Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:14, реферат
В данной работе проводится исследование ассортиментной и товарной
политики на примере подсолнечного масла
потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и
соотношения цен на товары данного вида и др. Цель ассортиментных Бсонцепций
— сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих
структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.
Подкрепленная мерами организационного и иного характера по обеспечению
выпуска продукции в предусмотренных структуре и наборе ассортиментная
концепция может рассматриваться как своего рода программа по управлению
развитием производства и реализацией соответствующих товаров. Целевая ее
часть включает требования к оптимальной структуре ассортимента, а
программная — систему мер по ее достижению за определенный период. Этой
программе придает комплексный характер включение в нее вопросов, связанных
с оптимизацией ассортимента. В качестве критериев оптимальности выступают
требования потребителей к ассортименту и качеству товаров, ресурсные
возможности, социальные установки.
Достижение
соответствия между
товаров предприятием и спросом на них связано с определением и
прогнозированием структуры ассортимента. Прогноз структуры ассортимента на
долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные для потребителя
признаки товара, как эстетические характеристики, точные размеры,
конкретная цена, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по
потребительским свойствам (например, по цветовой гамме, размерам изделий,
соотношению цен), а, к примеру, в оптимальном разнообразии ассортимента по
определенным признакам (типы телевизоров, наборы предметов кухонного
обихода, целесообразные градации цен и т.д.) с расчетом на конкретные
группы (сегменты) потребителей. Прогнозируется лишь тенденция развития
ассортимента (а более точно — ассортиментная структура спроса и товарного
предложения). Так, можно определить, какое разнообразие телевизоров будет
отвечать требованиям различных групп потребителей, но нереально дать
прогноз потребности в конкретных моделях с набором конкретных свойств) на
перспективу. Указанные прогнозы, учитывая влияние фактора
взаимозаменяемости товаров, необходимо рассматривать во взаимосвязи.
Прогноз тенденции развития ассортимента должен показывать такую
траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение
намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в
перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке.
Итак, суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании
фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для
будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик
этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на
основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс,
продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента
зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.
Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:
1.
Определение текущих и
способов использования данной продукции и особенностей покупательского
поведения на соответствующих рынках.
2.
Оценка существующих аналогов
конкурентов по тем же
3. Критическая оценка выпускаемых предприятием изделий в том же
ассортименте, что и в п.п. 1 и 2, но уже с позиции покупателя.
4. Решение вопросов, какие продукты следует добавить в ассортимент, а
какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности;
следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений
производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля.
5. Рассмотрение предложений о создании новых продуктов,
усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях
применения товаров.
6. Разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в
соответствии с требованиями покупателей.
7. Изучение возможностей производства новых или усовершенствованных
продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.
8.
Проведение испытаний (
потребителей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям.
9.
Разработка специальных
подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены,
наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами
проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость
характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения.
10.
Оценка и пересмотр всего
Планирование и управление ассортиментом — неотъемлемая часть
маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут
нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании
ассортимента.
Управление
ассортиментом предполагает
деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования
рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса.
Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих
элементов для достижения конечной цели оптимизации ассортимента с учетом
поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого
достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут
включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных
подразделений предприятия, нежели для потребителя.
С
точки зрения концепции
необходимо действительно делать. Задачи планирования и формирования
ассортимента состоят, прежде всего, в том, чтобы подготовить
«потребительскую» спецификацию на изделие, передать ее проектному
(конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был
испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований
потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово
должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые
должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в
модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по
рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно
руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время
ввести в ассортимент новые продукты взамен существующих или в дополнение к
ним.
Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может
осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта,
специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед
изготовителем. Вместе с тем их объединяет то, что управление ассортиментом
обычно подчинено руководителю службы маркетинга,
В
определенных случаях
председательством генерального директора (его заместителя), в который в
качестве постоянных членов включались бы руководители ведущих служб и
отделов предприятия. Его главная задача — принятие принципиальных решений
относительно ассортимента, включая: изъятие нерентабельных видов продукции,
ее отдельных моделей, типоразмеров; определение необходимости исследований
и разработок для создания новых и модификации существующих изделий;
утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже
выпускаемых продуктов; выделение финансовых средств на утвержденные
программы и планы
Насущный вопрос для предприятия-изготовителя — необходимо ли
разрабатывать стандартный товар, годный для всех отобранных рынков, или
приспосабливать его к специфическим требованиям и особенностям каждого
отдельного
сегмента, создавая для этого
определенное число
базового изделия. И в том, и в другом случаях есть свои плюсы и минусы.
Так,
хотя создание стандартного
заманчиво, но это
нередко практически
дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка
позволяют осуществлять частичную или полную стандартизацию
(универсализацию) изделия.
К
выгодам такого рода
затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание; унификацию
элементов комплекса маркетинга; ускорение окупаемости капиталовложений и
др. Неполное использование (в сравнении с дифференциацией) потенциальных
возможностей рынка, недостаточно гибкая реакция маркетинга на меняющиеся
рыночные условия в этом случае сдерживают нововведения.
Дифференциация, или модификация, товара позволяет более полно
использовать «поглощающие» возможности рынков с учетом специфики их
требований в отдельных регионах страны и зарубежных странах, заполнять те
товарные ниши, где нет конкуренции или она незначительна. Однако
определение такого направления в ассортиментной стратегии — дорогостоящее
дело, связанное с необходимостью модернизации и расширения производственных
мощностей, диверсификации и перестройки сбытовой сети и, конечно,
расширения комплекса маркетинга. В конечном счете, использование
стандартизации, дифференциации или их сочетания зависит от конкретных
условий деятельности изготовителя и определяется конечным результатом —
уровнем экономической эффективности сбыта и его объемом, достигаемых с
помощью этих методов.
Еще
один важный элемент
изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары,
морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно,
пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении
товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей
каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную
информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный
объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые
обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.
Главный
вывод из сказанного
из программы (ассортимента) состоит в том, что изготовитель должен
организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его
жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и
достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для
облегчения решения проблемы следует иметь методику оценки положения товара
на различных рынках, где предприятие работает. Методика должна быть
относительно простой.
Принятие
окончательного решения об
продолжении его реализации можно упростить, если уже на стадии разработки
изделия установить количественные требования к нему: уровень (норматив)
окупаемости, объем продаж и/или прибыли (с учетом полных затрат ресурсов).
Если товар перестает отвечать этим критериям, то тем самым предопределяется
и характер решения по его изъятию.
Исчерпавший свои рыночные возможности товар, вовремя не изъятый из
производственной программы, приносит большие убытки, требуя несоразмерно
получаемым результатам затрат средств, усилий и времени. Поэтому, если
производитель не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров из
производственно-сбытовой программы, и не будет систематически проводить
анализ изготовляемых и реализуемых товаров, то его ассортимент неизбежно
окажется «перегруженным» неэффективными изделиями, со всеми вытекающими
отсюда отрицательными
последствиями для
1.3
Конкурентоспособность и
Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную
стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим
уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями
эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными
характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и
Информация о работе Принцип рационализации ассортиментной политики