Применение психологического тестирования в разрешении конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды…В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Содержание работы

Введение 3
1. Типичные модели поведения личности в конфликте 4
2. Применение психологического тестирования в разрешении конфликтов 13
Заключение 18
Литература 19

Файлы: 1 файл

контрольн. управление конфликт..docx

— 105.81 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение            3

1. Типичные модели  поведения личности в конфликте    4

2. Применение  психологического тестирования  в разрешении конфликтов 13

Заключение           18

Литература            19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Воспоминания  о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды…В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное  для каждого из нас, а в особенности  для руководителей, менеджеров, так  как им приходится сталкиваться с  конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

     Представители ранних школ управления, в том числе  сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак  неэффективной деятельности организации  и плохого управления. В наше время  теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке  зрения, что некоторые конфликты  даже в самой эффективной организации  при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования  в современном обществе столь  велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область  знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

     Конфликты возникают почти во всех сферах человеческой жизни.

     В течение долгого времени к изучению проблемы внутренних конфликтов обращались многие ученые, выдвигали свои идеи и теории, пытались объяснить природу причин их появления, особенностей течения и способов выхода из конфликта. Одним из первых исследователей феномена внутриличностных конфликтов в научной психологии стал известнейший на весь мир основатель глубинной психологии Зигмунд Фрейд. Также эта проблема в большей или меньшей степени была затронута такими зарубежными психологами как К. Левин, дочь Фрейда А. Фрейд, К. Юнг, гуманисты К. Роджерс и К. Хорни, внесли свой вклад и А. Маслоу и «логотерапевт» Ф. Франкл и др. Из отечественных психологов-ученых, затронувших в своих трудах проблему интрапсихических конфликтов, можно выделить В. Мясищева, В. Мерлина, Н. Левитова, Ф. Василюка. В настоящее время конфликты активно исследуются Т. Титаренко, Н. Гришиной, Ю. Юрловым, а также А. Анцуповым и А. Шипиловым и множеством других. Касательно истории изучения психологических механизмов, находящихся центральным объектом данного исследования, то их действие и особенности также впервые описал З. Фрейд. Продолжили их изучение А. Фрейд, Б. Зейгарник, Е. Романова, В. Каменская. Вопрос о внутренних конфликтах личности теоретически и практически разработан во многих трудах, однако по сей день остается открытым, как и все другие вопросы психологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Типичные модели  поведения личности  в конфликте

     Исследования  позволили установить три основных модели поведения личности в конфликтной  ситуации:

     1.     Конструктивная модель выражается  в стремлении уладить конфликт, найти приемлемое для обеих  сторон решение. При этом проявляются  доброжелательное отношение к  сопернику, открытость, искренность,  выдержка и самообладание.

     2.     Деструктивная модель проявляется  в стремлении к расширению  и обострению конфликта, основанном  на принижении соперника. Проявляются  подозрительность, недоверие, негативные  оценки соперника, иногда переходящие  в нарушение этики общения;

     3.     Конформистская модель предполагает  пассивность и склонность к  уступкам. Здесь проявляются непоследовательность  в оценках и суждениях, уход  от обсуждения, соглашательство.

     Видно, что каждая модель обусловлена предметом  конфликта, образом конфликтной  ситуации, ценностью межличностных  отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Кроме того, модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

     Кратко  характеризуя описанные модели поведения, можно отметить, что наиболее желательной  и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная модель несет в себе опасность неконтролируемого развития конфликта. Конформистская модель занимает промежуточное положение, но при определенных условиях она может способствовать и даже провоцировать агрессивность соперника. Если противоречия, разрешаемые в ходе конфликта, имеют незначительный характер, то конформистская модель может обеспечить быстрое разрешение такого конфликта. 
 
 
 

     Таблица 1. Основные модели поведения личности в конфликте

     

     Опасность конформистской модели поведения заключается  в том, что она способствует агрессивности  соперника, а иногда и провоцирует  ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с  противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную  роль. Если противоречия, вызвавшие  конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет  к быстрому разрешению такого конфликта.

     Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Килменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

       В любом конфликте каждый участник  оценивает и соотносит свои  интересы и интересы соперника,  задавая себе вопросы: «Что  я выиграю…?», «Что я потеряю…?»,  «Какое значение имеет предмет  спора для моего соперника…?»  и т. д. На основе такого  анализа он сознательно выбирает  ту или иную стратегию поведения  (уход, принуждение, компромисс; уступка  или сотрудничество). Часто бывает  так, что отражение этих интересов  происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

     Оценка  интересов в конфликте – это  качественная характеристика выбираемого  поведения. В модели Томаса-Килмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

       Графически двухмерная модель  стратегий поведения в конфликте  Томаса-Килмена представлена на рис. 1.

     

     Рис.1. Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена

     При анализе конфликтов на основе рассматриваемой  модели важно помнить, что уровень  направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит  от трех обстоятельств:

      1) содержания предмета конфликта;

      2) ценности межличностных отношений;

      3) индивидуально-психологических особенностей  личности.

     Особое  место в оценке моделей и стратегий  поведения личности в конфликте  занимает ценность для нее межличностных  отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

       На основе вышеизложенного представляется возможным дополнить двухмерную модель Томаса-Килмена третьим измерением – ценностью межличностных отношений (МЛО). Схематически она представлена на рис. 2.

     

     Рис.2. Трехмерная модель стратегий поведения  в конфликте

     Характеристика  основных стратегий поведения 

     1. Принуждение (борьба, соперничество)

       Тот, кто выбирает данную стратегию  поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

       Выбор в пользу борьбы отличается  стилем поведения, который характерен  для деструктивной модели. При  такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других и т. п. И во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «Кто кого…». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.

     2. Уход

       Стратегия ухода отличается стремлением  уйти от конфликта. Она характеризуется  низким уровнем направленности  на личные интересы и интересы  соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная  уступка.

     При анализе данной стратегии важно  учитывать два варианта ее проявления:

       а) когда предмет конфликта  не имеет существенного значения  ни для одного из субъектов  и адекватно отражен в образах  конфликтной ситуации;

       б) когда предмет спора имеет  существенное значение для одной  или обеих сторон, но занижен  в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного  взаимодействия воспринимают предмет  конфликта как несущественный. В  первом случае стратегией ухода  конфликт исчерпывается, а во  втором случае он может иметь  рецидив.

     Межличностные отношения при выборе данной стратегии  не подвергаются серьезным изменениям.

     3. Уступка

       Человек, придерживающийся данной  стратегии, так же как и в  предыдущем случае, стремится уйти  от конфликта. Но причины «ухода»  в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

       Стратегия уступки имеет некоторое  сходство и со стратегией принуждения.  Это сходство заключено в выборе  между ценностью предмета конфликта  и ценностью межличностных отношений.  В отличие от стратегии борьбы, в стратегии уступки приоритет  отдается межличностным отношениям.

       При анализе данной стратегии  следует учитывать некоторые  моменты.

  • Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели.
  • Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.
  • Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.

       При всех выделенных особенностях  стратегии уступки важно иметь  в виду, что она оправдана в  тех случаях, когда условия  для разрешения конфликта не  созрели. И в этом случае  она ведет к временному «перемирию»,  является важным этапом на  пути конструктивного разрешения  конфликтной ситуации.

     4. Компромисс

       Компромиссная стратегия поведения  характеризуется балансом интересов  конфликтующих сторон на среднем  уровне. Иначе ее можно назвать  стратегией взаимной уступки.

       Стратегия компромисса не портит  межличностные отношения. Более  того, она способствует их положительному  развитию.

Информация о работе Применение психологического тестирования в разрешении конфликтов