Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью работы является изучение преимуществ и недостатков различных теорий власти и лидерства.
Введение………………………………….……………………………………3
1. Сущность власти и лидерства.……………..……………………………...5
2. Основные теории лидерства……………………….……………………..13
3. Плюсы и минусы различных теорий власти…….…………….………..21
Заключение…………………………….…………………………………….24
Список использованной литературы…..…………………………………..26
Однако эта тенденция не является абсолютной. При определенных условиях достижение соответствующей меры влияния приносит удовольствие, и человек стремится не столько расширить свою власть, сколько удержать ее как можно дольше. Если это действительно так, то существует возможность насыщения властью.
Социоцентрическая мотивация
власти уменьшает вероятность
Субъекты власти (политики,
руководители, менеджеры) проявляют
демократический или
Испытанные методы реализации
власти со временем становятся анахронизмом,
схемы решений и средства контроля
не дают ожидаемого эффекта. Политики
и менеджеры, которые хуже других
приспосабливаются к новым
Таким образом, лидерство и власть невозможно разделить, поскольку власть выражает реальное лидерство. Власть означает способность проявлять свободу действий согласно своим целям и своей воле.
Важное различие между лидерством и властью, относится к совместимости целей. Для существования власти не обязательно требуется совместимость целей. С другой стороны, лидерство, чтобы реализоваться, требует определенного соответствия между целями лидера и целями тех, кто за ним следует.
2.!Основные теории лидерства
Рассмотрим основные теории лидерства, объясняющие феномен влияния одних людей на поведение других в современных организациях.
Теории личностных качеств лидеров.
Согласно этих теорий, обосновывается
перечень наиболее общих черт (качеств),
который свойственен
–/физические качества – активный, энергичный, здоровый, сильный;
–/личностные качества – приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;
–/интеллектуальные качества – ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
–способности – контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность8.
Широко известна типология людей по отношению к власти Б.Рассела, которая также основана на личностных качествах. Согласно этой типологии всех людей можно условно разделить на 4 группы:
–/люди, имеющие такие определяющие черты характера, как настойчивость в достижении цели, веру в собственные силы, целеустремленность, и открыто проявляющих свое стремление к власти;
–/люди, обладающие робостью, склонностью к подчинению другим, неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях;
–/люди, ведущие себя ситуативно: в одних случаях стремящиеся к власти, в других – к подчинению другим;
–/люди, имеющих мужество отказаться от подчинения другим, не желающих командовать, стремящихся уйти от политики и не участвующих в ней. Они ищут и находят приложение собственным силам в науке, искусстве, творчестве9.
Поведенческие (бихевиористские) теории лидерства.
Делают акцент на вопросах обучения эффективным формам поведения; и определяют поведение лидера на основе двух основных характеристик:
а)/поведение, ориентированное, главным образом, на создание удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитие;
б)/поведение, ориентированное исключительно на выполнение производственных задач любой ценой.
Поведение, ориентированное на успешное решение производственных задач, при одновременном создании удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитии, как правило, сопровождаются более высокими показателями работы, дисциплиной и невысокой текучестью, по сравнению с теми подразделениями, которыми руководят лидеры, игнорирующие эти вопросы10.
Теории лидерства, основанные на ситуационном подходе.
Здесь прежде всего следует упомянуть работы Ф. Фидлера. Он предлоложил, что эффективность работы группы будет зависеть от следующих факторов: во-первых, от того, насколько выбранный стиль управления учитывает особенности подчиненных и, во-вторых, от того, какими возможностями располагает руководитель, чтобы влиять на их поведение.
Изучив поведение лидера
и его эффективность в
Фидлер выделил 3 группы факторов, от которых зависит эффективность работы руководителя и подразделения в целом:
1)/взаимоотношение руководителя с подчиненными (степень доверительности их отношений, взаимного уважения);
2)/характер регламентации труда;
3)/возможность руководителя влиять на работу подчиненных посредством подбора, стимулирования и продвижения кадров.
