Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:14, реферат
В данной работе проводится исследование ассортиментной и товарной
политики на примере подсолнечного масла
ВВЕДЕНИЕ
Политика ассортиментов товара - одно из самых главных направлений
деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление
приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной
экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные
требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы
предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели
организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в
конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной
политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею
управлять.
К сожалению, руководство многих предприятий на Украине ещё плохо
понимает все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтом}'
одним из направлений экономического роста страны является привлечение
внимания к данной проблеме.
В данной работе проводится исследование ассортиментной и товарной
политики на примере подсолнечного масла
Теоретический аспект
1.1 Товар и его свойства
Товар
— сложное, многоаспектное
свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е.
способность товара
удовлетворять потребности
Общепринятое
определение товара — «
продажи» - остается, несомненно, справедливым и в маркетинге. Однако все
руководства по маркетингу подчеркивают не столько роль товара в его обмене
на деньги, сколько возможность его использовать, потреблять: «товар — это
средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность»
или «товар - это комплекс полезных свойств вещи. Поэтому он автоматически
включает все составные элементы, необходимые для материального
удовлетворения нужд потребителя».
Потребительская ценность товара выступает как совокупность свойств,
связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими
услугами. Эти свойства, так или иначе, предстают перед покупателем и
определяют его намерение купить товар и стать постоянным клиентом данного
производителя. И поскольку для стабильного успеха предприятия необходимо
заботиться о формировании постоянной клиентуры, особое внимание на
конкурентном
рынке придается таким
эргономические особенности (удобство пользования, обслуживания, ремонта),
сопровождающая документация (описание, инструкции по эксплуатации). Вместе
с тем великолепный дизайн автомобиля, трактора, станка при плохом
техническом обслуживании не спасет их от провала на «рынке покупателя».
Для
понимания возможностей
рассматривать и оценивать его в трех измерениях: конкретно, расширенно и
обобщенно.
Конкретный
продукт — это базовая
точные характеристики и предлагается под заданным описанием или кодом
модели (например, плита электрическая «Электра», электробритва «Бердск-15»,
электродвигатель АИР-100). Стиль, цвет, вкус, размер, масса, надежность,
качество конструкции и эффективность в использовании — примеры конкретных
товарных характеристик.
Понятие расширенного продукта включает не только его образ, но и
«шлейф» обслуживания (покупка холодильника, например, увязывается с
получением необходимых технических рекомендаций, гарантий, условий
возврата). Расширенная продукция применительно к ЭВМ — пакеты программ,
инструкции для пользователей по эксплуатации и порядку обслуживания.
Обобщенный продукт - наиболее широкое определение товара,
соответствующее концепции маркетинга: «На фабрике мы производим
косметические изделия, а в магазинах мы продаем и надежду», — обобщает
фирма «Ревлон».
Другое важное
положение, связанное с
это необходимость проектировать его с четкой ориентацией на заранее
выявленную целевую группу потребителей. Главное, о чем нужно помнить
предприятию-изготовителю, продумывая свой набор услуг, — проектировать его
исходя из потребностей не «среднестатистического» покупателя, а
определенной однородной группы.
Продукт должен
быть доведен до степени
полное освоение его в серийном производстве, успешное завершение всех
необходимых испытаний, получение соответствующих сертификатов и других
нормативно-технических документов, создание сети обслуживания.
Товар, ориентированный на российского потребителя, может и не
соответствовать характеру спроса иностранного покупателя. Экспортным
называется такой товар, который создан после серьезного анализа требований
соответствующего сегмента (группы потенциальных покупателей) рынка той
страны (стран), куда отечественное предприятие намерено, осуществлять
экспорт. При разработке экспортного товара следует также иметь в виду
возможные изменения этих требований, предусматривать должное правовое,
сервисное, рекламное обслуживание. Только такой товар гарантирует
закрепление экспортера на внешнем рынке. Особенно выгоден и перспективен
экспорт товаров «рыночной новизны».
Обычно принято
делить товары на
и производственного назначения. Характер потребления товаров каждой из этих
групп различен, покупка определяется разными потребностями и мотивами.
