Принципы контроля в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть контроль в системе управления. Задачами данной работы являются:
· Дать определение понятию контроль, определить его сущность;
· Определит значение контроля в системе управления;
· Дать определение понятию и видам контроля;
· Рассмотреть процесс контроля и его этапов.

Содержание работы

Введение............................................................................................2
Понятия контроля в системе управления.........................................3
Значение контроля. Цикл контроля, основные этапы.....................4
Время контроля................................................................................9
Типы контроля................................................................................10
Установление стандартов контроля................................................13
Уровни контроля.............................................................................14
Виды контроля................................................................................15
Организация контроля....................................................................16
Заключение........................................................................................23
Список использованной литературы...............................................25

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент1.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Со стороны  производителя медицинских услуг контроль подразделяется на:

  • внутренний контроль в лечебно-профилактическом учреждении;
  • контроль     структур     и     должностных     лиц     органов     управления здравоохранением;
  • контроль профессиональных медицинских ассоциаций;
  • контроль лицензионно-аккредитационных комиссий и комитетов и др.

Как было сказано выше, в нормативно-правовых документах выделены два вида контроля: вневедомственный и ведомственный контроль качества медицинской помощи.

При осуществлении любого вида контроля проводится оценка объема и качества. Объектами контроля могут быть: медицинская помощь, взаимодействие пациента и медицинских работников, а также взаимодействие пациента с другими субъектами системы.

Субъектами (участниками) системы контроля являются: лицензионно-аккредитационные комиссии (ЛАК), территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, профессиональные медицинские ассоциации, фонды социального страхования, органы управления здравоохранением, лечебно-профилактические учреждения.

 

Организация и  проведение внутреннего (ведомственного) и внешнего (вневедомственного) контроля качества медицинской помощи. 

Внутренний (внутриведомственный) контроль за выполнением стандартов лечебно-диагностического и медико-профилактического процессов в системе здравоохранения направлен на оценку и анализ осуществляемых медицинских технологий и их результатов. Внутриведомственный контроль предусматривает применение мер организационного, образовательного и административного воздействия к лицам или учреждениям в случаях выявления дефектов или врачебных ошибок при оказании медицинской помощи, планирование мероприятий по предупреждению дефектов и врачебных ошибок, а также оказания медицинской помощи ненадлежащего качества.

Система внутриведомственного контроля КМП имеет многоуровневый характер: федеральный, территориальный, учрежденческий.

Основными нормативно-правовыми  документами, регламентирующими проведение внутриведомственного контроля качества медицинской помощи, являются приказы  Минздрава РФ, (№ 5 от 13 января 1995 г., № 336/77 от 24 октября 1996 г., № 291 от 6 октября 1998 г., № 36 от 11 декабря 1998 г.).

Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, клинико-экспертными комиссиями и  штатными и внештатными специалистами системы здравоохранения.

В соответствии с приказами  Министерства здравоохранения РФ, на уровне ЛПУ экспертиза качества медицинской  помощи является функцией заведующих подразделениями (первая ступень экспертизы), заместителей руководителя учреждения по клинико-экспертной работе, лечебной работе, амбулаторно-поликлинической помощи (вторая ступень экспертизы), клинико-экспертных комиссий учреждения (третья ступень экспертизы). 
Во многих стационарных учреждениях, объединенных больницах и крупных специализированных учреждениях организуется несколько клинико-экспертных комиссий: экспертизы временной нетрудоспособности, лечебно-контрольная комиссия, комиссия по изучению летальных исходов, комиссия по изучению внутрибольничных инфекций и другие.

Экспертиза технологического процесса оказания медицинской помощи проводится по отдельным законченным случаям на основе данных учетно-отчетной документации. При необходимости может быть проведена и очная экспертиза.  

 

Экспертному контролю обязательно подлежат:

-         случаи летальных исходов;

-         случаи внутрибольничного инфицирования;

-         случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;

-         случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года;

-         случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или времени нетрудоспособности);

-         случаи расхождения диагнозов;

-         случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или  их родственников.

Все прочие случаи оказания медицинской помощи должны иметь одинаковую возможность быть подвергнутыми экспертной оценке, что обеспечивается статистическим методом «случайной» выборки. В течение месяца заведующий стационарным отделением проводит экспертизу не менее 50% законченных случаев, заместитель руководителя ЛПУ - 30-50 экспертиз в течение квартала. В поликлинике заведующий отделением проводит экспертизу не менее 10% законченных случаев, заместитель по клинико-экспертной работе - не менее 30-50 экспертиз в квартал.

