Предмет, объект, задачи менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:07, реферат

Описание работы

Менеджмент представляет собой многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой, то его рассмотрение в зависимости оттого, какие процессы ставятся во главу угла, может вестись с различных точек зрения. Наиболее значимыми подходами к рассмотрению управления организацией являются следующие:
- рассмотрение управления с точки зрения процессов, происходящих внутри организации;
- рассмотрение управления с позиции процессов включения организации во внешнюю среду;

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 49.40 Кб (Скачать файл)

1 Предмет, объект, задачи менеджмента

 

    1.  Менеджмент как позиция управления

           Менеджмент представляет собой многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой, то его рассмотрение в зависимости оттого, какие процессы ставятся во главу угла, может вестись с различных точек зрения. Наиболее значимыми подходами к рассмотрению управления организацией являются следующие:

- рассмотрение  управления с точки зрения  процессов, происходящих внутри  организации;

- рассмотрение  управления с позиции процессов  включения организации во внешнюю  среду;

- рассмотрение  управления организацией с точки  зрения процесса осуществления  самой этой деятельности.

Позиции управления внутри организации в  основном определяются тем предназначением  и той ролью, которые призвана реализовывать данная организация. Во внутриорганизационной жизни  управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей. Менеджмент формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, организационная культура, и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации.

Внутриорганизационные процессы, формируемые и направляемые менеджментом, включают в себя три основных подпроцесса: координация, принятие решений, коммуникации. Для координации менеджмент может сформировать в организации два типа процедур:

- непосредственное  руководство действиями в виде  распоряжений, приказов и предложений;

- координация  действий посредством создания  системы норм и правил, касающихся  деятельности организации.

Процедуры и нормы принятия решений по-разному формируются менеджментом в различных организациях. Широко известен опыт японских фирм, когда принятие решений осуществляется снизу вверх. Есть много организаций, где решения принимаются только на верхнем уровне. Существуют организаций, в которых широко практикуется система делегирования права принятия решения на нижние уровни иерархии.

Существующие  в организации нормы и формы коммуникации оказывают большое влияние на климат внутри организации. Существуют организации, в которых практикуется преимущественно только письменная форма коммуникаций. Имеются организации, где все контакты в основном осуществляются в виде разговора.

Многие  организации применяют комбинацию этих форм. Важной характеристикой  коммуникаций является наличие ограничений  на коммуникации. Все эти и многие другие аспекты коммуникационных процессов  находятся под сильным влиянием управления и составляют предмет  особой заботы руководства организации  в том случае, если оно стремится  к созданию наилучшей атмосферы  внутри организации.

Технология, включающая в себя технические средства и способы их комбинирования и  использования для получения  конечного продукта, создаваемого организацией, является предметом самого пристального внимания со стороны менеджмента.

Управление  должно решать вопросы технологий и  осуществления их наиболее эффективного использования. В последнее время  в связи с появлением все более  передовых технологий соответствующие  задачи менеджмента становятся исключительно  сложными и значимыми. Это связано  с тем, что их решение может  привести к важным и далеко идущим положительным последствиям для организации. Они могут вызвать и негативные процессы во внутренней жизни организации, разрушить ее организационную структуру, привести к демотивированию работников. Поэтому в современных условиях менеджмент не может смотреть на технологии только с точки зрения повышения производительности и эффективности. Очень важно учитывать то, как новые технологии могут повлиять на климат внутри организации, как они могут подействовать на ее «организм».

Кадры являются основой любой организации. Без  людей нет организации. Представьте  себе организацию, которую покинули все ее работники. Остались бы здания, оборудование, документы и т.п. Но самой организации не стало бы. Организация живет и функционирует  только потому, что в ней есть люди. Люди в организации создают  ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

В силу такого особого положения люди в организации  являются для менеджмента «предметом номер один». Менеджмент формирует  кадры, устанавливает систему отношений  между ними, включает их в созидательный  процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению  по работе.

Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение и т.п. Все  эти отличия могут оказывать  серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение  других членов организации. В связи  с этим менеджмент должен строить  свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных  результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться  устранять отрицательные последствия  его действий. В отличие от машины человек имеет желания, и для  него характерно наличие отношения  к своим действиям и действиям окружающих. А это может очень серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи менеджменту приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в большой степени зависит успех функционирования организации.

