Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:07, реферат
Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает создание, управление, контроль и максимально эффективное использование социально-экономических систем и моделей различных уровней. Управление социально-экономическими системами, в том числе производственными, получило название менеджмент [3, с.234].
Термин «менеджмент» прочно вошёл в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идёт о руководстве деятельностью рыночных субъектов (хозяйствовании).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Принципы менеджмента 5
2. Законы менеджмента 9
3. Закономерности менеджмента 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
4. Как обеспечить
гармонию методологии и
Основой формирования эффективной методологии управления многочисленными сферами деятельности является создание системы менеджмента, аккумулирующей современные знания и мировой опыт осуществления этой сложной интеллектуальной и высокоответственной работы. Первостепенной важности задачей при этом должна быть выработка философии и концепции управления, миссии деловой организации, ее стратегии, целей, принципов и остальных элементов, присущих системам такого рода (рис. 3.2). Это обусловлено тем, что успех организации может быть обеспечен только в том случае, если эти важнейшие концептуальные положения как установки станут правилами поведения всего персонала. Содержание этих документов для работников деловых организаций должно иметь значение, аналогичное значимости конституции государства для граждан страны. Классики научного менеджмента по этому поводу указывали, что правильные принципы в руках посредственных людей сильнее бессистемных и случайных попыток гениев. В современной, несравненно более сложной экономической жизни этот закон эффективной деятельности приобретает особое значение.
Рис. 3.2. Схема формирования
методологии эффективного
менеджмента деловых организаций
5. Каковы основные задачи функционирования и развития инфраструктуры менеджмента?
Инфраструктура менеджмента (структура
системы менеджмента) – это совокупность
научных подходов, принципов и
методов, а также целевой, обеспечивающей,
управляемой и управляющей
Рисунок 1. – Структура системы менеджмента2
Инфраструктура менеджмента (структура системы менеджмента):
1.1 – повышение качества
1.2 – ресурсосбережение;
1.3 – расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке;
1.4 – организационно-техническое развитие производства;
1.5 – социальное развитие
2.1 – методическое обеспечение;
2.2 – ресурсное обеспечение;
2.3 – информационное обеспечение;
2.4 – правовое обеспечение;
3.1 – стратегический маркетинг;
3.2 – НИОКР;
3.3 – организационно-
3.4 – производство;
3.5 – тактический маркетинг;
3.6 – сервис выпущенных товаров;
4.1 – управление персоналом;
4.2 – разработка управленческого решения;
4.3 – оперативное управление реализацией решения.1
Современный менеджмент, в зависимости
от того где он развивается и формируется,
имеет ряд общих и
В общем внешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.
Экономические факторы
Факторы в экономической окружающей среде должны постоянно оцениваться, т. к. состояние экономики влияет на цели фирмы и способы их достижения. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости населения, ставки кредитования бизнеса и т. д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия. Так, колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной обретения или потери крупных сумм денег.
Политические факторы
Для бизнеса имеет большое значение политическая стабильность в обществе. От этого зависит уровень притока инвестиций и другого рода ресурсов в определенный регион. Отношение административных органов власти к бизнесу выражается в установлении различных льгот или пошлин, которые либо развивают бизнес в регионе, либо вытесняют сто, создавая неравноправные условия для различных организаций. Также используются приемы лоббирования интересов определенных промышленных групп в правительственных учреждениях, что также оказывает влияние на весь бизнес в целом.
Социокультурные факторы
При организации деятельности нельзя не учитывать ту культурную среду, в которой она происходит. Речь идет, прежде всего, о преобладающих в обществе жизненных ценностях и традициях. На этой основе базируется стандарт поведения. Известно принципиальное отличие американского и японского стандартов. В первом случае стандарт выражен в "индивидуалистическом" подходе к организации, а во втором - в "семейном" подходе. Отсюда нормой поведения в одном случае является стремление к карьерному росту с регулярной сменой мест работы (в США считается, что человек должен менять работу раз в несколько лет), в другом - человек работает в организации всю жизнь, относясь к начальнику как к отцу, которого надо слушать.
Научно-технический прогресс
Этот фактор определяет возможность повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей. Для того чтобы организация могла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределять большие объемы информации о новациях, возникающих в среде деятельности. В последнее время появились совершенно новые технологии обработки ресурсов и информации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая связь, биотехнологии и т. д. Исследователи говорят о высокой скорости изменения технологий, и эта тенденция сохраняется.
Международные факторы
Если ранее считалось, что международная среда является объектом внимания только тех организаций, которые работают на экспорт, то теперь изменения в мировом сообществе затрагивают практически все предприятия. В современном мире присутствует тенденция глобализации рынка. Это значит, что стираются границы между бизнесом в различных странах, развиваются транснациональные корпорации, все большее влияние имеют международные экономические и политические организации. К факторам, обусловливающим развитие международного бизнеса, относятся: более низкие издержки ведения бизнеса за границей, стремление уйти от торговых ограничений внутри страны, а также инвестиционные и производственные возможности других стран.1
К основным внутренним переменным традиционно относят: цели, структуру, задачи, технологии и людей.
1. Цель есть конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа работающих вместе людей. В ходе работы руководство разрабатывает цели и доводит их до сотрудников организации, и этот процесс имеет большое значение, так как дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться. Общие цели сплачивают коллектив и придают всей работе осознанность. У организаций существуют разнообразные цели, и их сущность во многом зависит от типа организации.
Коммерческие организации. Цели подобных организаций должны отражать коммерческий результат в виде прибыли (рентабельности), дохода, производительности труда и т. д.
Некоммерческие организации (ассоциации, фонды). По определению деятельность этих организаций не направлена на получение прибыли. Их назначение, в основном, определяется социальной направленностью, поэтому цели могут быть сформулированы как защита прав, развитие научного направления, поддержка культуры региона и т. д.
