Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:10, реферат
Задачи моей работы:
- определить сущность и виды конфликта
- рассмотреть причины возникновения трудовых споров
- выделить способы прогнозирования и предупреджение конфликтов.
Введение……………………………………………………………………………..….3
1. Сущность и виды трудового конфликта………………………………….……..….4
2. Причины возникновения конфликтов…………………………………….….…….7
2.1. Объективные причины………………………………………………...…….8
2.2. Организационно-управленческие причины…………………………….…9
2.3. Социально-психологические причины……………………………………11
2.4. Личностные причины……………………………………………………....12
3. Прогнозирование и предупреждение споров………………………………….….15
Заключение…………………………………………………….…………………........17
Список литературы………………………………………………………………...….19
Тема: «Причины трудовых конфликтов».
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность и виды трудового конфликта………………………………….……..….4
2. Причины возникновения
конфликтов…………………………………….….…….
2.1. Объективные
причины………………………………………………...……
2.2. Организационно-управленческие причины…………………………….…9
2.3. Социально-психологические причины……………………………………11
2.4. Личностные
причины……………………………………………………...
3. Прогнозирование и предупреждение споров………………………………….….15
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Исследование проблем
Особенностью социально-трудовых отношений в современном российском обществе стало сокращение государством своего участия в регулировании трудовых отношений: наметился как бы своеобразный уход его из сферы этих отношений. В результате достаточно наглядной стала тенденция ужесточения отношений между работодателями и наемными работниками.
Трудовой конфликт представляет собой вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения.
Трудовой конфликт влияет на баланс индивидуальных, групповых, коллективных интересов и вносит вклад в социальную интеграцию предприятия. Конфликт рабочих с администрацией, с одной стороны, усиливает их конфронтацию, а с другой — повышает сплоченность рабочих.
Исследования причин трудовых конфликтов позволяют подробно их классифицировать и определить возможности и принципы их разрешения. Причина возникает обычно раньше, чем появляется само столкновение социальных сторон. Необходимо также различать причину и инцидент, т.е. какой-то случайный факт отношений оказывается поводом к началу конфликтного поведения. Поводом может быть и умышленно созданная ситуация.
Задачи моей работы:
- определить сущность и виды конфликта
- рассмотреть
причины возникновения
- выделить
способы прогнозирования и
1. Сущность и виды трудового конфликта
Термин «трудовой конфликт» появился в нашем законодательстве в 1989 г., когда был принят Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)».
Трудовой конфликт — это противоречие организационно-трудовых отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников. Не всякие организационно-трудовые противоречия создают конфликтную ситуацию. [1, С. 311] Она возникает, если:
• противоречия отражают взаимоисключающие позиции субъектов;
• степень противоречий достаточно высока;
• противоречия доступны для понимания, т.е. индивиды и группы осознают эти противоречия или, напротив, они непонятны;
• противоречия возникают мгновенно, неожиданно или довольно длительно накапливаются, прежде чем появятся какие-то социальные столкновения.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.
Нечепуренко Е.К. в своей статье трудовой конфликт в организации рассматривает как:
1) прямой
вызов внутреннему порядку и
стабильности трудового
2) способ
регулирования взаимоотношений,
3) необходимый этап в развитии трудового коллектива.[7, С. 1]
Одна из особенностей трудового конфликта заключается в том, что такая конфликтность окрашена эмоциональностью, этической заданностью борьбы, в которой участники стремятся к удовлетворению "чувства справедливости".
Существует несколько подходов к классификации трудовых конфликтов. Остановимся на рассмотрении двух из них, наиболее широко представленных в общественных науках.
Первый подход основан на выявлении сторон, участвующих в трудовом конфликте. И в этой связи выделяются конфликты:
Второй подход характеризуется определением типов конфликтов на основе содержательно-сущностных критериев, согласно которым выявляются:
Как видно из данной классификации, трудовые конфликты могут быть инициированы как работодателями, так и работниками.
2. Причины возникновения
Трудовые конфликты — это столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты).
Исследования причин трудовых конфликтов позволяют подробно их классифицировать и определить возможности и принципы их разрешения.
Паркинсон1 называет первым признаком болезни появление в числе сотрудников человека, сочетающего полную непригодность к своему делу с завистью к чужим успехам. Болезнь перерастает в другую фазу, если такой деятель хотя бы в какой-то степени прорывается к власти. [6, С. 134]
На Рис.1 мы обозначим основные причины возникновения конфликтов, а далее рассмотрим каждую по отдельности.
Рис.1. Причины возникновения трудовых конфликтов
Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая — главным образом субъективный.
К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т. п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки.
Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия.
Нечепуренко Е.К. в своей работе определил объективные причины социально-трудовых конфликтов и протестного поведения работающих как: «совокупность причин экономичного, правового, организационно-управленческого характера, которые побуждают работников к защите своих прав и интересов».[7, С.2]
2.1. Объективные причины
Объективные причины настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся причин такого рода можно отнести:
Кроме названных существует еще ряд объективных причин, влияние которых на конфликтность человека пока не изучено. Это заметные отклонения от экологических нормативов в среде обитания людей, различные стрессовые ситуации, в которые попадает человек, и т. п. Список этот будет расширяться с изменением материальных и социальных аспектов нашей жизни. [3, С. 117]
2.2. Организационно-управленческие причины
Организационно-управленческие причины конфликтов — обстоятельства, связанные с созданием, развитием и функционированием организаций, коллективов, групп.
Анцупов А.Я. в своей книге рассматривает организационно-управленческие причины конфликтов и приводит статистические данные (Рис.2). В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине руководителей, из-за их ошибочных, конфликтогенных решений возникает 52% конфликтных ситуаций, по причине несовместимости — 33%, из-за неправильного подбора кадров — 15%. Полученные данные показывают, что организационно-управленческие факторы могут выступать причиной 67% конфликтов в трудовых коллективах.[2, С. 220]
Рис.2. Управленческие причины трудового конфликта
2.3. Социально-психологические
причины
Социально-психологические
К их числу относят следующие варианты.