Применение механизмов маркетинга в работе физкультурно-спортивных комплексов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Спорт и физическая культура функционируют в современной России форме множества разнообразных физкультурных и спортивных организаций. Это прежде всего клубы профессионального спорта, как, например, футбольный и хоккейный клубы "Спартак" и "Динамо", клубы для любительского, рабочего спорта, как, например, спортивные клубы. Всем, кто интересуется физической культурой и спортом, и даже тем, кто далек от них, хорошо знакомы названия и таких спортивных организаций, как детско-юношеская спортивная школа, фитнес-клуб, физкультурно-оздоровительный центр, спортивный комплекс, плавательный бассейн, федерация хоккея, российский футбольный союз и т.д.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Особенности маркетинга в физкультурно-спортивной сфере
1.1 Миссия и цели спортивной организации………………………………..4
1.2 . Взаимодействие общих и конкретных функций менеджмента в спортивной организации……………………………………………………11
1.3. Сущность маркетинга в физкультурно-спортивной деятельности….14

Глава 2. Состояние маркетинга в спорте
2.1. Проблемы развития маркетинга в спорте…………………………….17
2.2. Понятие и виды управленческих решений по физической культуре и спорту………………………………………………………………………..19
1.3 Технология выработки управленческого решения по физической
культуре и спорту…………………………………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………27

Список литературы………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.53 Кб (Скачать файл)

 

1.2 . Взаимодействие общих и конкретных функций менеджмента в спортивной организации

 

Вес общие и конкретные функции спортивного менеджмента  действуют в единстве, образуя  определенный организационно-технологический  процесс. Система функций менеджмента  в спортивной организации - это комплекс взаимосвязанных во времени и  пространстве видов управленческой деятельности, осуществляемых персоналом физкультурно-спортивной организации.

Научный анализ и классификация  компонентного состава физической культуры и спорта позволяют выделить для спортивного клуба промышленного предприятия примерную совокупность наиболее существенных конкретных функций спортивного менеджмента5.

Для понимания процесса взаимодействия функций спортивного менеджмента  важно отметить их тесную взаимосвязь  с организационной структурой организации. Систем функций является объективной  основой для создания организаций  физкультурно-спортивной направленности. Спортивные организации и их структурные  звенья создаются для реализации тех или иных социальных функций, которые закрепляются за соответствующими организациями. Носителями общих функций  спортивного менеджмента является физкультурная организация в  целом. Носителем конкретных отраслевых функций являются отдельное структурные  подразделения (управления, отделы и  т.п.) соответствующей физкультурно-спортивной организации.

Здесь важно подчеркнуть, что затраты труда на выполнение общих функций управления равны  затратам на выполнение отраслевых, конкретных, функций.

Выполняя функции управления - планирование, организацию, мотивирование, координацию и контроль, - менеджерам спортивной организации приходится принимать большое количество решений. Процесс принятия управленческих решений  носит циклический характер: начинается с обнаружения несоответствия параметров управляемого объекта поставленным целям или плановым заданиям, т.е. обнаружения проблемы, далее следует  принятие решения, направленного на устранения выявленной проблемы, и, наконец, организация выполнения принятого  решения.

Таким образом, процесс управления представляет собой совокупность циклических  действий, направленных на выявление  проблемы, поиск ее оптимального решения и организацию эффективного выполнения принятого решения, итог которой - ликвидация проблемы.

Управленческая проблема заключается в несоответствии параметров фактического состояния управляемого объекта запланированным или  заданным параметрам. Источником проблемной ситуации в организации могут  быть:

  • отклонения от заданных состояний, отмечаемых в определенный момент времени или прогнозируемых на будущее;
  • изменение целей или плановых показателей;
  • воздействие на объект внешних или внутренних факторов.

 

Чтобы выявить проблему и  обусловившие ее факторы, нужно иметь  соответствующую информацию. Управленческая информация в спортивном менеджменте - это совокупность передаваемых по каналам связи сообщений, объективно отражающих развитие спортивной организации  и предназначенной для управления.

Совокупность факторов и  условий, вызывающих появление в  организации той или иной проблемы, называется в менеджменте управленческой ситуацией. Рассмотрение проблемы с  учетом воздействия на нее внутренних и внешних ситуационных факторов позволяет выявить и сделать  описание возникшей в организации  проблемной ситуации. Проделанная работа позволяет начать поиск решения возникшей проблемы.

