Принципы и закономерности менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:07, реферат

Описание работы

Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает создание, управление, контроль и максимально эффективное использование социально-экономических систем и моделей различных уровней. Управление социально-экономическими системами, в том числе производственными, получило название менеджмент [3, с.234].
Термин «менеджмент» прочно вошёл в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идёт о руководстве деятельностью рыночных субъектов (хозяйствовании).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Принципы менеджмента 5
2. Законы менеджмента 9
3. Закономерности менеджмента 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 16

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)
  • Оптимизация уровней управления.

Разделение управленческого труда осуществляется не только по горизонтали, но и по вертикали. В результате появляется иерархия уровней управления. Чем больше звеньев (ступеней) управления, тем больше требуется времени для прохождения управленческой информации сверху вниз, и наоборот. Вместе с тем сокращение звеньев иерархии органов управления может привести к увеличению количества объектов в расчете на одного субъекта управления, потере управляемости. Таким образом, иерархия уровней управления должна быть оптимальной и по вертикали и по горизонтали [5, с.221].

  • Оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа. Закономерности менеджмента имеют объективный характер, однако реализуются на практике через деятельность людей, конкретные принципы управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Общие закономерности менеджмента проявляются в действии механизма управления, в системе сбора, передачи, отработки информации и т.д., но сущность управления всегда неразрывно связана с самой управляемой системой, с её специфическими закономерностями.

Таким образом, сущность управления может быть раскрыта на основе использования достижений различных  наук, изучающих отдельные стороны  управления, сущность управляемой системы, её многообразные аспекты.

В объективной реальности управление туристским предприятием представляет собой очень сложную, комплексную систему. Управление предполагает разработку целей, принципов, законов и системы методов управления. В структурном плане оно включает органы управления, кадры управления, технику управления.

Принципы управления организацией определяют требования к  системе, структуре и организации  процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством  основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры  всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера. Принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

Закономерности и законы менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые в свою очередь отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.

Закономерности имеют объективный характер, а реализуются в процессе деятельности людей. Это в полной мере относится и к закономерностям менеджмента. Под воздействием проявления закономерностей в организациях формируются принципы менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Законы и закономерности менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.management-zifa.ru/

2. Законы, закономерности  и принципы менеджмента [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://www.menedjment-online.ru/

3. Казанцев А.К.  Менеджмент в предпринимательстве:  Учеб. пособие [Текст] / А.К.Казанцев, А.А. Крупанин. – М.: ИНФРА-М, 2003. –  230 с.

4. Квартальнов  В. А. Стратегический менеджмент  в туризме: Учеб. пособие. –  М.: Финансы и статистика, 1999. –  с. 496.

5. Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.: Дело, 2003.-с.298.

6. Объективные законы развития менеджмента. Принципы менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/management/

7. Основы теории управления: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 560 с.

8. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов/Под ред. М.П. Переверзев. – М.:ИНФРА-М, 2007. – с.240.

 

  1. Методологические основы менеджмента.

 

Конкретными основами методологии менеджмента являются: 
- экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;

- системный подход - базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

- кибернетический подход - исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых связей и обратных связей;

- ситуационный подход. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому  менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;

- исследование операций – применение математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности.

- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем;

- теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений;

- теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются;

- психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека;

- социология, которая изучает общество как целостный социальный организм;

- социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации;

- антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида.,

- юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право;

- многие другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Моделирование ситуаций и разработка решений

Процесс принятия решений – центральный  пункт теории управления. Управленческое решение – центральный момент всего процесса управления, результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Импульсом управленческого решения является необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы, т.е. приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

В таблице представлено содержание основных этапов принятия и реализации решения.

Содержание основных этапов принятия и реализации решения

Фаза

Содержание фазы

1. Сбор информации о  возможных проблемах

1.1. Наблюдение за внутренней  средой фирмы 
1.2. Наблюдение за внешней средой

2. Выявление и определение  причин возникновения проблемы

2.1. Описание проблемной  ситуации 
2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема 
2.3. Формулировка проблемы 
2.4. Оценка ее важности 
2.5. Выявление причин возникновения проблемы

3. Формулирование целей  решения проблемы

3.1. Определение целей фирмы 
3.2. Формулировка целей решения проблемы

4. Обоснование стратегии  решения проблемы

4.1. Детальное описание  объекта 
4.2. Определение области изменения переменных факторов 
4.3. Определение требований к решению 
4.4. Определение критериев эффективности решения 
4.5. Определение ограничений

5. Разработка вариантов решения

5.1. Расчленение задачи  на подзадачи 
5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче 
5.3. Построение моделей и проведение расчетов 
5.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме

 

5.5. Обобщение результатов  по каждой подзадаче 
5.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче 
5.7. Разработка вариантов решения всей задачи

6. Выбор лучшего варианта

6.1. Анализ эффективности  вариантов решения 
6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров

7. Корректировка и согласование  решения

7.1. Проработка решения  с исполнителями 
7.2. Согласование решения с функционально взаимодействующими службами 
7.3. Утверждение решения

8. Реализация решения

8.1. Подготовка рабочего плана реализации 
8.2. Его реализация 
8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации 
8.4. Оценка эффективности принятого и реализованного решения


При принятии решений широко используется моделирование проблемных ситуаций. Моделирование – процесс исследования реальной системы, включающий построение модели, изучение ее свойств и перенос полученных сведений на моделируемую систему. Модель – это некоторый материальный или абстрактный объект, находящийся в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом, несущий о нем определенную информацию и способный его замещать на определенных этапах познания.

