Преимущества и недостатки различных стилей лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении преимуществ и недостатков различных стилей лидерства.
Исходя из поставленной цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
Определить сущность лидерства и факторы формирования стилей руководства.
Рассмотреть стили руководства и их особенности.
Выявить достоинства и недостатки стилей руководства, и их эффективность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...………........3
1. Сущность лидерства. Факторы формирования стилей ………..……….............5
2. Стили руководства и их особенности……………………………………..……11
3. Достоинства и недостатки стилей руководства, и их эффективность……….17
Заключение…………………………………………………………….……..……..23
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

лидерство(курсовая).docx

— 151.63 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая

 академия им. Зайнаб биишевой»

                        Факультет  экономики и управления       

                                    Кафедра экономики 

                                 и менеджмента 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по основам менеджмента 
 

                       ПРЕИМУЩЕСТВА И  НЕДОСТАТКИ РАЗЛИЧНЫХ

                                              СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Выполнил: студент  гр.31 МБ

                                                         факультета экономики и            управления Садыкова А.Ф.

                                                      Научный руководитель:

                                                  Рысаева З.М. 
 
 
 
 

Стерлитамак 2011 
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………...………........3

1. Сущность лидерства. Факторы формирования стилей ………..……….............5

2. Стили руководства и их особенности……………………………………..……11

3. Достоинства и недостатки стилей руководства, и их эффективность……….17

Заключение…………………………………………………………….……..……..23

Список  использованной литературы……………………………………...............25

Приложение…………………………………………………………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Управлять людьми всегда сложно и ответственно, независимо от масштаба организации  и количества персонала, работающего  в ней. Разница только в том, что начинающий руководитель еще не понимает сути всех управленческих задач, стоящих перед ним, и не осознает до конца всей ответственности за принятые (или не принятые) им решения. Со временем у руководителя накапливается не только опыт управления, но и масса вопросов, связанных с ними.

     В процессе управления людьми руководители чаще уделяют внимание проблемам  мотивации и стимулирования, в  то время как только правильно  определенный стиль управления позволяет  наиболее успешно использовать потенциал  всех сотрудников предприятия. С  помощью установленного стиля достигается  удовлетворенность работой и  производительность сотрудников.

     Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в  организации – это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.

     В данной курсовой работе мы рассмотрим различные стили руководства. Ведь от выбранного стиля руководства будут зависеть мотивация работников, их отношение к труду, уровень и качество производительности, дисциплина, взаимоотношения в коллективе и многое другое.

     Цель  данной работы состоит в рассмотрении преимуществ и недостатков различных стилей лидерства.

     Исходя  из поставленной цели, мы поставили  перед собой следующие задачи:

  1. Определить сущность лидерства и факторы формирования стилей руководства.
  2. Рассмотреть стили руководства и их особенности.
  3. Выявить достоинства и недостатки стилей руководства, и их эффективность.

     Проблема  исследования состоит в том, что  в реальной жизни стили руководства  не соответствуют теоретической  основе, так как все люди различны, что порождает трудности в  выборе того или иного стиля руководства.

     Практической  значимостью результатов работы является то, что они позволяют  оценить стили руководства и  их эффективность в деятельности организации. Так как от выбранного менеджером стиля будут зависеть внутренняя среда организации, установленные  в ней порядки, отношения между  руководителем и подчиненными, отношения  непосредственно между работниками, правильная организация труда, дисциплина, эффективность принимаемых менеджером решений, что на выходе отразится  на качестве и количестве выпускаемых  организацией товаров и услуг.

     Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное  руководство. В современном русском  языке под руководством, с точки  зрения собственника, подразумевается  либо индивид «руководитель» или  группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными  особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

                       

  1. Сущность лидерства. Факторы формирования стилей
 

     Лидерство (англ. Leader) – управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

     Выделяют  формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных  оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей  через личные способности, умения и  другие ресурсы получил название неформального лидерства.

     Считается, что идеальным для лидерства  является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

     Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей  цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве  этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные  задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации  имеет и слабые стороны:

  1. проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
  2. достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;
  3. уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время. 1

     В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

  1. видение ситуации в целом;
  2. способность к коммуникациям;
  3. доверие сотрудников;
  4. гибкость при принятии решений.2

     Руководитель предприятия должен быть не только компетентным специалистом, но и опытным дипломатом, и воспитателем, и авторитетным судьей — словом, он должен быть лидером. В условиях современной России лидерство является обязательным качеством преуспевающего менеджера, хотя лидером нельзя стать по назначению вышестоящей организации. Часто лидерами становятся благодаря своим личным качествам, независимо от должности в служебной иерархии.