Организация и объемы работы должностных лиц, осуществляющих контроль качества, а также клинико-экспертной комиссии должен быть определен соответствующим Положением.

Экспертиза КМП конкретному  больному предусматривает сопоставление  ее со стандартами, которые, как правило, содержат унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах болезни. Ведущая роль при экспертизе КМП принадлежит заключению эксперта, который, кроме выполнения стандартов, учитывает все особенности данного индивидуального случая. Эксперт во время проведения экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в обязательном порядке оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, адекватность выбора и последовательности лечебных мероприятий, правильность и точность постановки диагноза; выявляет дефекты и их причины; готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

На каждый случай экспертной оценки заполняется карта экспертной оценки стационарного или амбулаторного больного. Существуют автоматизированные технологии оценки качества медицинской помощи и программа «Экспертная деятельность лечебно-профилактического учреждения».

В результате обработки  экспертных случаев рассчитываются показатели, характеризующие качество и эффективность медицинской помощи.

Контроль качества медицинской  помощи в ЛПУ осуществляется и  путем ежедневного оперативного управления на утренних конференциях, обхода заведующего отделением, контроля ведения медицинской документации на консультациях специалистов. Для разбора врачебных ошибок, случаев расхождения    диагнозов    необходима    четкая   организация    лечебно-контрольных комиссий, комиссий по изучению летальных исходов, инфекционной комиссии и др. с соответствующими организационными выводами, которые должны находить свое отражение в приказах, распоряжениях и инструкциях.

Изучая ряд проблем, связанных с изменением работы должностных  лиц и клинико-экспертных комиссий ЛПУ в новых условиях отмечают большую перегруженность в работе комиссий, увеличение управленческих функций (работа с документами, контроль, координация деятельности с внешними структурами). Как следствие, снижается качество самих экспертиз лечебно-диагностического процесса при проведении контроля.

Среди факторов перегрузки, как заведующие, так и заместители  главного врача по клинико-экспертной работе отмечают неукомплектованность лечебных учреждений врачами и сестринским  персоналом, а также большое число  новых нормативных документов и существующую практику выполнения рутинных функций.

Проводимые исследования организационных, методических, профессиональных и психологических аспектов деятельности заведующих отделениями и заместителей главного врача по клинико-экспертной работе (КЭР) позволят разработать комплекс мероприятий по совершенствованию их деятельности, дать рекомендации по оптимальным нагрузкам, что будет способствовать повышению эффективности внутреннего контроля качества медицинской помощи.

Наиболее значимым при проведении оценки КМП является самоконтроль врача и организация работы по подготовке специалистов по вопросам стандартизации медицинских услуг.

Организация оценки качества и эффективности медицинской  помощи является не только способом выявления  дефектов в работе, но и, в определенной степени, мерой по повышению ее уровня. С этой целью каждый выявленный дефект, каждый случай расхождения в оценке качества на различных этапах экспертизы, а также существенные отклонения от нормативных затрат должны быть поводом для специального обсуждения с целью повышения уровня знаний медицинских работников и выработки оптимальных подходов к лечебно-диагностическому процессу.

Система   оценки   качества   и   эффективности   медицинской   помощи должна функционировать непрерывно, что позволит оперативно получать необходимую для управления информацию. При этом основным фактором перехода от оценки качества и эффективности к их повышению является образование и постоянное совершенствование персонала. Дисциплинарные меры или меры наказания являются крайним и малоэффективным средством улучшения КМП.

Участие всех должностных  лиц в осуществлении системы  должно быть творческим, а не сводиться  к механическому выполнению поставленных задач. При необходимости в ходе внедрения данной системы и ее адаптации могут быть внесены те или иные коррективы. Так, например, в стационарных учреждениях нужно использовать все возможные организационные формы работы: конференции, заседания советов, обсуждение планов и отчетов и др. Например, в крупных многопрофильных больницах могут проводиться следующие виды конференций:

-         утренние врачебные конференции;

-         еженедельные общие больничные конференции;

-         еженедельные хирургические конференции с подробным разбором проведенных операций и  обсуждением предоперационных концепций;

-         еженедельные конференции терапевтов, либо других специалистов;

-         научно-практические конференции;

-         клинико-анатомические конференции;

-         клинические разборы и т.д.

Эффективную (особенно в оперативном плане) роль выполняют совещания, например:

-   еженедельные совещания администрации учреждения;

-   еженедельные совещания заведующих отделениями;

-   еженедельные совещания старших (главных) сестер, и др.

Определенная миссия в обеспечении качества медицинской помощи принадлежит в ЛПУ обходам и дежурствам.