В соответствии
с этим Ф. Фидлер предложил
два основных направления
–/приспособить лидера к ситуации (посредством его подбора, обучения и переобучения, а также стимулирования);
–/изменить ситуацию11.
Теории харизматических качеств лидеров.
В последнее время появился целый ряд новых теорий лидерства, среди которых особое распространение получили теории харизматических качеств лидеров. Были сделаны попытки сформулировать те качества лидеров, которые придают им в глазах тех, кого они ведут за собой, ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяющий увлекать за собой людей. Назовем некоторые из этих качеств:
–/практически полная уверенность в своих суждениях и способностях;
–/умение видеть перспективу лучше, чем остальные;
–/способность увлечь своей идеей остальных, умело разъясняя и убеждая;
–/преданность идее, готовность рисковать и взять на себя ответственность;
–/нетрадиционное поведение.
Установлено, что те, кто идет за лидерами, обладают харизматическими качествами, отличаются высокой мотивацией, способностью работать с энтузиазмом и достигать исключительно высоких результатов.
Теория «партисипативного» управления.
Предполагает партнерские «соучаствующие» отношения руководителей и подчиненных:
–/регулярные совещания руководителя с подчиненными;
–/открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
–/вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;
–/делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий;
–/участие рядовых работников в планировании и осуществлении организационных мероприятий;
–/создание микрогрупп с правом самостоятельно разрабатывать и предлагать идеи, формулировать проблемы и их решения.
В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом12.
Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей13.
Формы власти можно классифицировать так:
1)/власть, опирающаяся на принуждение, обоснована верой в то, что руководитель имеет возможность наказывать подчиненного;
2)/власть, базирующаяся на вознаграждении, основана на вере исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить потребности исполнителя;
3)/экспертная власть строится на вере в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность;
4) эталонная
власть – власть примера
5) законная
власть построена на вере
Существует много способов управленческого влияния – это и воздействие через общественные нормы, принципы и мораль данной организации, и прямые приказы, поручения, и, наконец, негласный контроль, манипулирование, закулисная игра и т. д.
Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Поэтому реальной абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.
Вместе с
тем в любой организации подчин
Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности. Кроме подчиненных над руководителем могут иметь власть его коллеги-руководители, секретари начальников, поскольку они обладают необходимыми ему информационными ресурсами14.
Делегирование – передача другим (обычно подчиненным) ответственности и авторства операций и/или согласования определенных действий. Имеются различные уровни делегирования (делегирование деятельности, но не оценок, ответственности, авторства действий).
Достоинства делегирования:
– освобождение времени менеджера;
– возможность
менеджеру заняться более
– возможность
более глубокой оценки
– мотивация тех, кому осуществляется делегирование;
– средство развития искусств и навыков сотрудников;
– работа с кадровым резервом.
Недостатки делегирования:
– организация
делегирования требует
– имеется определенный риск;
– в организации
может просто не быть людей
с достаточными ресурсом
Список действий при делегировании:
1. Выделить
существенное во всем
2. Определить активности, подлежащие делегированию.
3. Оценить выгоды делегирования.
4. Идентифицировать личности, пригодные для делегирования.
5. Обсудить передаваемые активности.
6. Определить временные рамки и обеспечение делегирования.
7. Определить
уровни ответственности при
8. Обзор и оценка результатов делегирования.
Что надо и чего не надо делать для успешного делегирования.
Надо:
– планировать делегирование;
–/обсуждать планируемое делегирование с соответствующими личностями;
–/обязательно давать тем, кому делегированы полномочия, закончить эффективно выполняемую работу.
Не надо:
–/оставлять людей в состоянии сомнения;
–/включаться, диктовать ход работы, которая уже выполняется в порядке делегирования;
–/делегировать все активности одним и тем же сотрудникам;
–/применять методы кредитования при делегировании («потом – посмотрим»).
Проблемы лидерства
являются ключевыми для достижения
организационной эффективности1
Информация о работе Преимущества и недостатки различных теорий власти и лидерства