менеджмент» состоит в овладении научными подходами, принципами и методами системы  менеджмента как комплексной  системы обеспечения конкурентоспособности  управляемого объекта на конкретном рынке, закреплении необходимых  навыков для применения их на практике.

 

 

1.Предмет, метод и задачи науки управления

 

Управление – это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект для достижения определенных результатов.

Субъект управления – это физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие.

Объект управления – то на что направлено воздействие субъекта управления.

Ввиду особенности объекта  управления понятие «управление» применимо ко всем сферам материального мира – биологической, технической, социальной. Поэтому выделяют три вида управления:

  1. управление в живой природе – биологическими системами (изучается биологическими науками)
  2. управление в неживой природе – техническими системами (технические науки)
  3. управление в обществе – социальными системами (общественными науками, с использованием других отраслей знаний)

Наиболее сложным является социальное управление, которое обычно подразделяют на

  1. управление общественным производством (экономическое)
  2. управление государством (социально-политическое)
  3. управление духовной сферой.

Управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, регионом, предприятием и внутри системы каждого уровня. Понятие «управление производством» несколько шире понятия «менеджмент». Так как термин «менеджмент» применяется лишь к управлению организацией и ее персоналом в условиях рынка. Объектами управления в АПК (агропромышленном комплексе) выступают отдельные лица или коллективы работников, а так же отдельные процессы природные, материальные, финансовые, трудовые, весь потенциал предприятия, объединения, отрасли и всего АПК.

Предметом науки управления является совокупность общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе управления на разных уровнях и в различных звеньях социально-экономической системы.

В силу особенностей предмета изучения наука управление возникла на стыке общественных наук и прикладных областей знаний, занимая межу тем  самостоятельное положение.

В связи с этим наука управление очень тесно взаимосвязана

  1. с экономикой (управлять производством невозможно не зная законов производства, распределения, обмена и потребления материальных благ)
  2. с философией (только на основе диалектического подхода можно проникнуть в суть изучаемых явлений, относящихся к процессам управления)
  3. не зная основ социологии, психологии и педагогики не возможно эффективно управлять трудовыми коллективами
  4. среди наук, выводы которых использует управление, особое место занимает кибернетика – наука об общих закономерностях управления в системах любой природы и сложности.
  5. Управление АПП (автоматизированного процесса проектирования) должно учитывать особенности сельского хозяйства, как центрального звена АПК: земля - главное средство производства, территориальная рассредоточенность отрасли, сезонный характер производства, многообразие форм собственности и др.

Наконец, имеется достаточно оснований, чтобы утверждать, что  управление – это синтез науки  и искусства. Искусство управления заключается в умении применять  общетеоретические положения и  типичные управленческие ситуации в  конкретных условиях.

Методы используемые наукой управление: [совокупность приемов и способов, с помощью которых достигают результатов исследования]

Диалектический – процессы управления изучаются в движении и развитии, во взаимосвязи и взаимозависимости.

Так как управление всегда очень тесно связано с практикой  широкое распространение получил метод эксперимента, при котором возможные решения апробируются, проходят проверку на соответствующем объекте. И лишь при получении положительного результата подлежат распространению на другие объекты управления.

Важное значение имеют методы социологических исследований (анкетирование, интервьюирование и др.) позволяющие изучить сложные процессы, возникающие в коллективе, особенно их качественные стороны.

Методы экономического и  организационного моделирования (экономико-математические методы, методы математической статистики, методы теории исследования операций, теории игр и др.)

Специфические методы свойственные только управлению: организационный анализ, организационное нормирование и проектирование, графические методы изображения организационных процессов и др.

Лишь комплексное применение методов позволит решить главную  задачу, стоящую в настоящее время  перед наукой управление - повышение  эффективности управления общественным производством.

Задачи науки управления — изучать закономерности организации  управленческого процесса и возникающие  при этом отношения между людьми, определять методологические приемы, соответствующие специфике объекта  исследований, и способы прогнозирования изучаемых процессов.

 

2. Мотивация как функция управления

 

В последнее время особенно усилилось внимание к проблеме мотивации  как функции управления, с помощью  которой руководство любого предприятия  побуждает работников действовать  наиболее эффективно для обеспечения  производственного процесса в соответствии с намеченным планом. Процесс создания либо реконструкции организационной  структуры управления неразрывно связан с разработкой систем управления персоналом, контроля и информационного  обеспечения, а люди – это основной источник эффективного развития предприятия.

В менеджменте все большее  значение приобретают мотивационные  аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения  оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового  потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Мотивация – это деятельность, которая активизирует коллектив  предприятия и каждого работающего  и побуждает их эффективно трудиться  для выполнения целей.

Путь к эффективному управлению персоналом, к активизации его  деятельности и повышении ее эффективности  лежит через понимание мотивации  людей. Если хорошо понимать, что движет человеком, побуждает его к действиям, к чему он стремиться, выполняя определенную работу, можно, в отличие от принуждения, требующего постоянного контроля, таким образом построить управление персоналом фирмы, что люди будут сами активно стремиться выполнить свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.

В конкретно-содержательном отношении мотивация понимается как психологический феномен, как  биопсихическая реакция человека на внешние воздействия и внутренние потребности, опосредованная особенностями  среды и личности, и приводящая к определенному результату. При  этом принципиально важно подчеркнуть  наличие в мотивации естественного  единства сознательных и бессознательных, рациональных и эмоциональных побуждений, отражающего человеческую природу, нарушение которого может приводить  к ощутимым искажениям и потерям  в практике управления.

Мотивация занимает одно из центральных мест в системе управления любым социально-экономическим объектом. Независимо от природы объекта управления в управлении этим объектом всегда участвует мотивация. Мотивация  является одной из функций управления наряду с другими функциями, такими как планирование, организация, контроль. Таким образом, мотивация присутствует в качестве функции управления в  управлении любым объектом.

Однако мотивация имеет  существенное отличие от других функций  управления. Такие функции, как планирование, организация, контроль осуществляются в основном менеджментом организации. Исполнительский персонал, как правило, играет при выполнении этих функций пассивную роль.

В реализации же мотивации  как функции управления исполнительский  персонал организации играет самую  активную роль. Цели, ценности, установки, потребности этого персонала - не только предмет анализа теорий мотивации, но и непосредственные движущие силы деятельности по достижению целей организации.

Успешность управления любым  социально-экономическим объектом зависит от того, насколько эффективна мотивация людей, работающих в рамках этого объекта. Даже если в рамках объекта управления действуют совершенная  система планирования, продуманная  система контроля, сбалансированная система координации действий, прогрессивная  оргструктура, но при этом система мотивации недостаточно эффективна, общий результат функционирования данного объекта управления будет достаточно низким.

Информация о работе Предмет, метод и задачи науки управления