Обычно приобретение товара личного пользования — это акт единоличной воли,
максимум — воли всей семьи. Что касается покупки товара производственного
назначения, то здесь принимается коллегиальное решение, в выработке
которого участвуют люди, находящиеся на разных административных уровнях.
Для успешного сбыта этих товаров специалист по маркетингу непременно должен
учитывать психологию лиц, от которых зависит принятие окончательного
решения о покупке.
Среди товаров
личного пользования можно
длительного пользования — автомобили, холодильники, одежда, мебель и т.д.,
приобретаемые сравнительно редко; изделия краткосрочного пользования —
продукты питания, косметика, моющие средства; услуги — действие,
результатом которого является либо какое-нибудь изделие, либо тот или иной
полезный эффект (сшитый по индивидуальному заказу костюм, перепечатка на
машинке рукописи, перевозка пассажиров и т.п.) Приобретение изделий
краткосрочного пользования и услуг сопровождается частыми контактами
покупателя и продавца. При этом покупатель, однажды удовлетворенный
качеством товара, в дальнейшем предпочитает покупать товар той же торговой
марки («приверженность к марке») и становится постоянным клиентом его
изготовителя. Если приобретение изделий краткосрочного пользования и услуг
организовано хорошо и не вызывает у покупателя затруднений, то феномен
приверженности к марке возникает быстро и требует сравнительно
незначительных усилий для его поддержания.
Изделие длительного пользования, а тем более производственного
назначения, требует больших усилий, как в организации продажи, так и в
формировании у клиента приверженности к марке. По отношению к товарам
производственного назначения покупатель особенно ценит надежность
поставщика, под которой понимается уверенность в том, что товар надлежащего
качества будет поставлен точно в срок со всей необходимой документацией, и
что рекламе и устным заявлениям представителей поставщика можно,
безусловно, доверять. Товары надежного поставщика покупают нередко по более
высоким ценам, чем товары его конкурентов, и клиенты не отказываются от
покупки при повышении цен, вызванном инфляцией или иными причинами.
Возможны и иные способы классификации товаров, однако всегда основой
такой классификации является удовлетворение потребностей: оно выглядит
конечным итогом в характеристике потребительских свойств товара. Например,
разделение продуктов на предметы повседневного спроса, предметы тщательного
выбора и престижные предметы подразумевает, что одни приобретенные товары в
глазах окружающих не могут, а другие, наоборот, способны подчеркнуть
высокий социальный статус их владельца.
Товары производственного назначения в практике маркетинга
классифицируют на следующие категории: основное оборудование;
вспомогательное оборудование; узлы и агрегаты; основные материалы;
вспомогательные материалы и сырье. Такое деление основывается на различном
отношении покупателя к этим товарам и специфике предъявляемых требований к
способам продажи, обслуживания, снабжения запасными частями и иным аспектам
торговли данными товарами. В зависимости от этого организуется реклама —
важнейшая составляющая маркетинга.
Следует отметить, что спрос на товары производственного назначения
формируется не сам по себе, а в тесной взаимосвязи со спросом на изделия
личного потребления. Так, благоприятная конъюнктура на автоматы для
плазменной сварки листов алюминия может возникнуть как отражение высокого
спроса на алюминиевые прогулочные лодки, становящиеся по тем или иным
причинам модным товаром.
1.2 Формирование и управление ассортиментом
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом
заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал
определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю
его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям
определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых
предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.
Номенклатура, или товарный ассортимент, — это вся совокупность изделий,
выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара
(автомобиль, трактор, металлообрабатывающий станок) делится на
ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными
особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных
позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень
классификации. Например, предприятие производит холодильники и стиральные
машины. Холодильники представлены одно-, двух- и трех камерными моделями и
морозильными камерами. Последние имеют несколько марок, отличаются объемом
и некоторыми техническими
данными.
Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством
ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой
ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми
ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного
использования, каналов распределения и цен).
Формирование
ассортимента — проблема
серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами,
товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными»
товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При
формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий,
сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании
принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими
изготовителями.
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием
ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение
оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за
основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования
определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость
обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых,
технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить
изделия с низкими издержками.
Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей,
характеризующих возможности оптимального развития производственного
ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся:
разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии
Информация о работе Принцип рационализации ассортиментной политики