Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 05:58, курсовая работа
В ходе курсовой работы, передо мной была поставлена цель, изучить основные элементы экспертного прогнозирования. Для реализации данной цели, передо мной были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть различные методы экспертного прогнозирования;
2. обозначить область использования качественного прогнозирования;
3. выявить основные проблемы использования экспертного прогнозирования
Введение 3
Глава 1. Сущностные характеристики экспертного прогнозирования 5
1.1. Понятие прогнозирования и его роль в принятии решений 5
1.2. Понятие, условия и область использования экспертного прогнозирования 8
Глава 2. Классификация и проблемы использования экспертных методов прогнозирования 11
2.1. Классификация экспертных методов прогнозирования 11
2.2. Проблемы использования экспертных методов прогнозирования 16
глава 3. Практическое применение метода 20
3.1. Общая характеристика предприятия 20
3.2. Практическое применение метода экспертной оценки 21
заключение 26
Список литературы 27
б) в условиях большой неопределенности среды функционирования объекта (например, прогнозов человеко-машинной системы в космосе или учет взаимовлияния областей науки и техники);
в) при средне- и долгосрочном прогнозировании объектов новых отраслей промышленности, подверженных сильному влиянию новых открытий в фундаментальных науках (например, микробиологическая промышленность, квантовая электроника, атомное машиностроение);
г) в условиях дефицита времени или экстремальных ситуациях.
Оценка эксперта необходима, когда нет надлежащей теоретической основы развития объекта [5].
Область применения методов это - экономическая конъюнктура, решение проблем научно-технического прогресса и развитие объектов большой сложности (развитие которого не поддается предметному описанию, математической формализации)
В настоящее время, по оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования. Однако на практике используется в качестве основных 15-20.
Мескон, Альберт, и Хедоури в своем издании «Основы менеджмента» выделили 4 метода – это мнение жюри, совокупное мнение сбытовиков, модель ожидания потребителя и метод экспертных оценок.
Анонимность экспертов является очень важным моментом. Она помогает избежать возможного группового размышления над проблемой, а также возникновения межличностных конфликтов на почве различий в статусе или социального окрашивания мнений экспертов. Несмотря на некоторые сомнения в надежности, поскольку результат с очевидностью зависит от того, к каким именно экспертам обращаются за консультацией, метод экспертных оценок с успехом использовался для прогнозирования в самых разных сферах — от ожидаемого сбыта изделий до изменений в таких сложных структурах, как социальные отношения и новейшая технология. Метод использовался для оценки военных возможностей СССР в будущем, государственной политики в области научно-технического прогресса и для измерения качества жизни в Америке [6].
Метод экспертных оценок самый популярный и эффективный, поэтому в силу своего частого применения, в него включают большое множество методов получения информации. В зависимости от того каким образом будет получена экспертная оценка, Б. Литвак выделяет следующие методы экспертного оценивания:
Если в векторе предпочтений каждое число встречается ровно один раз, то экспертом указано строгое ранжирование альтернативных вариантов по предпочтениям. В противном случае полученный результат не является строгим ранжированием и отражает либо затруднения эксперта при оценке сравнительной предпочтительности отдельных альтернативных вариантов, либо наличие среди них равноценных.
Возникающие на практике задачи нередко оказываются сложнее традиционных подходов. Настоящая же цель применения технологий экспертного оценивания — принятие эффективного решения, а не обязательное использование традиционных схем. Поэтому специалистам, проводящим прогнозы, важно уметь творчески подойти к их организации и проведению для того, чтобы решить основную задачу — обеспечить адекватную оценку объекта экспертизы, выработать реализуемые и приводящие к цели альтернативные варианты решений, а среди них выбрать самый эффективный и надежный.
Однако творческий подход предполагает профессиональное знание специалистом — технологом принципов организации и проведения экспертиз, методов получения, анализа и обработки экспертной информации, анализа результатов экспертизы. Отсутствие профессионального владения технологиями экспертного оценивания чревато грубыми ошибками и получением неадекватных оценок, принятием нереализуемых и неэффективных решений. Примеры типичных ошибок при организации и проведении экспертиз будут приведены далее.
Основная цель организации и проведения экспертиз — повысить профессиональный уровень принимаемых решений за счет использования специально разработанных и проверенных на практике технологий экспертного оценивания.
Для того, чтобы получаемая экспертная информация была качественной, необходимо выполнение следующих условий:
Отсутствие любого из перечисленных условий ставит под сомнение эффективность и корректность проводимой экспертизы.
Основными проблемами совершенствования и развития экспертных технологий являются:
1. Формирование экспертной комиссии. Одной из центральных проблем при формировании экспертной комиссии является определение качества эксперта.
При формировании экспертной комиссии необходимо предусмотреть возможность эффективного взаимодействия экспертов, входящих в её состав, с целью получения полной и адекватной оценки объекта экспертизы.
2. Организация и проведение экспертиз. Ряд работ посвящен организации и проведению экспертиз. Это, прежде всего, работы по систематизации многочисленных разновидностей метода Делфи, касающиеся, в основном, совершенствования процедур обмена информацией между экспертами в процессе экспертизы. Дальнейшее развитие получили метод мозговой атаки, сценариев, ситуационного анализа.
В настоящее время все большее значение приобретает проведение комплексных экспертиз при оценке сложных объектов.
3. Получение экспертной информации. Широкое распространение получили методы экспертных ранжирований и гиперупорядочений, классификаций, парные и множественные сравнения, методы векторов предпочтений и др.
При практическом использовании значительное внимание уделяется как качественным, так и количественным методам получения экспертной информации.
Разрабатываются методы измерения экспертной информации. К числу основных проблем относятся:
Последняя особенно
важна для определения
Проблема единственности измерений экспертной информации тесно связана с введением основных шкал теории измерений: шкал интервалов, разностей, отношений, порядковых шкал и т.д.
4. Определение
результирующих экспертных
5. Многокритериальные оценки. Многолетний опыт использования методов и процедур экспертного оценивания показал, что во многих случаях, хотя и не во всех, оценки объектов экспертизы экспертами оказывались более точными при использовании методов многокритериального оценивания.
Развитие
получили методы определения факторов,
характеризующих объекты
Применяются композиционные принципы выбора. Решаются задачи многокритериальной оптимизации, существенно использующие экспертную информацию.
6. Компьютерные системы поддержки. Характерным для современного этапа использования методов экспертного оценивания является широкое применение компьютерных систем поддержки.
К числу таких систем могут быть отнесены экспертные системы, позволяющие использовать знания и опыт экспертов — специалистов высокой квалификации специалистами менее высокой квалификации для решения задач, возникающих в их практической деятельности.
Системы поддержки принятия решений, находящие применение в различных областях, в качестве одной из основных составляющих используют результаты экспертного оценивания.
Однако наиболее важным классом компьютерных систем, позволяющих обеспечить сопровождение и поддержку непосредственно процедур получения, обработки и анализа экспертной информации являются автоматизированные системы экспертного оценивания (АСЭО).
Информация о работе Применение качественных методов прогнозирования