Государственные (муниципальные) организации. Для этих организаций получение прибыли не является доминирующей целью. Зачастую преобладают цели поддержки существования и развития государства (региона). Организации развиваются в рамках установленного бюджета (страны, региона, района). Поэтому цели определяются властями территорий и могут быть сформулированы как развитие среднего образования, обеспечение ввода в действие новых больничных комплексов, поддержка общественного питания и т. д: Надо отметить, что получение прибыли как таковой может иметь большое значение, но инвестируются заработанные деньги в значимые для государства объекты.
Так же объектом внимания менеджеров являются цели подразделений.
2. В целом вся организация
состоит из нескольких уровней
управления и различных
3. Задача - это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность в организации включает в себя ряд задач, которые необходимо выполнить для достижения целей организации. Задачи традиционно делятся на три категории:
- задачи по работе с людьми;
- задачи по работе с машинами, сырьем, инструментами и т. п.;
- задачи по работе с
4. Следующей внутренней
6. Почему цель несет в себе интеграционный потенциал?
Стратегия представляет
собой систему управленческих решений,
определяющих перспективные направления
развития организации, сферы, форм и
способы ее деятельности в условиях окружающей среды
и порядок распределения ресурсов для
достижения поставленных целей. Главной
задачей разработки стратегии является
достижение конкурентных преимуществ
и рентабельности организации.
Успех компании в стратегической перспективе
будут обеспечивать топ-менеджеры, выстроившие
оптимальные взаимосвязи между стратегическим
поведением, интеграционным потенциалом
компании и коннкурентоориентированностью
(рис. 1).
Рис. 1. Гипотеза стратегического успеха
Под конкурентоспособностью
понимается способность максимального
расширения собственных возможностей
с целью реализации интеграционного
ресурсного потенциала и упрочения
позиций на рынке, получения максимальной прибыли
и удовлетворение потребностей населения
в товарах (услугах).
Конкурентоориентированность организации
предшествует формированию ее конкурентоспособности,
процесс конкурентоориентирования представляет
собой комплексное воздействие на компанию
со стороны внешней среды для осознания
положения в конкурентной среде, формирования
уникального вектора организационного
поведения и стремления постоянно совершенствовать
собственные результаты [3].
Каждая фирма, прокладывая себе дорогу
в мире бизнеса, имеет свою стратегию,
или сформулированную публично (что случается
достаточно редко), или проявляющуюся
через практическую деятельность, прежде
всего, в принятии решений руководством.
Руководители фирм после определенных
размышлений без особого труда формулируют
возможные, по их мнению, альтернативы
развития компании. Гораздо сложнее обстоит
дело с выбором единственно верной и эффективной
стратегии, соответствующей реальному
положению фирмы в мире бизнеса. Эффективная
работа фирмы может быть достигнута только
при совпадении ее возможностей с состоянием
внешней среды, в рамках которой оперирует
компания. Зачастую руководство компаний
интуитивно ощущает направление развития,
но не имеет ясного представления о целях,
которые необходимо достичь, и не знают,
каким образом это сделать.
Исходя из особенностей инновационной
деятельности, можно выделить принципы
стратегического управления интеграционным
ресурсным потенциалом, такие как принцип
комплексности, уникальности, эффективности
и др. Рассмотрим наиболее значимые, на
наш взгляд, принципы в табл. 1.
Таблица 1
Принципы
стратегического управления интеграционным
ресурсным потенциалом (ИРП)
(по материалам [2; 4])
№ п/п |
Принципы управления |
Характеристика |
1 |
Принцип комплексности |
Управление ИРП должно быть комплексным, учитывающим что менеджмент — это многогранный процесс с различными фазами и этапами осуществления проектов и финансирования, при этом необходимо учитывать условия турбулентности внешней среды и иметь гибкие схемы адаптации к переменам |
2 |
Принцип измеримости |
Все показатели управления, определяющие эффективность ИРП, должны быть измеримы (основные показатели — количественно) |
3 |
Принцип уникальности |
Заключается в том, что
ИРП каждого предприятия |
4 |
Принцип эффективности: |
Управление ИРП должно способствовать осуществлению: |
– стратегической |
миссии предприятия, реализации главной его цели, формированию стратегического поведения | |
– экономической |
нести экономический эффект (максимизация прибыли) | |
– социальной |
формировать общественную значимость | |
– управления |
способствовать росту
управляемости компанией, гибкости
и адаптивности системы управления
ей, и, как следствие, повышению | |
5 |
Принцип системности |
При управлении ИРП следует учитывать, что ИРП имеет сложную структуру потенциалов, взаи-мозависимых от потенциалов внешней среды, а также необходимо учитывать синергетический эффект интеграции потенциалов в ИРП |
6 |
Принцип последовательности |
Любое управление должно быть последовательным |
7 |
Принцип учета фактора времени |
В процессе управления ИРП необходимо учитывать динамичность изменений в окружающей среде, неравноценность разновременных затрат и/ или результатов |
8 |
Принцип учета неопределенности и рисков |
Управление ИРП — инновационно, а, следовательно, характеризуется высоким уровнем риска |
9 |
Принцип взаимосвязан-ности |
Управление ИРП должно осуществляться во взаимосвязи с основной деятельностью предприятия, а также с учетом внешних связей со средой функционирования |
10 |
Принцип интеграции |
Управление ИРП должно быть встроено в систему управления предприятия, а также осуществляться при условии интеграции диверсификации и системного подхода к управлению. Заключается в регулировании меры функционального участия в процессах менеджмента, выравнивании нагрузки, оптимизации связей, эффективном использовании ресурсов, достижении синергетического эффекта совместной деятельности |