Применение качественных методов прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 05:58, курсовая работа

Описание работы

В ходе курсовой работы, передо мной была поставлена цель, изучить основные элементы экспертного прогнозирования. Для реализации данной цели, передо мной были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть различные методы экспертного прогнозирования;
2. обозначить область использования качественного прогнозирования;
3. выявить основные проблемы использования экспертного прогнозирования

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущностные характеристики экспертного прогнозирования 5
1.1. Понятие прогнозирования и его роль в принятии решений 5
1.2. Понятие, условия и область использования экспертного прогнозирования 8
Глава 2. Классификация и проблемы использования экспертных методов прогнозирования 11
2.1. Классификация экспертных методов прогнозирования 11
2.2. Проблемы использования экспертных методов прогнозирования 16
глава 3. Практическое применение метода 20
3.1. Общая характеристика предприятия 20
3.2. Практическое применение метода экспертной оценки 21
заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

курсач новый.docx

— 202.53 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

Государственное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

 

Кафедра управления

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине: «Общий менеджмент»

 

студента ____________Баженова Максима Павловича 

группа___131_факультет________таможенное дело 

на тему «Применение качественных методов прогнозирования»

 

 

 

Руководитель:

Зырянова  А.В.,

старший преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2013

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Сущностные характеристики экспертного прогнозирования 5

1.1. Понятие прогнозирования и его роль в принятии решений 5

1.2. Понятие, условия и область использования экспертного прогнозирования 8

Глава 2. Классификация и проблемы использования экспертных методов прогнозирования 11

2.1. Классификация экспертных методов прогнозирования 11

2.2. Проблемы использования экспертных методов прогнозирования 16

глава 3. Практическое применение метода 20

3.1. Общая характеристика предприятия 20

3.2. Практическое применение метода экспертной оценки 21

заключение 26

Список литературы 27

 

 

Введение

Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, насколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Потребность в решении возникает  только при наличии проблемы, которая в общем виде характеризуется двумя состояниями заданным (желаемым) и фактическим (прогнозируемым), и именно прогнозирование будет отправной точкой в процессе принятия управленческого решения. Рассогласование между этими состояниями предопределяет необходимость выработки –управленческого решения и контроля за его реализацией.

Чтобы прогнозирование было наиболее эффективным, цели должны быть конкретными  и измеримыми. То есть для каждой цели должны существовать критерии, которые позволили бы оценить степень достижения цели. Без этих критериев не возможна реализация одной из основных функций управления—контроля.

Прогнозирование—это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения в будущем. Так как каждое решение -это проекция в будущее, а будущее содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить правильно, определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Просчет рисков также является неотъемлемой частью прогнозирования, как системы оценки возможных потерь и выигрышей при принятии данного решения.

Нужно отметить, что выработка решения  есть процесс осознания целей  и средств и мысленного обсуждения и совершения действия, предшествующего фактическому выполнению этого действия. Волевой фактор является одним из факторов, направляющих процесс выработки и принятия решения. Поскольку решение может быть различным, назначение волевого фактора состоит именно в выборе одного определенного варианта решения [2].

В процессе прогнозирования нельзя ограничиваться решением задач экономико-математического моделирования и выбором оптимального по тем или иным критериям решения из конечного множества альтернативных решений.

Актуальность данной работы заключается  в том, при помощи качественных методов прогнозирования мы можем эффективно принимать управленческие решения и оптимизировать работу предприятия на основе сделанных прогнозов.

В ходе курсовой работы, передо мной была поставлена цель, изучить основные элементы экспертного прогнозирования. Для реализации данной цели, передо мной были поставлены следующие задачи:

    1. рассмотреть различные методы экспертного прогнозирования;
    2. обозначить область использования качественного прогнозирования;
    3. выявить основные проблемы использования экспертного прогнозирования
    4. применить на практике один из основных методов качественного прогнозирования.

