Преимущества и недостатки различных стилей лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении преимуществ и недостатков различных стилей лидерства.
Исходя из поставленной цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
Определить сущность лидерства и факторы формирования стилей руководства.
Рассмотреть стили руководства и их особенности.
Выявить достоинства и недостатки стилей руководства, и их эффективность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...………........3
1. Сущность лидерства. Факторы формирования стилей ………..……….............5
2. Стили руководства и их особенности……………………………………..……11
3. Достоинства и недостатки стилей руководства, и их эффективность……….17
Заключение…………………………………………………………….……..……..23
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

лидерство(курсовая).docx

— 151.63 Кб (Скачать файл)

     Важный  вклад в теорию лидерства как  высшего проявления искусства управления внес Ли Ч. Бернард и Герберт Саймон, получивший за свои разработки Нобелевскую премию. Они доказали, что роль лидера заключается прежде всего в умении овладеть социальными силами в коллективе, в искусстве формирования, развития и направления моральных ценностей. Эти идеи противопоставлялись концепциям краткосрочной эффективности, когда для достижения сиюминутных результатов щедро раздаются вознаграждения и наказания и менеджеры не задумываются о пагубных последствиях этих методов.

     Стиль руководства – это система методов воздействия руководителя на подчиненных. Он формируется под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя.8

     Стиль руководства связан с определением типичной для руководителя системы  деятельности, используемой им в работе с людьми, которая проявляется в отношении к людям, в подготовке, принятии и реализации решений, в организации труда коллектива.9

     Выделяют  следующие факторы формирования стиля руководства:

  1. субъективный элемент стиля. К нему относится: уровень профессиональной подготовки, особенности характера и темперамента, нравственные ценности, коммуникативные способности, поведенческие аспекты.
  2. объективные элементы стиля. К ним относятся: специфика конкретной сферы деятельности, социально-психологические черты подчиненных, уровень иерархии управления, способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями.
  3. сложившиеся особенности и потребности коллектива.

Тот или иной стиль управления руководителя формируют элементы, такие как:

  1. Распределение полномочий;
  2. Установление ответственности;
  3. Характер процесса принятия управленческих решений;
  4. Используемые методы руководства;

     5) Осуществление контроля за деятельностью подчиненных;

     5) Отношение к самостоятельности и инициативности подчиненных;

     6) Уровень сотрудничества и доверия между руководством и подчиненными;

     7) Отношение к нововведениям;

     8) Заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных.10

     Таким образом, руководитель каждой организации применяет только свой уникальный стиль. Учитывая большое количество факторов и условий, его стиль приобретает конкретную направленность и содержание. Рассмотрев вышеперечисленные факторы, можно сделать вывод о том, что стиль – это, прежде всего социальное явление, так как в него заложены и убеждения руководителя, и поведение подчиненных, и морально-психологическая атмосфера организации. 

    1. Стили руководства  и их особенности
 

     Стиль руководства – это обычная манера поведения руководителя, который оказывает влияние на подчиненных, и побуждает их к достижению целей организации.

     Стиль руководства в контексте управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.11

     Каждая  организация представляет собой  уникальную комбинацию индивидов, целей  и задач. Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории, которая приводится в данном разделе. Скорее, стиль данного руководителя может быть соотнесен с какой-то позицией в определенном континууме. Имеются две широко применяющиеся системы определения целей этого континуума. 12

     По  определению А. А. Русалиновой, стиль  руководства — стабильно проявляющиеся  особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под  влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических  особенностей личности руководителя.

     Существует  два подхода к определению  стилей руководства:

  1. Поведенческий подход выделяет

    – авторитарный;

    – демократичный;

     – либеральный стили руководства. 13

     При авторитарном стиле руководства все решения принимает сам руководитель, ни с кем не советуясь. Он всегда указывает всем сверху и не выносит никаких отступлений от собственных планов. Он знает "что лучше" для сотрудников и предприятия.

     Авторитарный  стиль управления имеет разновидности:

     – диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют под угрозой санкций);

     – автократический (менеджер имеет в своем распоряжении обширный аппарат власти);

     – бюрократический (авторитет менеджера покоится на формальных иерархических положениях системы);

     – патриархальный (менеджер имеет авторитет  «главы семьи», сотрудники неограниченно  ему доверяют);

     – благосклонный (менеджер использует свои неповторимые личные качества и пользуется высоким авторитетом, сотрудники поэтому  следят за его решениями).

     Применительно к данному стилю можно использовать теорию Х Дугласа Макгрегора, в которой руководитель использует директивные жесткие методы управления, такие как принуждения и наказания как факторы мотивации труда. Также он ограничивает свободу и автономию подчиненных. Последние в свою очередь являются средними, ленивыми людьми и, насколько возможно, отлынивают от работы, они нечестолюбивы, боятся какой-либо ответственности и сами желают быть руководимыми. Давление со стороны руководителя необходимо для достижения целей организации, строгое управление подчиненными и частный контроль над ними неизбежны.

