Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:14, реферат
В данной работе проводится исследование ассортиментной и товарной
политики на примере подсолнечного масла
противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный
индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность
факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе
конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного
механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента
как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по
затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной
конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических,
технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать
соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке[i].
Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара,
содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных,
коммерческих, организационных и экономических показателей относительно
выявленных требований рынка или свойств другого товара.
Она
определяется совокупностью
конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом
затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в
процессе производительного и (или) личного потребления.
Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности
товара.
Технические показатели товара определяются оценкой соответствия его
технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые
выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают
их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом
(прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-
технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом.
Основные требования потребителей к техническим показателям находят
отражение в национальных и международных стандартах.
Под стандартизацией понимают разработку и установление технических
показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, способов ее
маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым
определяется (нормируется) стандартизируемый предмет, называется
стандартом. Он является не только техническим, но и государственным
документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и
содержат технические условия на его изготовление, правила приемки,
сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке
качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам.
Соответствие стандартам - регламентируемый потребительский параметр,
нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.
В каждой стране существует своя система стандартизации товаров,
соответствующая степени развития национальной экономики, науки, техники и
технологии.
Вместе с тем по мере углубления интеграции национальной экономики в
мировую экономику и расширения внешнеэкономического сотрудничества
товаропроизводителей все большее значение приобретают развитие
международной стандартизация товаров и достижение соответствия национальных
стандартов международным требованиям качества товаров.
Международные стандарты устраняют ограниченность, разнородность,
противоречивость национальных норм и правил различных стран. В этих целях
функционирует специально созданная Международная организация стандартизации
(ISO – International Organisation for Standardisation).
Международный координационный центр по стандартизации - постоянно
действующее Совещание правительственных должностных лиц при Европейской
Экономической Комиссии ООН. Совещание разрабатывает рекомендации
правительствам стран-членов относительно стандартизации товаров, наиболее
важных для международной торговли.
Качество товара - это степень достижения установленного технического
уровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется
либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо
лабораторными исследованиями с использованием приборов, аппаратов,
реактивов и других технических средств.
Техническая конкурентоспособность товаров - показатель весьма гибкий я
динамичный. Он перманентно меняется в соответствии с темпами научно-
технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ведущих
мировых производителей той или иной продукции.
Уровень
цены производства
конкурентоспособность товара. Понятно, что чем ниже этот уровень, тем при
прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на
рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с
другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий
уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее
нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в
борьбе за повышение
конкурентоспособности
Такая же картина просматривается и с выполнением условий поставок и
платежей. Чем эти условия более гибкие, чем более они соответствуют
интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в конкурентном
соперничестве с другими аналогичными товарами на рынке. В первую очередь
это касается сроков и форм поставок товаров и предлагаемого продавцом
разнообразия форм расчетов и платежей за осуществляемые поставки.
Также напрямую влияет на конкурентоспособность принимаемые на себя
изготовителем товара гарантии и ответственность за выполнение обязательств
по поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и надежности.
В настоящее время покупатель предъявляет продавцу товара обязательное
требование: сервис должен обеспечить работоспособность товара в течение
всего срока службы. Продавец со своей стороны всемерно способствует тому,
чтобы ожидания покупателя оправдались, и поэтому организация сильной
сервисной службы и ее эффективное функционирование является первоочередной
заботой любой промышленной фирмы, желающей успешно выступить на рынке.
Организация сервиса должна следовать основным правилам эффективного
обслуживания потребителей. Для этого необходимы: 1) хорошо подготовленная
стратегия, определяющая наиболее оптимальный уровень сервиса для каждого
сегмента рынка; 2) умелое использование рекламы, доносящей до покупателя
все преимущества сервиса и гарантирующей прочную связь клиента с
покупателем; 3) четкая система поставки запчастей; 4) система правил вызова
сотрудников сервисной службы к клиенту; 5) обучение персонала, связанное с
доведением до каждого исполнителя стандартов обслуживания.
Сервис
подразделяется на
на гарантийный и послегарантийный.
Предпродажный сервис заключается в устранении неполадок, вызванных
транспортировкой продукции, в приведении ее в рабочее состояние,
опробовании, демонстрации покупателю изделия в работе и т.д. В период
послегарантийного сервиса фирма-продавец ведет планово-предупредительные
ремонты и капитальный ремонт, снабжает запасными частями, дает консультации
по эффективному использованию техники. По желанию покупателя производятся
модернизация проданной продукции и дополнительное обучение персонала.
Задача послегарантийного ремонта - сократить простои оборудования,
увеличить межремонтные сроки, повысить безопасность эксплуатации и, в
конечном счете, завоевать устойчивое положение на рынке, добиться
конкурентоспособности производимой продукции;
Развитие
рекламы и технической
организационном уровнях. Необходимо помнить, что главным элементом рекламы,
определяющим ее эффективность для товара производственного назначения,
является, прежде всего, содержательность рекламного текста, его
информативность и доказательность, безусловная достоверность в отличие от
рекламы для товаров индивидуального потребления. В ней рекламный текст,
более эмоциональный, несложный для восприятия, зачастую приукрашенный, а
"имидж" товара, его образ нередко не связан в общем с его потребительскими
свойствами. Главная цель рекламной работы - привлечь к товару максимум
деловых людей и повысить его конкурентоспособность;
Формирование спроса и стимулирование сбыта - ФОССТИС как ключевое
направление в конкурентной борьбе за прочное место на рынке сбыта товара.