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКСПЕРТНОГО  ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

    1. Понятие прогнозирования  и его роль в принятии решений

Прогнозирование является одним из основных звеньев управленческого  процесса. Если мы не можем представить  себе ожидаемый ход развития события, то есть не можем спрогнозировать это событие, мы не сможем эффективно принимать управленческие решения и оптимизировать работу предприятия.

Мировая история насчитывает немало примеров того, как некоторые великие люди (государственные деятели прошлого, полководцы, бизнесмены) принимали блестящие управленческие решения, например решение, оставить пустую Москву Наполеону. И эти решения принимались не просто так, в них присутствовали элементы прогнозирования, относящиеся скорее к искусству прогнозирования.

Однако все эти решения, за исключением достаточно точных астрономических прогнозов, не может считаться наукой в современном смысле этого слова, а предсказания, подтвержденные последовавшими событиями мы можем отнести, в лучшем случае, к искусству прогнозирования [3].

Но тем не менее, благодаря такого рода прогнозам, принимались важные управленческие решения, вплоть до формирования прогнозирования как науки. Это произошло в середине XX столетия. Нет четкой даты зарождения прогнозирования как науки, но именно ближе ко второй мировой войне грань между прогнозированием возможного технологического процесса и просто фантазией была мало различима.

В сегодняшние дни прогноз (по Г. Тэйлу)—«это некоторое суждение относительно неизвестных, особенно будущих событий».

Одной из первых работ предшествовавших формированию прогнозирования как современной науки, является опубликованное известным американским инженером-металлургом Фернасом в 1936 г. собрание технологических прогнозов [4].

Джифиллан также внес существенный вклад в создание в создание науки прогнозирования. В 1937 г. он сделал прогноз создания телевидения, как одного из способов заработать деньги. Если быть более точным, он в своей работе проанализировал опубликованные ранее прогнозы, сделанные Эдисоном, Штейнмецом, им самим в период 1910-1920 гг. и установил, что не менее 75% из них оказались правильными.

В 1952 г. Джифиллан публикует обзор состояния технологического прогнозирования, где впервые подчеркивает принцип соответствия запросам—удачного момента. В этом труде он также перечисляет основные этапы прогнозирования, получивших в дальнейшем название изыскательских.

Говоря о технологическом прогнозировании, мы имеем ввиду не традиционное, а расширенное понимание термина технология, означающее широкую область целенаправленного применения физических наук, наук о жизни и наук о поведении [11].

Прогнозирование невозможно без обладания  широкой информацией об организации  в целом, помехах на пути её функционирования и развития и т.п., то есть о наиболее важных моментах, оказывающих влияние  на поведение организации и принятие решений. Анализ всей этой собранной информации позволяет сделать выводы о тенденциях развития как самой организации, так и её окружения, имеющие в основном характер прогноза, то есть системы аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии объекта управления.

Основами прогнозов являются: специальные  обследования, другие прогнозы, вероятностный математический анализ и анализ временных рядов, мозговая атака, индивидуальные опросы специалистов, сценарии на случай непредвиденных обстоятельств [2].

Объектом любого прогноза в менеджменте  могут выступать экономические, социальные, технические, организационные и иные процессы, происходящие как в самой организации, так и в её окружении.

Таким образом, под прогнозированием в менеджменте подразумевается  научный способ выявления состояния  и вероятных путей развития организации. Прогнозы разрабатываются в виде качественных характеристик, а в элементарных случаях в виде утверждений о возможности или невозможности возникновения, какого либо события. Эти характеристики должны включать в себя количественные, точечные или интервальные показатели и степень вероятности их достижения.

Прогноз не может быть точным на все 100%, он должен дополняться определенными  допущениями. Иногда, когда материала  недостаточно для сколько-нибудь определенных выводов, допущения используются в  качестве самостоятельного инструмента разработки стратегии.