     Руководитель  стремится упростить цели, разбить  их на более мелкие, каждому подчиненному поставить отдельную задачу, что  позволяет легко контролировать ее исполнение. Иерархия в таких  организациях, как правило, очень  строгая, каналы сбора информации работают четко и оперативно.

     Авторитарный  стиль управления считается оправданным в кризисной ситуации (война, стихийное бедствие, кризисная ситуация в фирме) когда решения необходимо применять быстро. Жесткий диктат становится необходим для гарантии оперативности выполнения решений и их надежного контроля.

     Демократичный руководитель прислушивается к мнению подчиненных при принятии решений. Он обращается к более высоким  потребностям людей. При таком стиле  обязательна система контроля. Отражает систему взаимоотношений, для которой характерно постоянное взаимопонимание между администратором и членами коллектива. Решения принимаются всеми членами коллектива, и ответственность принимают на себя все члены группы.

     Организации, где доминирует демократичный стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные  принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал. Вместо того, чтобы осуществлять жесткий контроль за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку. Руководитель тратит сравнительно большую часть своего времени, действуя как связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые ей ресурсы. 14

     Поскольку демократичный лидер предполагает, что люди мотивированы потребностями  более высокого уровня -в социальном взаимодействии, успехах и самовыражении, - он или она пытаются сделать обязанности подчиненных более привлекательными. В некотором смысле он или она стараются создать ситуацию, в которой люди до некоторой степени сами мотивируют себя, потому что их работа, по природе своей, сама является вознаграждением. В высокой степени демократичный руководитель также способствует тому, чтобы подчиненные понимали, что им предстоит решать большую часть проблем, не ища одобрения или помощи. Но руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем, что если подчиненным и понадобится помощь, они, не стесняясь, могли бы обратиться к руководителю. Чтобы добиться этого, руководитель организует двухстороннее общение и играет направляющую роль. Он или она стараются научить подчиненных вникать в проблемы организации, выдавать им адекватную информацию и показывать, как искать и оценивать альтернативные решения.

     Применительно к данному стилю можно использовать теорию Y Дугласа Макгрегора, в которой «труд – процесс естественный, самоуправление и приобщение к задачам и целям организации позволяют творчески решать возникающие проблемы совместно с руководством». Сотрудники принимают во внимание целевые установки, обладают самодисциплиной и самоконтролем. Цели предприятия достигаются кратчайшим путем посредством денежного поощрения и предоставления возможности индивидуального развития. При благоприятном опыте сотрудники не боятся ответственности.

     Обычно  демократический стиль управления применяется, когда исполнители  хорошо разбираются в той работе, которую они выполняют и могут  творчески, со всех сторон подойти к  ней, внести новизну. 

      Либеральный стиль предполагает практически  полную свободу персонала в принятии решений, в определении целей  своей работы и контроля за ее результатами.

     В зависимости от применяемых методов  руководства, руководителей делят  на сосредоточенных на работе, и  сосредоточенных на человеке. Стиль  руководства ориентируется или  на деятельность, или на людей.

    2. Ситуационный подход.  Этот подход уделяет основное внимание оценке и учету ситуации, и выделяет три фактора, которые влияют на поведение руководителя:

– отношения между руководителем и коллективом; 
– структура задачи;

– должностные полномочия руководителя.

     Для того, чтобы работать наиболее эффективно, руководитель должен применять различные  стили, методы и типы влияния. Современный, адаптивный стиль руководства, ориентирован на учет реальности, и потому зависит  от конкретной ситуации.

     Существуют руководители, которые имеют два равнозначных ведущих стиля. Таким смешанным стилем например является тип управления, объединяющий демократический и авторитарный стили. На основании данных можно сделать вывод, что чаще всего руководители выбирают в качестве ведущего смешанный стиль (демократически-авторитарный).15

     Стиль руководства "сотрудничество" – стиль руководителя, который, в основном, использует демократический и кооперативный стили. Авторитарный, бюрократический, благожелательно-деспотичный и невмешательский для них не характерны.

     Стиль руководства "бюрократ-автократ" – это стиль руководителя, который использует авторитарный, бюрократический и благожелательно-деспотичный стили, отказывается от стилей сотрудничества, отношение к невмешательскому противоречиво.

     Стиль руководства "демократ-автократ" – стиль руководителя, чаще всего использующего демократический и авторитарный стили, часто кооперативный, отрицает невмешательский, бюрократический и благожелательно-деспотичный стили.16

     Таким образом, стиль руководства является принадлежностью всякого аппарата управления. В современной литературе получили  развитие представлений о трех основных стилях управления. К ним относятся: авторитарный, демократический и либеральный стили. Авторитарный стиль руководства характеризуется высокой централизацией власти, жестким диктатом воли.  Демократический стиль характеризуется распределением полномочий, ответственности между руководителем и подчиненными.  Либеральный стиль руководства определяется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом, таким образом, позиция лидера – в стороне от группы.  
 

Информация о работе Преимущества и недостатки различных стилей лидерства