Организационная культура, являясь всепронизывающей составляющей организации, оказывает  сильное влияние как на ее внутреннюю жизнь, так и на ее положение во внешней среде. Организационная  культура складывается из устойчивых норм, представлений, принципов и  верований относительно того, как  данная организация должна и может  реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл функционирования организации  и т.п. Часто основные положения  организационной культуры находят  проявление в обобщающих смысл деятельности организации лозунгах. Носителями организационной  культуры являются люди, но вырабатывается она и формируется в значительной мере менеджментом и, в частности, высшим руководством.

Организационная культура может играть огромную роль в мобилизации всех ресурсов организации  на достижение ее целей. Но может и  являться мощным тормозом на пути достижения целей, в особенности если для  этого потребуется проведение изменений. Поэтому менеджмент уделяет большое  внимание решению вопросов формирования, поддержания и развития организационной  культуры.

Внутренняя  жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости  от типа организации, ее размера и  вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней  ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом  размере. Однако несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые  являются объектом управления со стороны  менеджмента. Данными функциональными группами процессов являются следующие: производство; маркетинг; финансы; работа с кадрами; эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

Управление  производством предполагает, что  соответствующие службы менеджмента  осуществляют управление процессом  переработки сырья, материалов и  полуфабрикатов, поступающих на входе  в организацию, в продукт, который  организация предлагает внешней  среде. Для этого менеджмент осуществляет следующие операции:

- управление разработкой и проектированием продукта;

- выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта;

- управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;

- управление  запасами на складах, включающее  в себя управление хранением  закупленных товаров, полуфабрикатов  собственного изготовления для  внутреннего пользования и конечной  продукции;

- контроль качества.

Управление  маркетингом призвано посредством  маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать  в единый непротиворечивый процесс  удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей  организации. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как: изучение рынка; реклама; ценообразование; создание систем сбыта; распределение  созданной продукции; сбыт.

Управление  финансами состоит в том, что  менеджмент осуществляет управление процессом  движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется: составление  бюджета и финансового плана; формирование денежных ресурсов; распределение  денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации; оценка финансового потенциала организации.

Управление  персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Кадровая работа включает в себя следующие элементы: подбор и расстановка кадров; обучение и развитие кадров; компенсация за выполненную работу; создание условий  на рабочем месте; поддержание отношений  с профсоюзами и разрешение трудовых споров.

 

1.2 Основные функции менеджмента

          Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

На рис. 1 показан состав и взаимосвязь  современных функций, формирующих  процесс управления. Каждый из шести  блоков функций представляет собой  обособленный этап процесса управления объектом, фирмой, корпорацией.

В каждом блоке два вида функций, взаимосвязанных  между собой и взаимодополняющих  друг друга. При одном и том  же назначении функции каждого блока  отражают особенности, характерные  для менеджмента разных сфер управляемой  деятельности, разных уровней управления и объектов.

С учетом приоритетности каждая из основных функций  выступает критерием выделения  функционального менеджмента как  самостоятельного процесса и системы  управления. Можно говорить о целевом, стратегическом, мотивационном, корпоративном  менеджменте. В то же время весь комплекс основных функций выражает системное  представление и законченность  процессов управления любой социальной и социально-экономической системы.

Функции интересны тем, что в систематизированном  виде могут дать полное представление  о процессах мотивации, воздействия  и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и  появления последствий. Основные функции  характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый  результат. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть содержание основных функций менеджмента через  базовые средства воздействия.

 

Целеполагание

Контроль 

 

                      Стратегополагание

 

                                 Оценка

 
         
 

Планирование

 

Организация

 

                          Регулирование

 

                 Координация

 
         
 

Мотивация

Гуманизация

 
 

             Стимулирование

 

             Корпоративность

 



 

Рис.1 Взаимосвязь  между основными функциями менеджмента

 

В таблице 1 по каждой функции приведены средства взаимодействия, наиболее часто используемые менеджерами в процессах управления. Естественно, дать исчерпывающий набор  средств воздействия не представляется возможным, так как состав средств  в значительной степени определяется ситуационно. При выборе средств  воздействия руководствуются их значимостью, комплексностью и системностью применения в процессах формирования функциональных моделей менеджмента.

Целеполагание как  основная функция менеджмента ориентирует  производственно-хозяйственную систему  во времени и пространстве. Ее назначение - постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с потребностью общества в производимой фирмой продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом.

Цели - конкретные конечные желаемые результаты, которых  стремится достичь коллектив  в процессе совместной деятельности. Все производственно-хозяйственные  системы являются многоцелевыми. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные и другие цели. Их состав и взаимообусловленность  определяются назначением и структурой деятельности.

Информация о работе Предмет, объект, задачи менеджмента