     В первые, после своего назначения дни, новый руководитель попадает в весьма сложную ситуацию.  Часто бывший руководитель бывает передвинут на более высокую должность и теперь является прямым начальником новичка и коренное преобразование организации может быть воспринято как критика эффективности работы шефа. Многие молодые руководители какое-то время мечутся в поисках оптимального решения, топчутся на одном месте, не рискуя наметить и реализовать разумный план действий, хотя очевидно, что принятия решения не избежать.

     Важным  фактором в осуществлении лидером своих функций являются его личностные качества. Поведение лидера и результаты, которых он добивается, во многом зависят от зрелости последователей, их умений и опыта. Кроме того, на судьбу лидера влияют как ситуационные факторы (например, удачное или неудачное стечение обстоятельств), так и результаты деятельности последователей. Поведение лидера также является решающим фактором, от которого зависит работа организации и ее успех.

     Теория  управления рекомендует новому руководителю не терять зря времени и в процессе адаптации к своему новому положению в коллективе определить важнейшие проблемы, решение которых обеспечит наибольшую эффективность работы. Нужно, чтобы намеченные к реализации задачи были в рамках компетенции руководителя, не требовали дополнительных ресурсов, принесли ощутимые результаты в короткие сроки и выполнялись по четкому рабочему плану. Жесткий контроль выполнения плана может вызвать недовольство исполнителей, но если деятельность руководителя начнет приносить ощутимые результаты, а тем более и выплату премий, то коллектив поддержит эти инициативы. Стратегия проведения реформ на фоне конкретных дел позволит руководителю бесконфликтно установить деловые и доверительные отношения с коллективом, подтвердить свою квалификацию и сделать первый шаг на пути к истинному лидерству.3

     В повседневной, будничной деятельности руководителю предстоит постепенно, настойчиво завоевывать авторитет, доказывать на деле свое владение принципами и искусством управления. Добиваясь желаемых изменений позиций других лиц, новый администратор должен в первое время чаще подкреплять свои предложения ссылками на авторитетный источник, широко привлекать к разработке программ, постановке задач возможно более широкий круг специалистов, поскольку общая позиция группы оказывает решающее влияние на формирование индивидуальных мнений ее членов. И, конечно, чаще привлекать внимание к своим нововведениям непосредственного начальника и равных по должности коллег. Необходимо выработать свой стиль работы и постоянно его совершенствовать.

     Однако  в любой общности людей обязательно  появляется свой неформальный лидер, человек, пользующийся в своей группе высоким авторитетом и общим признанием. Такой авторитетный член коллектива обладает обычно талантом эффективного общения — легко и непринужденно вступает в контакты с другими людьми и может существенно влиять на моральный климат в коллективе.

     Руководитель  должен знать неформальных лидеров  своей организации и установить с ними разумные деловые и личные контакты. Несомненно, что этот человек должен быть умен и образован, но наблюдения показывают, что высокий показатель интеллекта, например студента, ученого, людей творческих профессий, не всегда адекватен их психологическому статусу в коллективе.

     Личностные  качества лидера играют большую роль в его практической деятельности. Однако в конечном итоге важнее не то, что представляет собой лидер как личность, а то, что эта личность делает и как себя ведет. Поэтому исследователями лидерства было предложено несколько подходов к описанию поведения лидера, которое можно охарактеризовать как стиль лидерства.4

     Одним из первых описание стилей лидерства  дал К. Левин, выделивший авторитарный, демократический и пассивный стили. Хотя выводы Левина основывались на данных полевых исследований, его классификация не получила широкого распространения, поскольку стили лидерства не увязывались с природой задания, которое выполняла группа, и слабо учитывались отношения между ее членами. Поэтому были предприняты попытки усовершенствовать подход, основанный на анализе поведения лидеров.5

     Позднее Р. Танненбаум и У. Шмидт предложили схему, получившую название континуума лидерского поведения, которая показывает, что лидер имеет широкий выбор форм поведения по отношению к своим последователям. Важной особенностью подхода Танненбаума-Шмидта был акцент на том, что стиль лидерства должен выбираться в зависимости от того, каков источник полномочий лидера: формальная власть (т.е. власть, которой обладает лидер вследствие своего формального положения в организации) или личностные качества.6

     Наибольшую популярность среди практиков получила система описания стилей лидерства, получившая название «управленческой решетки», предложенная Р. Блейком и Дж. Моутон. «Управленческая решетка» — это двумерная схема, горизонтальная ось которой отражает ориентацию лидера на выполнение задания, а вертикальная — его ориентацию на отношения между людьми. Оси шкалированы (от 1 до 9). В приложении курсовой работы указана управленческая решетка Р. Блейкома и Дж. Моутона и даны описания пяти стилей с указанием соответствующих координат.7

Информация о работе Преимущества и недостатки различных стилей лидерства