Выделяют административные и клинические обходы отделений (главным врачом, заместителями, профессорами, доцентами, руководителями отделений). В ЛПУ организуются административные дежурства в вечерние часы, праздничные и выходные дни, дежурства руководителей отделений в вечерние часы, дежурства заместителей главного врача и главных специалистов в выходные и праздничные дни.

Любая система контроля имеет цель - определение соответствия проводимых мероприятиях, тому что гарантирует нормативный документ.  
 
Нормативные документы:  
• Территориальная программа ОМС  
• Перечень медицинских услуг, которые оказывают за счет государственной или муниципальной системы здравоохранения  
• Перечень дорогостоящих операций и приравненных к ним вмешательств, которые финансируются за счет государственного бюджета  
• Положение о порядке проведения экспертизы качества медицинской помощи  
• Медико-экономические и медико-технологические стандарты  
Система контроля качества позволяет решать такие фундаментальные задачи как:  
• защита прав пациента в части предоставления им гарантированного объема и качества медицинской помощи,  
• эффективный контроль за использованием финансовых средств,  
• создание механизма возмещения ущерба здоровью и трудоспособности, которые возникают по вине лечебно-профилактических учреждений.  
В настоящее время большое внимание уделяется эффективности выполнения медицинскими учреждениями своей работы. Эффективность определяется тем, насколько хорошо налажена административная и вспомогательная работа, которая влияет на конечный результат. Эффективность качества определяется на основе индикаторов, специальных стандартов, баз данных. Индикаторами может быть оценена доступность лечения, его правильность, компетентность специалистов, рентабельность. Хотя эти индикаторы не являеются непосредственной мерой качества - они акцентируют внимание на тех вопросах, которые требуют наиболее активного вмешательства, потому что без этого нельзя создать определенный уровень качества.  

 

 

Заключение

Контроль является неотъемлемой функцией управления организацией.

Контроль - это процесс  обнаружения несоответствия фактически достигнутых результатов плановым и коррекция несоответствия.

Существуют различные  виды контроля. Его разделяют на четыре группы:

1) по времени осуществления:  предварительный, текущий, заключительный:

2) по степени охвата: общий, выборочный;

3) по срокам проведения: систематический, периодический,  разовый;

4) по форме осуществления:  финансовый, административный, технический.

Итак, контроль - это процесс, основанный на проведении наблюдений и измерений, сравнении со стандартными показателями и коррекции несоответствий в деятельности.

Исходным условием для  осуществления процесса контроля является определение целей контроля или использование плановых показателей. Чтобы определить, насколько эффективно выполняется работа в реальности, менеджер должен обладать полной информацией о рабочем процессе. Поэтому на втором этапе процесса контроля обязательно проведение наблюдений и измерение фактических показателей. На следующем этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом он должен понимать, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. Четвертый и последний этап процесса контроля заключается в проведении коррекции деятельности по результатам контроля, т.е. в регулировании.

Для оптимального решения  задач организации контроль должен соответствовать определенным требованиям, а именно, быть: действенным, гибким, систематическим, комплексным, экономичным, гласным, своевременным и понятным. Соответствие контроля этим характеристикам делает его действенным и эффективным.

Никто не заставляет компании внедрять инновации в сфере контроля. Но если есть внутренняя потребность менеджмента в достоверной и объективной информации о работе компании, если руководство хочет принимать обоснованные управленческие решения, то выход один - внедрение новых методов, технологий и форм организации контроля и регулирования деятельности: TQM, контроллинга и самоконтроля персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Ансов И. Стратегическое управление. М. Экономика, 2005 г.
    2. Ануфриев С.А. Особенности менеджмента в медицинских клиниках // Менеджмент в медицине. - 2010.
    3. Блинов А., Василевская О. Искусство управления персоналом. - М.: Гелан, 2011.
    4. Волкова К.А. Предприятие: стратегия структуры, положения об отделах и службах, должностные инструкции. М. Экономика. 2007 г.
    5. Герчекова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
    6. Кисилев С.В., Сабитов Н.Х., Вахитов Ш.М. и др. Специфика экономики и управления здравоохранения. - Казань: Медицина, 1998
    7. Основы кадрового менеджмента. М. «Дело», 2005 г.
    8. Решетников А.В. Экономика Здравоохранения. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2009.
    9. Травин В.В., В.А. Дятлов. Менеджмент, - М., 2005.
    10. Шекшня С.В. Управление персоналом современной ситуации. М.: Интел-синтез. 2007 г.
    11. Интернет ресурсы http://www.rusmedserv.com/zdrav/menegzdrav/article_86.html.

Информация о работе Принципы контроля в системе управления