Формирование спроса (ФОС) заключается в том, чтобы сообщить потенциальному
покупателю о существовании товара, осведомить его о потребностях, которые
удовлетворяются этим товаром, максимально снизить недоверие к товару со
стороны покупателей и довести до них гарантии защиты интересов покупателей
в случае, если они не будут удовлетворены покупкой. Главная задача
организации ФОС - введение на рынок нового товара, обеспечение его
конкурентоспособности и намеченного объема продаж.
Задача же стимулирования сбыта (СТИС) - побуждение покупателя к
последующим покупкам данного товара, к приобретению больших партий,
регулярным коммерческим связям. Деятельность по организации стимулирования
сбыта особенно важна, когда на рынке имеется много конкурирующих между
собой товаров, мало отличающихся по своим потребительским свойствам, а СТИС
обещает покупателю ощутимую выгоду за счет предлагаемых скидок при условии
покупки больших партий товара, регулярности покупок определенного числа
изделий ("бонусные" скидки). При стимулировании сбыта часто используются
послепродажные, сопутствующие "подарки", бесплатное распространение
образцов товара, бесплатная передача товара во временное пользование "на
пробу" за реализацию крупных партий товара, прием подержанного изделия в
качестве первого взноса за новую вещь. Большое значение имеет организация
презентаций, пресс-конференций и других организационных мер по введению
нового товара на рынок
и обеспечению его
Путем совокупного подсчета затрат на оплату энергии и сырья, оценки
стоимости обслуживания и ремонтов, расчета расходов на оплату
обслуживающего персонала и других статей затрат определяются совокупные
издержки потребления товара. Для готовой продукции, и, прежде всего для
машин и оборудования, издержки потребления определяются на весь период
эксплуатации, а для сырьевых товаров - на единицу их веса, объема и
стоимости.
В результате воздействия всей совокупности приведенных выше показателей
складывается полная цена потребления товара, решающим образом влияющая на
его конкурентоспособность.
Конкурентоспособность товара — понятие относительное, ее можно
прогнозировать в процессе разработки образцов, однако реальная
конкурентоспособность оценивается только на рынке при сопоставлении как с
характеристиками, так и с условиями продажи и сервиса аналогичных товаров-
конкурентов.
Рационализация – это процесс, ведущий к принципиально
иному состоянию организационной системы,
изменению ее результативности. Рационализация
в организации нацелена на достижение
максимально возможного уровня эффективности
при существующих экономических и технологических
условиях.
Положительный эффект рационализации
отражается в росте устойчивости развития
компании, в расширении рынка и увеличении
прибыли, в достижении социальной гармонии
в коллективе.
Принципы рационализации – фундаментальные,
ключевые основы практического использования
и применения нововведений в организации.
Различают пять основных принципа:
• Принцип последовательного подключения
– философия преобразований в компании
должна разрабатываться специалистами
с сенсуальной (чувственной) организацией
мышления, основные принципы преобразований
– специалистами с иррациональной (нелогичной,
инстинктивной) организацией мышления,
а непосредственное осуществление преобразований
– специалистами с рациональной (логичной,
разумной) организацией мышления. Этот
принцип регламентирует оптимальный подбор
команды для реализации требуемого процесса
рационализации.
• Принцип системности и непрерывности
– процессы рационализации, процессы
поиска инновационных возможностей должны
осуществляться поэтапно, структурировано
и непрерывно. Типовой процесс рационализации
включает четыре этапа: формирование цели,
анализ существующей ситуации, выявление
проблем и разработка конкретных мероприятий.
Поскольку потребности человека и общества
развиваются постоянно, это требует и
постоянного занятия рационализацией.
• Принцип всесторонности входной информации
– информация, поступающая от объекта
рационализации, должна отражать сведения
о ключевых элементах состояния и деятельности
компании. Отсутствие полной информации
не позволяет в полной мере получить требуемый
эффект от рационализации.
• Принцип всесторонности рекомендаций
по рационализации компании – рекомендации,
выдаваемые компании по рационализации
ее деятельности и состояния, должны затрагивать
не только непосредственные объекты рационализации,
но и объекты, соприкасающиеся с ними прямо
или косвенно. Наличие только основного
набора объектов резко сокращает возможности
процесса рационализации в повышении
эффективности деятельности компании.
• Принцип внутренней рационализации
– руководство компании должно стимулировать
потребности и интересы работников для
активизации рационализаторской деятельности.
Потребности человека в самореализации
и самовыражении, в творческом труде стимулируют
его интерес к рационализации и, учитывая
это, в организации создаются благоприятные
условия для удовлетворения таких потребностей
работника, что в свою очередь ведет к
повышению эффективности организации.
Существует большое количество принципиальных
подходов к рационализации организационной
системы. Наиболее часто используется
альтернативный подход, который заключается
в последовательной реализации изменений
организационной системы посредством
анализа существующих кризисных состояний
и путей выхода из них, поэтапной рационализации
и совершенствования.
Информация о работе Принцип рационализации ассортиментной политики