В процессе принятия решения происходит оценка тех действий, которые предпринимаются на его различных этапах. Так на этапе распознавания проблемы чаще всего используется целевая установка, по отклонению от которой и судят о возникновении проблемы.

Многие допущения, из которых исходит  руководитель, относятся к условиям в будущем, над которыми руководитель почти не имеет никакого контроля. Однако такого рода допущения необходимы для многих операций планирования. Ясно, что чем лучше руководитель сможет предсказать внешние и внутренние условия применительно к будущему, тем выше шансы на составление осуществимых планов

При прогнозировании управленческих решений, как правило, возникает  вопрос: «Какой путь решения выбрать  из допустимых вариантов?». Выбран будет тот, который наиболее полезен или предпочтителен для решения целей организации. От того, насколько обосновано они выбраны, зависит качество управленческих решений, а оно в свою очередь предопределяет конкурентоспособность организации, быстроту её адаптации к изменениям хозяйственной ситуации и в конечном счете - эффективность и прибыльность.

    1. Понятие, условия  и область использования экспертного  прогнозирования

Прогнозирование сегодня — специализированная область  с подразделами. Существуют организации, занимающиеся только прогнозированием в конкретных сферах деятельности. Примечательным примером служит институт Гэллапа, специализирующийся на сборе и анализе информации, позволяющей прогнозировать предпочтения и результаты различных политических и социальных процессов. Многие фирмы и отделения крупных предприятий проводят хитроумный анализ рынка, стремясь спрогнозировать отношение потребителей к планируемым новым видам продукции [1].

Соответствующие специалисты разработали несколько  специфических методов составления  и повышения качества прогнозов. К таким методам Мескон, Альберт, и Хедоури относят неформальные методы, количественные и качественные методы.

Мы, конечно  же, будем говорить о качественных методах прогнозирования, но стоит и упомянуть количественные методы, т.к. два эти метода дополняют друг друга.

Количественные  методы можно использовать для прогнозирования, когда есть основания считать, что  деятельность в прошлом имела  определенную тенденцию, которую можно продолжить в будущем, и когда имеющейся информации достаточно для выявления статистически достоверных тенденций или зависимостей. Кроме того, руководитель обязан знать, как использовать количественную модель, и помнить, что выгоды от принятия более эффективного решения должны перекрыть расходы на создание модели.

Как указывалось выше, для использования  количественных методов прогнозирования необходимо располагать информацией, достаточной для выявления тенденции или статистически достоверной зависимости между переменными. Когда количество информации недостаточно или руководство не понимает сложный метод, или когда количественная модель получается чрезмерно дорогой, руководство может прибегнуть к качественным моделям прогнозирования. При этом прогнозирование будущего осуществляется экспертами, к которым обращаются за помощью. Четыре наиболее распространенных качественных метода прогнозирования — это мнение жюри, совокупное мнение сбытовиков, модель ожидания потребителя и метод экспертных оценок [1].

Суть качественного  прогнозирования заключается в  том, что прогноз осуществляется за счет оценок некой группы людей, следовательно, в силу антропологического развития, человек не совершенен. Зачастую решения, которые мы принимаем, имеет субъективный оттенок. Поэтому при применении экспертного прогнозирования существует ряд условий:

- наличие  экспертной комиссии, состоящей  из специалистов, профессионально знакомых с объектом экспертизы, и имеющих опыт работы эксперта;

- наличие  аналитической группы, профессионально  владеющей технологией организации и проведения экспертиз, методами получения и анализа экспертной информации;

- получение  достоверной экспертной информации;

- корректная  обработка и анализ экспертной  информации.

Методы экспертного  прогнозирования применяются в  следующих случаях:

а) в условиях отсутствия достаточно представительной и достоверной статистики характеристики объекта (например, лазеры, голографические  запоминающие устройства, рациональное использование водных ресурсов на предприятиях);

Информация о работе Применение качественных методов прогнозирования