 

1.3. Сущность  маркетинга в физкультурно-спортивной  деятельности

 

Общепризнанно, что маркетинг  и маркетинговые технологии в  полной мере применимы к сфере  физической культуры и спорта.

Это связано с тем, что  именно с анализа общей и физической культуры личности маркетинг начинается и их формированием заканчивается. Более того, начинаясь с изучения образа жизни, маркетинг «на выходе»  реализации проекта или программы  физкультурно-спортивной работы с населением имеет формирование определенного (в первую очередь - здорового) образа жизни. Это означает, что в своем  современном понимании и содержании маркетинг в сфере физической культуры и спорта представляет собой  очень мощную и хорошо интегрированную  технологию социально-культурных нововведений, важную составляющую общей культуры и духовной жизни современного общества6.

Кроме того, в маркетинге услуг доминирующее положение приобретает  необходимость учета социальных факторов. Огромная часть потребителей услуг физической культуры и спорта - подростки, учащаяся молодежь, пенсионеры, инвалиды.

Как известно, физическая культура и спорт относятся к социально-культурной сфере, имеющей главной целью  воспроизводство национального  человеческого потенциала. В этой связи нельзя не отметить, что именно в физкультурно - спортивной деятельности в максимальной степени проявляется  не столько коммерческий, сколько  социальный характер маркетинга

В настоящее время все  более отчетливо специализировались самостоятельные области социально-культурного  маркетинга в сфере физической культуры и спорта - маркетинг идей, видов  спорта, соревнований, известных спортсменов, спортивных организаций, команд и тренеров, территорий и мест (претендующих, например, на проведение крупнейших международных спортивных соревнований), программ физкультурно-спортивной работы с населением и т.п7.

Правомерно также понимание  маркетинга как теории и практики управленческой деятельности в сфере  физической культуры и спорта.

И наконец, маркетинг может  быть определен как философия  субъектов рынка отрасли «физическая  культура и спорт». Под термином «философия» мы понимаем: образ мыслей и принципы  конкретных действий участников цивилизованных рыночных отношений. Для продуцентов услуг физической культуры и спорта - это способ мышления и действий, реализуемых в отношении  потребителей, посредников, конкурентов, персонала собственной фирмы, а  также товарной, ценовой, коммуникационной и сбытовой политики. Суть маркетинга как философии рынка выражается для субъектов предложения прежде всего в том, что во главу угла ставятся запросы потребителя, оказываются  лишь те услуги, которые будут пользоваться спросом у конкретных сегментов  рын­ка, цены формируются с учетом динамики платежеспособного спроса, на руководящие должности подбираются  специалисты, компетентные в вопросах рыночной экономики, конъюнктуры предоставляемых  услуг, ориентированные на маркетинг  и т.п.

Таким образом, маркетинг  в сфере физической культуры и  спорта имеет не столько коммерческий, сколько социальный характер, представляет собой особую разновидность социальной работы с населением, технологию социально-культурных нововведений, направленных, в широком  смысле, на воспроизводство национального  человеческого капитала. Помимо этого, маркетинг - это теория и практика управленческой деятельности, философия  субъектов рынка отрасли «физическая культура и спорт».

Любое социально-культурное явление, в том числе и спортивная деятельность, всегда нуждается в  моральной, организационной и финансовой поддержке общества. Амбиции отдельного человека или группы людей, направленные на удовлетворение общественно-спортивных потребностей и интересов в целях самоутверждения и развития творческих способностей, всегда находятся в противостоянии с объективными и субъективными возможностями получить моральную, материальную и финансовую поддержку8.

В спорте всегда озабочены  наличием финансовых средств, которые  во многом определяют объем и качество спортивного творчества. То есть маркетинговой  проблемой спортивных коллективов, спортсменов является поиск инвестиций и финансовой поддержки для реализации спортивных программ. Стержнем эффективности  для решения этих проблем является введение бизнес - функции в организацию  спортивной деятельности, разработка и внедрение маркетинговой стратегии.

Итак, спортивный маркетинг  рассматривает спортивную деятельность как специфический товар, который  по своей спортивной миссии требует  особого маркетингового положения  при обязательном вза­имном уважении теоретических законов обеих  сторон - спорта и маркетинга, а следовательно, и предполагает собственный маркетинговый  подход.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Состояние  маркетинга в работе физкультурна спортивных комплексов

2.1. Проблемы  развития маркетинга в спорте.

 

Маркетинг в спортивной и  физкультурно-оздоровительных сферах только начинает пробивать себе дорогу особенно в России, а многие специалисты  уже считают, что у спортивного  маркетинга появились серьезные проблемы9.

