Принципы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

Принципы менеджмента реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно обеспечить такие условия труда, чтобы в максимальной степени использовать эти человеческие качества.
Однако один из основоположников научной организации труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает своё место среди принципов управления, во всяком случае, на то время, пока практика подтверждает его эффективность.

Содержание работы

Содержание

1. Принципы менеджмента …………………………………………………….. 3
2. Организационная структура управления и её виды ……………………….. 7
3. Каковы основные проблемы менеджмента в России? 14
Список использованной литературы…………………………………………... 29

Файлы: 1 файл

1. Принципы менеджмента.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 

1. Принципы менеджмента …………………………………………………….. 3
2. Организационная структура управления и её виды ……………………….. 7
3. Каковы основные проблемы менеджмента в России? 14
Список  использованной литературы…………………………………………... 29

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Принципы менеджмента 

      Принципы  менеджмента реализуются через  сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно  обеспечить такие условия труда, чтобы в максимальной степени  использовать эти человеческие качества.

     Однако  один из основоположников научной организации  труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказал мысль о том, что  количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает своё место среди  принципов управления, во всяком случае, на то время, пока практика подтверждает его эффективность.

     В связи с этим,  все  принципы менеджмента целесообразно сгруппировать  в две группы – общие и частные.

     К общим принципам управления относятся  принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

     Принцип применимости – менеджмент разрабатывает  своего рода руководство к действию для все работающих в фирме  сотрудников.

     Принцип системности – менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры и системы в целом.

     Принцип многофункциональности – менеджмент охватывает различные аспекты деятельности:: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

     Принцип интеграции – внутри системы должны интегрироваться различные способы  отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить  на свои миры.

     Принцип ориентации на ценности – менеджмент включен в общественный окружающий мир с определёнными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство. Честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т. п. Всё это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

     В отечественной теории управления частные  принципы управления народным хозяйством были сформулированы ещё В.И. Лениным  и многие из них не потеряли значения и в наши дни, а рыночной экономике  значимость их неизмеримо возросла.

     Основным частным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

     Принципы  сочетания централизации децентрализации  предполагают необходимость умелого  использования единоначалия и коллегиальности  в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности.

     Коллегиальность предполагает выработку коллективного  решения на основе мнений руководителей  разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

     Соблюдение  правильного отношения между  единоначальником и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности, решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.

     Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-  экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

     Научная обоснованность управления означает на только использование науки при  выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

     Суть  принципа плановости заключается в  установлении основных направлений  и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

       Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчинённый должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несёт ответственность за их выполнение возложенных на него задач.

     Принцип частной автономии и свободы  предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих  экономических субъектов, выполняющих  управленческие функции по своему желанию  в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т. п.

     Принцип иерархичности и обратной связи  заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой  первичные (нижней уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.

     Постоянный  контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По сути. Это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему. Которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

     Суть  принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему  поощрений и наказаний. Рассматривая её с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируя по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.

     Одним из важнейших принципов современного менеджмента является демократизация управления – участие в управлении организацией всех сотрудников. Форма  такого участия различны: долевая  оплата труда; денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т. п.

     Согласно  принципу государственной закономерности  системы менеджмента организационно – правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного (федерального, национального) законодательства.

     Принцип органической целостности объекта  управления предполагает управление как  процесс воздействия субъекта управления на  объект управления. Они должны составлять единую комплексную систему, имеющую выход. Обратную связь и связь с внешней средой.

     Принцип устойчивости и мобильности системы  управления предполагает, что при  изменении внешней  и внутренней среды организации система менеджмента  не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость определяется, прежде всего, качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента, прежде всего к изменениям во внешней среде.

     Одновременно  с устойчивостью управленческий процесс должен быть мобильным, т.е. максимально полно учитывать изменения и требования потребителей продукции и услуг. 

2. Организационная структура управления и её виды

      Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

      Схема организационной структуры управления отражает статическое положение  подразделений и должностей и характер связи между ними.

      Различают связи:

      - линейные (административное подчинение);

      - функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);

      - межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

      В зависимости от характера связей выделяются несколько основных видов организационных структур управления:

      - линейная;

      - функциональная;

      - линейно-функциональная;

      - матричная;

      - дивизиональная;

      - множественная.

      В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство  нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей.

      Функциональная  организационная структура реализует  тесную связь административного  управления с осуществлением функционального  управления (рис.1).

Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители

Рис. 1. Функциональная структура  управления

      На  рис. 1 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).

      В этой структуре нарушен принцип  единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

      Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 2).

Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные 
подразделения
; ОП - подразделения основного производства.

Рис. 2. Линейно-функциональная структура управления

      Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рис. 2 функциональные начальники составляют штаб директора).

      Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рис. 3. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

Рис. 3. Дивизиональная структура управления

      Матричная структура (рис. 4, 5) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

Рис. 4. Матричная структура управления, ориентированная на продукт

      Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.

Рис. 5. Матричная структура управления по проектам

Информация о работе Принципы менеджмента