При разработке решений широко используются:

- концептуальное моделирование, т.е. предварительное содержательное описание исследуемого объекта, которое не содержит управляемых переменных, играет вспомогательную роль. Модели имеют вид схем, отражающих наши представления о том, какие переменные наиболее существенны и как они связаны между собой;

- математическое моделирование, т.е. процесс установления соответствия реальному объекту некоторого набора математических символов и выражений. Математические модели наиболее удобны для исследования и количественного анализа, позволяют не только получить решение для конкретного случая, но и определить влияние параметров системы на результат решения;

- имитационное моделирование, т.е. воспроизведение (с помощью ЭВМ) алгоритма функционирования сложных объектов во времени, поведения объекта. Имитируются элементарные явления, составляющие процесс, с сохранением их логической структуры и последовательности протекания. Это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения испытаний с реальным объектом проводятся опыты на математических моделях.

Выделяют следующие основные этапы  построения математических моделей.

1. Содержательное описание моделируемого объекта. Такое предварительное, приближенное представление объекта исследования называется концептуальной моделью. Этот этап является основой для последующего формального описания объекта.

2. Формализация операций. На основе содержательного описания определяется и анализируется исходное множество характеристик объекта, выделяются наиболее существенные из них. Затем выделяют управляемые и неуправляемые параметры, вводят символьные обозначения. Определяется система ограничений, строится целевая функция модели. Таким образом, происходит замена содержательного описания формальным (символьным, упорядоченным).

3. Проверка адекватности модели. По результатам проверки модели на адекватность принимается решение о возможности ее практического использования или о проведении корректировки.

4. Корректировка модели. На этом этапе уточняются имеющиеся сведения об объекте и все параметры построенной модели. Вносятся изменения в модель и вновь выполняется оценка адекватности.

5. Оптимизация модели. Сущность оптимизации (улучшения) моделей состоит в их упрощении при заданном уровне адекватности. В основе оптимизации лежит возможность преобразования моделей из одной формы в другую. Основными показателями, по которым возможна оптимизация модели, являются время и затраты средств для проведения исследований и принятия решений с помощью модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Разновидности планирования в менеджменте. 
 
Планирование - одна из основных функций менеджмента. Корпоративный или бизнес-план компании направляет ее деятельность. План маркетинга - только одна из составляющих корпоративного плана, поэтому процесс планирования должен осуществляться как часть генерального плана компании и процесса бюджетирования. В результате значительных изменений в экономической среде в 1970-1980-х гг. фокус внимания менеджмента компаний переместился с долгосрочного планирования на осуществление планов действий, реализация которых позволяет получить результаты за короткий период времени и на основе которых совершенствуются долгосрочные стратегические планы. Новое "стратегическое" планирование предполагает, что менеджмент оперативно реагирует на поступающую информацию и использует ее. Для подготовки корпоративного плана компания должна установить цели деятельности, провести аудит и подготовить отдельные планы для каждой функциональной сферы деятельности компании. Все они должны быть согласованы и скоординированы в единый корпоративный план. Современный менеджмент фирмы призван к исполнению комплекса важнейших функций: постановка целей, разработка планов, политики, методов, стратегии и тактических приемов. Менеджеры организуют и координируют, руководят и контролируют, служат движущей силой и связующим звеном. Планирование - лишь одна из этих функций, но одна из важнейших: план деятельности, или бизнес-план, компании направляет деятельность фирмы в целом. Без планирования, в сегодняшних бизнес реалиях, практически невозможно достигнуть высоких результатов. 
 
Маркетинговый план - важнейшая часть плана компании, а процесс планирования маркетинга должен осуществляться как часть общего процесса планирования и составления бюджета фирмы.  
 
Существует ряд различных подходов к планированию. В традиционном планировании планы обычно подразделяются в зависимости от того, на какой период времени они рассчитаны, например:  
 
долгосрочные планы;  
 
среднесрочные планы;  
 
краткосрочные планы. 
 
Универсального определения периодов планирования не существует. Долго- и среднесрочные планы часто называют "стратегическими", потому что в них рассматриваются рассчитанные на длительный период времени стратегии бизнеса, краткосрочные планы часто называют "корпоративными" или "бизнес-планами", так как они являются руководством для повседневной деятельности. Использование того или иного плана зависит от того, чем занимается компания, какие рынки она обслуживает и насколько необходимо ей планирование выпуска продукции в будущем.  
 
Долгосрочное планирование направлено на оценку общих экономических и деловых тенденций на много лет вперед. Оно определяет направленные на обеспечение роста соответствующие долгосрочным ее задачам стратегии компании, что имеет особое значение для предприятий таких отраслей, как оборонная промышленность, космонавтика и фармацевтика (в которых сроки освоения новой продукции достигают 5-10 лет). В этих отраслях долгосрочное планирование охватывает период 10-20 лет. Однако у большинства компаний сроки освоения продукции не так велики, и долгосрочное планирование не заглядывает вперед дальше чем на 5-7 лет.  
 
Среднесрочное планирование более практично и занимает период не более 2-5 лет (обычно - 3 года). Среднесрочное планирование больше привязано к жизни, поскольку касается недалекого будущего; более вероятно, что план будет отражать реальную действительность. Среднесрочный "стратегический" план основывается на тех же стратегиях, что и долгосрочный, но основные решения должны осуществляться за более короткие сроки. К такого рода решениям относятся: внедрение новой продукции, потребность в капиталовложениях, наличие и использование персонала и ресурсов.  
 
Краткосрочное планирование (и бюджетирование) обычно охватывает период до одного года и предполагает разработку "корпоративных" или "бизнес"-планов компании и сопряженных с ними бюджетов. В таких планах рассматривается ближайшее будущее и детали того, что компания намерена предпринять за двенадцатимесячный период (привязанный к финансовому году компании). Из всех планов краткосрочные планы являются наиболее подробными. При необходимости в них в течение года вносятся коррективы.

Информация о работе Принципы и закономерности менеджмента