      Во-первых, демографические изменения, которые  пройдут в ближайшем будущем,  существенно повлияют на спортивный  маркетинг. Сюда относится:

  • процесс старения наций. Некоторые спортивные организации уже начали заниматься усовершенствованием своих систем маркетинга с учетом этой тенденции; увеличение количества пожилого населения в большинстве развитых стран может серьезно повлиять на посещаемость спортивных соревнований, популярность видов спорта и размер телевизионной аудитории, то есть тех показателей, которые определяют эффективность спортивного маркетинга. Для пожилых людей существенными факторами мотивации в процессе принятия потребительских решений являются удобство, доступность, качество и сервис. Хотя для большинства россиян старшего поколения существенным все еще остается такой фактор мотивации как стоимость;
  • изменяющийся тип семьи - семьи, возглавляемые незамужней или разведенной женщиной;
  • увеличение свободного времени.

 

Во-вторых, появление серьезных  конкурентов спорту. Некоторые специалисты  считают, что искусство затмит спорт  в качестве основного способа  развлечения и отдыха, особенно в  среде старшего поколения. Предчувствуя рост популярности искусства и упадок интереса к спорту, некоторые спортивные руководители ряда стран организуют и проводят различного рода спортивные фестивали - симбиоз спорта и искусства.

И ещё одна проблема - изменение  популярности видов спорта. В то же время на развитие физкультурно-оздоровительных  и спортивных услуг положительное  влияние могут отказать следующие тенденции:

  • здоровый образ жизни становится для многих неотъемлемой чертой жизни;
  • индустрия активного отдыха привлекает в последнее время крупные предприятия;
  • понимание руководителями спортивно-оздоровительных клубов, что главным фактором успеха является качество (работы и спортсооружений);
  • рост научно-технической информации, проникновение ее во все сферы физкультурно-оздоровительной активности;
  • развитие семейного спорта;
  • недостаток общения, желание заниматься в группе, под руководством профессионала;
  • развитие спортивно-оздоровительной работы в парках;
  • формирование тесной связи спортивно-оздоровительных клубов с медицинскими учреждениями;
  • стремление большинства населения обезопасить себя ведет к тому, что успехом будут пользоваться маленькой и средней величины клубы10.

 

Американские специалисты, учитывая эту тенденцию, предлагают создавать клубы без стен, то есть клубы, рассчитанные как на своих  членов, так и на их друзей, родственников, знакомых. В таких клубах необходимо наличие различной информационной литературы. Они должны более внимательно следить за научными исследованиями в области здравоохранения и оздоровительной активности и распространять полученные знания среди своих членов. Как правило, такие клубы проводят много семинаров, конференций, лекций по различным вопросам, касающимся здоровья для всех заинтересованных лиц.

Данный курс направлен  на формирование специалистов в области  ФК и спорта с новым мышлением, новыми методами работы, новым подходом к делу. Маркетинг в спорте обретет  основу с появлением таких профессионалов, способных работать в быстро меняющейся рыночной среде, умеющих использовать теоретические знания и практический опыт в повседневной работе. В свою очередь стабильная экономическая  ситуация в стороне, наличие законодательной  базы по налогам, малому и среднему бизнесу, развитию рекламы, конкуренции, спонсорства даст положительное  направление развитию маркетинга отрасли  физической культуры и спорта. 

2.2. Понятие и виды управленческих решений по физической культуре и спорту

 

Менеджерам и персоналу  спортивных организаций в процессе управления приходится принимать большое  количество решений, от качества которых  зависит эффективность деятельности физкультурно-спортивных организаций. Принимаемые управленческие решения  касаются различных сторон деятельности физкультурно-спортивных организаций, а в их подготовке активно участвуют тренеры, преподаватели и другие специалисты.

От правильности и своевременности  принятия решений зависит эффективность  работы любой физкультурно-спортивной организации. Поэтому важно, чтобы  каждый специалист физической культуры и спорта овладел теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.

Управленческое решение  в спортивном менеджменте представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового), который определяет программу деятельности физкультурно-спортивной организации  по эффективному разрешению назревшей  проблемы11.

Для того чтобы управление было реальным и не представляло собой  распоряжений, которые невозможно выполнить, решения следует принимать на основе знания объективных закономерностей  функционирования физической культуры и спорта в современных рыночных условиях при соблюдении определенной технологии.

Информация о работе Применение механизмов маркетинга в работе физкультурно-спортивных комплексов